Вопрос 3. Борьба с международным терроризмом

Международное сотрудничество в борьбе с терроризмом акти­визировалось после Второй мировой войны. В 1973 г. ГА ООН при­няла Конвенцию о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов. Подобные преступления, «угрожая безо­пасности этих лиц, создают серьезную угрозу поддержанию нор­мальных международных отношений». В Конвенции указано, что каждое государство-участник предусматривает соответствующие наказания за такие преступления, принимает необходимые меры для установления своей судебной юрисдикции над преступниками (ст. 2, 3 Конвенции).

В 1979 г. ГА ООН приняла Международную конвенцию о борьбе с захватом заложников. Статья 2 Конвенции постановляет, что каж­дое государство-участник предусматривает соответствующие нака­зания за такие акты; в ст. 5 говорится о мерах по установлению юрисдикции государств в отношении данного преступления.

Международным сообществом было разработано и принято ряд конвенций, направленных на обеспечение безопасности воздуш­ного транспорта и предотвращение террористических актов на нем (Конвенция о преступлениях и некоторых других актах, соверша­емых на борту воздушных судов, 1963 г., Конвенция о борьбе с неза­конным захватом воздушных судов 1970 г., Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности граж­данской авиации, 1971 г. и др.). В 1988 г. была принята Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопас­ности морского судоходства; в 1980 г. — Конвенция о физической защите ядерного материала.

Сотрудничество государств по борьбе с терроризмом осущест­вляется также на региональном уровне (например, в рамках Совета Европы на основе Европейской конвенции по борьбе с террориз­мом 1977 г.) и двустороннем уровне. Основная цель соглашений по борьбе с терроризмом — осуждение и признание противоправ­ности любых террористических актов вне зависимости от моти­вов их совершения.

Принятая в 1994 г. ГА ООН Декларация о мерах по ликвидации международного терроризма провозгласила, что государства обя­заны, в частности:

воздерживаться от организации террористичес­кой деятельности, подстрекательства к ней, содействия ее осущест­влению, финансирования, поощрения или проявления терпимости к ней;

обеспечивать задержание и судебное преследование или выдачу лиц, совершивших террористические акты, согласно соот­ветствующим положениям их национального права;

стремиться к заключению специальных соглашений на двусторонней, регио­нальной и многосторонней основе и разработать типовые согла­шения о сотрудничестве;

сотрудничать в обмене соответствую­щей информацией относительно предотвращения и борьбы с тер­роризмом;

оперативно предпринимать все необходимые меры к претворению в жизнь существующих международных конвенций по этому вопросу, включая приведение своего внутреннего зако­нодательства в соответствие с этими конвенциями.

Специальному комитету ООН по международному терроризму, созданному в 1972 г., не удалось выработать общеприемлемого определения понятия «международный терроризм». Объясняется это прежде всего различием взглядов на методы борьбы нацио­нально-освободительных движений, попытками обвинить именно их в терроризме.

В 1996 г. ГА ООН утвердила декларацию, дополняющую Декла­рацию о мерах по ликвидации международного терроризма 1994 г., и постановила учредить Специальный комитет для выработки кон­цепции по борьбе с бомбовым терроризмом, конвенции о борьбе с актами ядерного терроризма и для рассмотрения способов даль­нейшего совершенствования всеобъемлющей правовой системы конвенций, касающихся международного терроризма.

Международная конвенция о борьбе с бомбовым терроризмом была принята в 1997 г., вступила в силу в 2001 г. Российская Феде­рация подписала данное международное соглашение в 1996 г. и ратифицировала его Федеральным законом от 13.02.2001 № 19-ФЗ. В ст. 1 Конвенции содержится определение понятия «взрывное или иное смертоносное устройство», которое означает «взрывное или зажигательное оружие или устройство, предназначенное или способное причинить смерть, серьезное увечье или существенный материальный ущерб». По смыслу Конвенции лицо совершает пре­ступление, если оно незаконно и преднамеренно доставляет, поме­щает, приводит в действие или взрывает данное взрывное устрой­ство в пределах мест общественного пользования, государственного или правительственного объекта, объекта системы общественного транспорта или объекта инфраструктуры.

Международная конвенция о борьбе с финансированием тер­роризма была принята в 1999 г. и вступила в силу в 2002 г. Россия ратифицировала Конвенцию Федеральным законом от 10.07.2002 N-- 88-ФЗ. В этом же году она вступила в силу для Российской Феде­рации. Сотрудничество государств в рамках данной Конвенции осущест­вляется на основе запросов, направляемых участниками Конвен­ции друг другу. При этом государства-участники не могут откло­нять просьбы о взаимной правовой помощи, ссылаясь на банков­скую тайну.

В 2005 г. ГА ООН была принята Международная конвенция о борьбе с актами ядерного терроризма. Согласно ст. 2 Конвенции лицо совершает преступление, если оно незаконно и умышленно:

вла­деет, использует радиоактивный материал;

· изготавливает устройство или владеет им с намерением причинить смерть, серь­езное увечье или нанести существенный ущерб собственности или окружающей среде;

· использует или повреждает ядерный объект таким образом, что происходит высвобождение радиоактивного материала или опасность такового, с аналогичными намерениями, а также с намерением вынудить физическое или юридиче­ское лицо, международную организацию или государство совер­шить какое-либо действие или воздержаться от него.

В рамках сотрудничества в области борьбы с актами международ­ного терроризма государства — участники СНГ подписали в Минске в 1999 г. Договор о сотрудничестве государств — участников Содру­жества Независимых Государств в борьбе с терроризмом.

В ст. 1 содержится определение понятия «терроризм», которое означает «противоправное уголовно наказуемое деяние, совер­шенное в целях нарушения общественной безопасности, оказания воздействия на принятие органами власти решений, устрашения населения, проявляющиеся в виде: насилия или угрозы его приме­нения в отношении физических или юридических лиц; уничтоже­ния (повреждения) или угрозы уничтожения (повреждения) иму­щества и других материальных объектов, создающей опасность гибели людей; причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий; пося­гательства на жизнь государственного или общественного деятеля, совершенного для прекращения его государственной или иной политической деятельности либо из мести за такую деятельность; нападения на представителя иностранного государства или сотруд­ника международной организации, пользующегося международ­ной защитой, а равно на служебные помещения либо транспорт­ные средства лиц, пользующихся международной защитой; иных деяний, подпадающих под понятие террористических в соответ­ствии с национальным законодательством Сторон, а также иными общепризнанными международно-правовыми актами, направлен­ными на борьбу с терроризмом».

Отдельно составители данного Договора выделяют «технологи­ческий терроризм», определяя его как «использование или угроза использования ядерного, радиологического, химического или бак­териологического (биологического) оружия или его компонентов, патогенных микроорганизмов, радиоактивных и других вредных для здоровья людей веществ, включая захват, выведение из строя и разрушение ядерных, химических или иных объектов повышенной технологической и экологической опасности, систем жизнеобес­печения городов и иных населенных пунктов, если эти действия совершены в целях нарушения общественной безопасности, уст­рашения населения, оказания воздействия на принятие решений органами власти, для достижения политических, корыстных или любых иных целей, а также попытка совершения одного из выше­перечисленных преступлений в тех же целях, осуществление руко­водства, финансирование или участие в качестве подстрекателя, сообщника или пособника лица, которое совершает или пытается совершить такое преступление».

В ст. 5 Договора перечислены формы сотрудничества государств СНГ в борьбе с актами терроризма. Среди них:

· обмен информацией,

· выполнение запросов о проведении оперативно-розыскных меро­приятий,

· направление по согласованию между заинтересованными государствами специальных антитеррористических формирований и др.

Говоря об эволюции правовых основ сотрудничества государств в борьбе с терроризмом следует иметь в виду, что соответствие принципов и норм международного права объективным законо­мерностям общественной жизни составляет критерий прогрессив­ного развития международного права.

В наше время терроризм вообще и международный терроризм в частности все в большей степени приобретает черты тягчайшего противоправного деяния, посягающего на основы существования государств и наций, подрывающего основополагающие принципы международного права, угрожающего международному миру и безо­пасности. Такой характер террористических актов ставит вопрос о переквалификации данных преступлений из преступлений междуна­родного характера, каковыми они традиционно считались, в между­народные преступления. Объектом преступления терроризма явля­ются жизнь и здоровье людей, стабильность мировой экономичес­кой и политической систем, нормальный ход межгосударственных отношений, государственный и международный правопорядок, мир­ное сотрудничество государств. Бытующее утверждение о том, что преступления терроризма в основном совершаются физическими лицами, а не государствами и в силу этого не могут быть отнесены к международным преступлениям, не представляется убедительным. Так, например, в соответствии с Конвенциями по геноциду (1948 г.) и апартеиду (1973 г.) — преступлениям, безусловно квалифициру­емым как международные, предусматривается помимо ответствен­ности представителей государства ответственность физических лиц. Разумеется, понятие международного преступления государ­ства является не уголовным, а международным публично-право­вым и ответственность — международно-правовой. Международные преступления совершают не только государства, но и физические лица, являющиеся, в частности, субъектами преступления терро­ризма. Это подтверждается и решениями ООН. Резолюции ГА ООН и Совета Безопасности ООН выделяют в качестве субъекта преступ­ления терроризма физическое лицо и государство.

Часто имеющее место совпадение объектов и субъектов пре­ступления терроризма и «классических» международных преступ­лений подтверждают тот факт, что мы являемся свидетелями эво­люции преступления терроризма из преступления международного характера в международное преступление. Следует подчеркнуть, что подобное заключение и закрепление данной квалификации в международно-правовых документах имеет важнейшее значение с точки зрения подтверждения и укрепления неотвратимости нака­зания за преступления терроризма.