Вопрос 3. Принцип воздержания от угрозы силой или ее применения в международных отношениях

Статут Лиги Наций 1919 г. установил ограничения на право госу­дарств прибегать к войне. Лига приняла ряд документов, осуждающих агрессивные войны. В соответствии со ст. 1 Пакта Бриана-Келлога его участники «осуждают обращение к войне для урегулирования международных споров и отказываются от таковой в своих взаимных отношениях в качестве орудия национальной политики».

Согласно п. 4 ст. 2 Устава ООН все члены ООН воздерживаются в их международных отношениях от угрозы силой или ее примене­ния как против территориальной неприкосновенности или поли­тической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, несовместимым с целями Объединенных Наций. Данный принцип подтвержден в Декларации о принципах меж­дународного права, Заключительном акте 1975 г., Декларации об усилении эффективности принципа отказа от угрозы силой или ее применения в международных отношениях 1987 г.

Декларация о принципах международного права выделяет обя­занность воздерживаться от угрозы силой или ее применения с целью: 1) нарушения существующих международных границ дру­гого государства или в качестве средства разрешения международ­ных споров, в том числе территориальных споров или вопросов, касающихся государственных границ; 2) нарушения международ­ных демаркационных линий, включая линии перемирия; 3) актов репрессалий, связанных с применением силы; 4) насильственных действий, лишающих народы их права на самоопределение, сво­боду и независимость; 5) организации или поощрения организа­ции иррегулярных сил или вооруженных банд, в том числе наем­ников, для вторжения на территорию другого государства; 6) орга­низации, подстрекательства, оказания помощи или участия в актах гражданской войны или террористических актах в другом госу­дарстве или потворства подобным актам 6 пределах собственной территории; 7) военной оккупации территории государства или ее приобретения в результате угрозы силой или ее применения.

Прежде всего речь идет о запрещении вооруженной агрессии. Согласно ст. 1 Резолюции ГА ООН «Определение агрессии» (1974 г.) агрессией является применение силы государством против сувере­нитета, территориальной неприкосновенности или политической независимости другого государства или каким-либо другим обра­зом, несовместимым с Уставом ООН. В ст. 3 Определения пред­ставлен перечень конкретных действий, каждое из которых неза­висимо от объявления войны, будучи совершенным первым, будет квалифицироваться в качестве акта агрессии.

Совет Безопасности ООН может определить, что другие акты также представляют собой агрессию согласно положениям Устава ООН (ст. 4 Определения).

Согласно Определению применение вооруженной силы государ­ством первым в нарушение Устава является prima facie свидетель­ством акта агрессии. Но «Совет Безопасности может в соответствии с Уставом сделать вывод, что определение о том, что акт агрессии был совершен, не будет оправданным в свете других соответству­ющих обстоятельств, включая тот факт, что соответствующие акты или их последствия не носят достаточно серьезного характера» (ст. 2 Определения). Никакие соображения любого характера, будь то политического, экономического, военного или иного, не могут служить оправданием агрессии (ст. 5 Определения), которая ква­лифицирована как преступление против международного мира, влекущее международную ответственность. Никакое территори­альное приобретение или особая выгода, полученные в результате агрессии, не являются и не могут быть признаны законными.

В Декларации 1987 г. подчеркивается обязанность госу­дарств не применять и не поощрять применение экономических, политических или других мер с целью добиться подчинения себе другого государства для осуществления им своих суверенных прав и получения от этого каких-то преимуществ.

Допускается правомерное применение силы в порядке самообо­роны и в случае применения мер объединенными вооруженными силами от имени ООН и региональных организаций безопасности в целях поддержания международного мира и безопасности.

Статья 51 Устава ООН указывает: «Настоящий Устав ни в коей мере не затрагивает неотъемлемого права на индивидуальную или коллективную самооборону, если произойдет вооруженное напа­дение на Члена Организации, до тех пор пока Совет Безопасности не примет мер, необходимых для поддержания международного мира и безопасности...». Право на самооборону принадлежит госу­дарствам изначально, вне зависимости от Устава ООН. Но, реа­лизуя это право, государства — члены ООН обязаны немедленно сообщать о принятых мерах Совету Безопасности, не затрагивать его полномочий и ответственности в связи с действиями, какие он сочтет необходимыми принять. В современных условиях ст. 51 иногда толкуется как дающая право государству применять силу превентивно в случае явной угрозы совершения на него вооружен­ного нападения (упреждающая самооборона).

Воздерживаясь от угрозы силой или ее применения, государ­ства вправе обращаться к мерам, не связанным с использованием вооруженных сил, в порядке реторсии или репрессалии в ответ на недружественное поведение или правонарушение, не имеющее характера международного преступления. Перечень таких мер дан в ст. 41 Устава ООН: полный или частичный перерыв экономиче­ских отношений, железнодорожных, морских, воздушных, почто­вых, телеграфных, радио и других средств сообщения, а также раз­рыв дипломатических отношений.