Место источниковедения в системе отраслей исторической науки. Объект, предмет и задачи источниковедения. Источниковедение и вспомогательные исторические дисциплины.
Источниковедение – одна из отраслей исторической науки.
Условия выделения в самостоятельную отрасль:
· определение объекта,
· задач,
· предмета.
Долгое время в источниковедение не было разграничения объекта и предмета.
1986 г. – Данилевский и А.П. Пронштейн разграничивают в своей статье эти понятия.
1987 г. – И.Д. Ковальченко в своей статье продолжил:
Объект – то на что направлена деятельность человека. В источниковедении – это исторические источники с содержащейся в них информацией.
Предмет – конкретные стороны, свойства. В источниковедении – это условия появления, вопросы сравнения, музеологические корни.
В 20 – 30-е гг. источниковедение рассматривалось как вспомогательная историческая дисциплина. Постепенно это явление стало тормозом развития науки.
1940 г. – С.Н. Валк опубликовал рецензию на работу Шилова, где поставил вопрос об источниковедении и определении его как учении о документе (но источники это и кино, и т.д.)
1940 г. – вышел первый учебник по источниковедению М.Н. Тихомирова. Главный источник – документ, где его нет учёный бродит в потёмках.
Эту позицию приняли не все → Тихомиров обратился к И.А. Бунину. “Молчат могилы, мумии и кости… Доходят только письмена”.
1940 г. – вышла вторая часть учебника → заговорили об источниковедении, какие задачи, поставлен вопрос какими методами пользоваться.
Тихомиров предложил дать обзор и критику источников.
1979г. – конференция источниковедов, выступил Пронштейн, затем Шепелёв .
Позиции:
1. лингвисты: источниковедение занимается в основном критикой и систематизацией - это вспомогательная историческая дисциплина.
2. Литвак, Стрельский, Шмидт, Черепнин: предмет источниковедения - разработка методов работы и анализа.
3. Варшавский, Курносов: источниковедение - наука, которая занимается проблемами возникновения и развития исторических источников.
4. Пронштейн: объект - не один источник, а вся масса во всей полноте заключенной в них информации.
→ проблема соотношения источниковедения и вспомогательных исторических дисциплин.
1953 г. - издание энциклопедии, источниковедение - одна из вспомогательных исторических дисциплин.
1965 г. - Советская историческая энциклопедия - источниковедение главная из вспомогательных исторических дисциплин.
Конец 60-х намечается попытка выделить источниковедение.
Тихомиров предложил: специальная или самостоятельная историческая дисциплина.
1981 г. - публикация учебника «Источниковедение истории СССР». Источниковедение относят к вспомогательным историческим дисциплинам.
Шепелев подвел итог:
1. Источниковедение не входит в число вспомогательных исторических дисциплин, а является самостоятельной наукой и играет определяющую роль.
2. Вспомогательные исторические дисциплины - вспомогательны не к исторической науке, а к источниковедению, т.к. помогают расширить отдельные проблемы.
3. Источниковедение служит задачам непосредственно, а вспомогательные исторические дисциплины опосредованно.
4. Вспомогательные исторические дисциплины не решают комплексных задач, а помогают их решить.
Проблема источниковедения и вспомогательных исторических дисциплин существует до сих пор.
Заболотская: источниковедение - самостоятельная дисциплина.
Задачи источниковедения:
1. Разработка методов источниковедения.
2. Разработка анализов групп источников.
3. Разработка теоретических вопросов
Первые теоретические статьи появились в 60-е гг.
1962 г. - Каштанов, Курносов "Некоторые вопросы теории источниковедения" - затронуты вопросы классификации («Вопросы истории КПСС»).
1969 г. - сб. "Источниковедение: теоретические и методические вопросы".
Появляются монографии:
В.И. Стрельский "Теория и методика источниковедения истории СССР".
Николаева "Теория и методика советского источниковедения".
Медушевская "Теоретические проблемы источниковедения".
80-90-е гг. работы И.Д. Ковальченко (зав. кафедрой МГУ):
ж. «История СССР», 1982, №3 ст. "Исторический источник в свете учения об информации".
1987 г. - его монография "Методы исторического исследования".
Ø Разграничены предмет и объект источниковедения, даются характеристики методов.
1989 г. - ставит проблему истинности исторических знаний (ж. «Страницы истории КПСС», ст. "Исследование истины само должно быть истинной").
1995-96 гг. - ж. «НиНИ» 1995г. №1, ст. "Теоретико-методологические проблемы исторического исследований…".
Отечественная история 1996 г. ст. "Историография и источниковедение…".
В настоящее время определились:
1. Разработка вопросов теории.
2. Разработка методов.
3. Разработка вопросов прикладного характера. (Характеристика отдельных групп).
1 задача (Медушевская, Ковальченко) направления:
§ Общие теоретико-методологические вопросы: сущность источников, социальная природа источников, соотношение объективного и субъективного.
§ Историко-типологическое обобщение отдельных видов и совокупностей, закономерности возникновения групп и соотношение источника и творца.
2 задача: методы колличественного анализа (школа Ковальченко).
3 задача: характеристика источниковедческой базы (например в курсовой).