Вопрос 3. Региональная безопасность
Очевидно, что не может быть всеобщей безопасности без соответствующей безопасности регионов мира.
Устав ООН (ст. 52) признает правомерность существования региональных соглашений или органов для разрешения вопросов, относящихся к поддержанию международного мира и безопасности. Такие соглашения, как правило, являются учредительными актами соответствующих региональных международных организаций, которые играют дополняющую роль к системе коллективной безопасности, предусмотренной Уставом ООН. Отсюда непременное условие — такие региональные соглашения или органы и их деятельность должны быть совместимы с целями и принципами ООН.
В учредительных актах ряда региональных организаций (ЛАГ, АС, ОАГ) имеются положения о коллективной самообороне в случае вооруженного нападения на кого-либо из членов этих организаций. Однако на практике эти положения ни разу не работали. Все, чем они ограничивались, — это проведение операций по поддержанию мира. Это не значит, что не было случаев, когда коллективные действия могяи бы иметь место. Например, такие действия могли бы быть предприняты в ходе Фолклендского кризиса, но сложная политическая подоплека этого конфликта не дала реализовать положения Пакта Рио-де-Жанейро о взаимопомощи (1947 г.).
Наиболее остро вопрос о региональной безопасности традиционно стоит в Европе. Не следует забывать, что именно на европейском континенте разразились обе мировые войны, принесшие человечеству неисчислимые бедствия.
Важным компонентом современной архитектуры европейской безопасности является ОБСЕ, образованная в 1975 г. в формате СБСЕ, которое в первой половине 1990-х гг. постепенно институ-циолизировалось и эволюционировало в Организацию.
ОБСЕ является международным региональным политическим объединением, в состав которого входят 55 государств-участников (все европейские страны, США, Канада, государства Центральной Азии и Закавказья).
Следует отметить, что США и их союзники с самого начала вели дело к тому, чтобы не допустить превращения ОБСЕ в действительно эффективную организацию по поддержанию международного мира и безопасности, усматривая в ней прежде всего конкурента НАТО. Поэтому нынешняя ситуация, сложившаяся в ОБСЕ, неоднозначна. Все чаще звучат сомнения по поводу востребованности ОБСЕ в новых условиях и ее перспектив. Свидетельством надвигающегося системного кризиса ОБСЕ стала неспособность предложить убедительную повестку дня для рассмотрения на высшем политическом уровне, невозможность в ряде случаев согласовать общеполитические декларации заседаний Совета министров иностранных дел.
В последние годы деятельность ОБСЕ все больше ведется вразрез с принципом всеобъемлющего подхода к безопасности, включающего в себя военно-политическое, экономико-экологическое и гуманитарное измерения, что заметно сужает возможности Организации по противодействию новым вызовам и угрозам. Российская сторона неоднократно привлекала внимание партнеров к серьезному дисбалансу в этой области, чрезмерной концентрации усилий на одном из направлений — гуманитарном, причем с повышенным вниманием преимущественно к странам СНГ.
Корректировки требует «полевая» деятельность ОБСЕ. Ее «полевые миссии» зачастую фокусируются не на выполнении основных положений своих мандатов (оказание содействия властям принимающего государства по всему спектру деятельности Организации), а преимущественно на мониторинге внутриполитической ситуации. Нарекания вызывает и практика «двойных стандартов» в оценке со стороны ОБСЕ / Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) избирательных процессов в государствах-участниках.
Принципиальные оценки ситуации в Организации были высказаны Россией и другими странами СНГ в Заявлении о положении дел в ОБСЕ (Москва, 3 июля 2004 г.) и Обращении к партнерам по ОБСЕ (Астана, 15 сентября 2004 г.).
15 мая 1992 г. в Ташкенте главами шести государств — участников СНГ (Армении, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана, Узбекистана) был подписан Договор о коллективной безопасности. В сентябре 1993 г. к нему присоединился Азербайджан, в декабре того же года — Грузия и Белоруссия. Договор вступил в силу для всех девяти стран в апреле 1994 г. сроком на пять лет (без «автоматического» продления). В апреле 1999 г. Протокол о пролонгации Договора подписали шесть из них (кроме Азербайджана, Грузии и Узбекистана).
Договор предусматривает оказание помощи государству-участнику в случае совершения против него акта агрессии в порядке осуществления права на коллективную самооборону в соответствии со ст. 51 Устава ООН.
Договор зарегистрирован 1 ноября 1995 г. в ООН.
По решению глав государств-участников (Москва, 14 мая 2002 г.) осуществлен процесс преобразования ДКБ в полноценную международную организацию — ОДКБ. 7 октября 2002 г. в Кишиневе были подписаны Устав и Соглашение о правовом статусе ОДКБ, которые ратифицированы всеми государствами-участниками и 18 сентября 2003 г. вступили в силу.
2 декабря 2004 г. ГА ООН приняла резолюцию о предоставлении ОДКБ статуса наблюдателя в ГА ООН.
Высшим органом ОДКБ является Совет коллективной безопасности (СКБ), состоящий из глав государств-членов.
Подготовил:
Старший преподаватель кафедры теории и истории государства и права, к.ю.н., подполковник внутренней службы__________________Т.В. Барсукова