Требования безопасности при спасании людей с затопленных зданий с помощью вертолета
Требования безопасности при снятии людей с затопленных сооружений, деревьев с использованием плавсредств.
Требования безопасности при использовании других средств спасения
Порядок подачи спасательного круга:
с берега – взять круг с внутренней стороны, принять положение устойчивого равновесия, сделать 1-2 размаха на уровне плеча с таким расчетом, чтобы круг упал плашмя на близком расстоянии от тонущего;
с катера на ходу – соблюдая положение устойчивого равновесия, бросить круг со стороны борта подхода к тонущему;
со шлюпки – встать на середине шлюпки так, чтобы средняя банка была между ногами; шлюпку развернуть кормой или носом к тонущему и бросить круг.
При подаче спасательного конца Александрова – надеть малую петлю на левую руку, в правую руку взять большую петлю с поплавком, набрать 4-5 шлагов троса.
Для снятия людей с затопленных зданий, сооружений, деревьев с использованием плавсредств необходимо:
подойти к сооружению (дереву) на малой скорости против течения, с безопасной стороны (при невозможности подхода к сооружению вплотную для посадки людей могут использоваться плотики и канаты);
замерить глубину воды на подходе и непосредственно у здания;
убедиться в отсутствии подводных препятствий;
надежно закрепить плавсредство;
закрепить страховочный трос для страховки спасаемых при посадке;
поднимать пострадавших на борт плавсредства при сильном ветре со стороны подветренного борта в месте, укрытом от действий ветра и волн (посадку осуществлять по одному);
разъяснить спасенным требования безопасности и поддерживать среди них дисциплину;
отметить время прибытия после высадки пострадавших;
вести наблюдение с целью предупреждения столкновений с затопленными местными предметами, плавающими льдинами, бревнами и недопущения повреждения (перевертывания) плавсредства.
Запрещается перегружать плавсредство сверх установленной грузоподъемности, садиться на борт, ходить и меняться местами во время движения. Размещение спасенных осуществляется в строгом соответствии с указаниями старшего, а спасателей - вдоль бортов и на корме.
При спасении людей с помощью вертолета необходимо соблюдать следующие правила:
выполнение работ проводить при скорости ветра не более 10м/сек, видимости не менее 2 км и температура воздуха в пределах +500…-200С;
спасатели должны быть экипированы с учетом состояния погоды и времени года;
вертолет должен быть оснащен комплектом системы спасения в режиме зависания, медикаментами и медицинскими средствами для оказания первой помощи при травмах, а в холодное время - средствами обогрева пострадавших;
снаряжение спасателей и другое необходимое имущество укладывается в упаковочную тару (погрузка неупакованных вещей запрещается);
посадка спасателей и погрузка имущества должны производиться при выключенном двигателе;
в полете запрещается находиться у открытой двери вертолета, передвигаться по кабине и курить;
при взлете и посадке вертолета запрещается находиться ближе 50 м от точки взлета (посадки);
в ходе проведения спасательных работ должна поддерживаться устойчивая связь между командиром экипажа, бортмехаником-оператором лебедки и высадившимися спасателями;
бортмеханик-оператор должен надеть страховочный пояс и закрепить страховочный пояс и закрепить страховочный трос,
проверять исправность тормозного блока лебедки; овальное отверстие в нижней части кожуха блока должно совпадать с таким же отверстием на пластине тормозного блока; фиксатор, находящийся в гнезде ролика, должен свободно без задержек перемещаться при нажатии на скобу, расположенную с тыльной стороны тормозного барабана; проверять правильность крепления троса к серьге и страховочной подвесной системе;
перед спуском необходимо подцепить траверсу десантного сидения (карабин страховочной системы), застопорить замок стопора (закрыть муфту страховочного карабина), доложить командиру экипажа о готовности к спуску;
запрещается открывать двери грузовой кабины без команды командира экипажа;
спуск спасателей и подъем пострадавших и спасателей на борт вертолета осуществляется только по команде командира экипажа;
перед спуском спасатель обязан правильно надеть и подогнать подвесную систему, надеть страховочный пояс и закрепить страховочный трос;
запрещается производить более 60 спусков (подъемов) на данном конце троса; при достижении этого пределы конца троса следует поменять местами;
при спуске необходимо внимательно следить за расстоянием до земли; приземление производится пружинисто на ноги;
при возникновении в период спуска крутящего момента надо развести руки в разные стороны до прекращения вращения;
в случае зависания на спусковом устройстве спускающийся должен перегнуть нижний свободный конец шнура вдвое, продеть его в верхнее овальное отверстие пластины тормозного блока, охватить его петлей по выемкам и затянуть шнур; убедивших в надежности зависания, подать сигнал выпускающему – развести руки в стороны;
отцепка замка вертлюга от траверсы десантного сидения производится только после уверенного приземления и касания земли тросиком заземления (перед отцепкой замка вертлюга надо откинуть стопор замка и открыть муфту страховочного карабина);
после отцепки от лебедки выход осуществляется вперед влево от вертолета на расстоянии 20-40 м;
в процессе выполнения операции по спуску и подъему должны строго выдерживаться место и высота зависания вертолета;
подъем пострадавших на борт вертолета в режиме зависания осуществляется сидя на десантом сидении с помощью бортовой лебедки;
раненные и больные поднимаются с помощью подвесной десантной системы на носилках;
подвесная система при подъемах носилок должна быть короткой: расстояние между лебедочным крюком (карабином) и нижней частью носилок – не более 80-90 см.
Перед подъемом людей спасатель обязан:
кратко проинструктировать спасаемых о правилах безопасности при подъеме;
помочь спасаемым надеть подвесную систему и подогнать ее по росту;
проследить за полным натяжением основного троса лебедки;
подцепить к траверсе подвесной системы замок вертлюга, застопорить замок;
дать команду на подъем спасаемого.
Бортмеханик-оператор проверяет присоединение подвесной системы спасаемого к крюку троса лебедки, докладывает командиру о готовности к подъему и по его команде начинает подъем.
После завершения подъема спасаемый заводится в грузовую кабину, отцепляется подвесная система, закрывается дверь грузовой кабины.
При спуске и подъеме спасателей и пострадавших по веревочной лестнице необходимо:
закрепить ее конец за устойчивый неподвижный предмет с таким расчетом, чтобы в случае вынужденного изменения положения вертолета в воздухе была возможность быстрого открепления веревочной лестницы;
подъем с поверхности воды производить с высоты не менее 15-20 м (при меньшей высоте возникают значительные волнения водной поверхности от работающего винта вертолета).
Одновременно на веревочной лестнице должны находится не более 2-х человек (пострадавший и страхующий его спасатель). Находящиеся на лестнице люди страхуются тросом, верхний конец которого крепится в вертолете; спасатель, застрахованный в вертолете, протравливает трос, не выпуская его из рук и давая слабину.
Во избежание поражения статическим электричеством запрещается:
касаться корпуса вертолета до его приземления на землю;
при работе с лебедкой и грузом на внешней подвеске – касаться троса лебедки или груза до момента соприкосновения их с землей;
предавать груз в руки из вертолета, находящегося в режиме зависания.