Документы личного происхождения как источник по новейшей отечественной истории.
Советская периодика как исторический источник. Характеристика основных жанров. Приемы источниковедческого анализа, особенности использования.
Демографические переписи 1970-80-х гг. Их особенности, возможности использования.
Перепись 1970 года шире 1959 года
Перепись 1970 г:
§ Сплошная по 11 вопросам
§ 25% - дополнительно по 7 вопросам
Вопросы: отношение к главе семьи, о времени постоянного проживания, пол, возраст, брак, национальность, родной язык, образование, место работы.
В отличие от переписи 1959 года перепись 1970 года имела большее количество вопросов о миграции населения («маятник миграции»). Ряд вопросов выяснялся по выборочному методу.
Через 3 месяца - первые итоги в 1972-73 гг. - 8 томов.
Дополнительная выборка позволяет выявить какие вопросы больше всего беспокоили правительство.
Перепись1979 г. Итоги - для служебного пользования. Повторяла программу переписи 1970 года.
Перепись 1989 г.
Перепись 2002 г.
Учет населения между переписями:
1. текущая статистика
§ естественное движение
§ миграция
2. данные учет карточек
3. списки избирателей
Распространение радио в 20-30-е гг.
50-е годы – распространение телевидения.
Пресса – идеологический орган.
Главная задача прессы – чтобы она дошла до каждого члена общества.
В развитии печати выделяют два периода:
1. 1917 – середина 30-х гг.
2. середина 30-х – 70-е гг.
3. 70-е гг. – середина 80-х гг.
4. 80-е – 1991 год.
В 20-е гг. сложились две главные группы: партийная и советская. «Правда», «Известия», «Беднота».
До 20-х гг. была пресса у меньшевиков и эсеров.
В годы гражданской войны и ВОВ – основное внимание военные события.
В советское время несколько типов периодических изданий:
1. Общеполитические издания для всех слоев общества
2. Издания для определенных социальных групп (рабочих, крестьян, интеллигенции): «Гудок»
3. Профессиональные производственно-отраслевые издания для специалистов разных областей: «Историк-марксист», «Красный архив».
4. Административно-территориальные издания с учетом административного деления для определенных регионов
5. Издания с учетом возрастных особенностей населения – для детей и юношества: «Комсомольская правда».
6. Юмористические
Печать имеет не только информационную функцию, но и выступает как источник официальных документов (тексты законов, правительственные сообщения, указы о награждениях, стенографические отчеты и т.д.)
Жанры:
1. Информационные (заметка, отчет, репортаж, интервью).
2. Аналитические (рецензии, обозрения, статьи).
3. Художественно-публицистические (очерк, фельетон, памфлет).
Характерные черты документов личного происхождения:
1. Субъективность.
2. Многообразие впечатлений. Сказывается фрагментарность, а в ряде случаев и однородность наблюдений.
3. Полемичность и публицистичность изложения.
Задача историка: определить формы и конкретные проявления влияния исторической обстановки на мемуариста и автора.
Воспоминания чаще всего сразу же в момент написания адресованы к широкой аудитории.
Основной источник переписки и мемуаров – память.
Жанры:
1. Дневники. Круг впечатлений ограничен только тем, что видел сам автор. Живые и яркие характеристики. Менее вероятны ошибки и провалы в памяти. Личный взгляд выражен без последующих наслоений. Автор, повествуя о событиях, не знает чем они закончатся. Виды дневников: дневник, записки, записные книжки. Дневники чаще всего посвящены каким-то периодам жизни.
2. Переписка. Пишутся, как правило, в момент самих событий. Свидетельство об общественно-политических взглядах автора. Многие письма обычно связаны с профессиональными занятиями автора. Переписка может служить источником биографии автора и его отношений с людьми.
3. Воспоминания. Рассчитаны на широкую читательскую аудиторию. Автор использует выборочно факты общественной жизни в соприкосновении со своими жизненными.
По многим направлениям исследования документы личного происхождения - единственный источник.
Значение этого типа источника определяется сохранностью и степенью опубликованности других исторических источников.
Проблемы источниковедческого анализа:
1. Сокращения и условные обозначения
2. Цель письма
3. Учет внешних признаков: другие документы
4. Учитывать впечатления участника событий
5. Степень влияния литературного источника на форму и содержание мемуарного произведения.