Вопрос 3. Региональная безопасность

Очевидно, что не может быть всеобщей безопасности без соот­ветствующей безопасности регионов мира.

Устав ООН (ст. 52) признает правомерность существования региональных соглашений или органов для разрешения вопро­сов, относящихся к поддержанию международного мира и безопас­ности. Такие соглашения, как правило, являются учредительными актами соответствующих региональных международных организа­ций, которые играют дополняющую роль к системе коллективной безопасности, предусмотренной Уставом ООН. Отсюда непремен­ное условие — такие региональные соглашения или органы и их деятельность должны быть совместимы с целями и принципами ООН.

В учредительных актах ряда региональных организаций (ЛАГ, АС, ОАГ) имеются положения о коллективной самообороне в слу­чае вооруженного нападения на кого-либо из членов этих органи­заций. Однако на практике эти положения ни разу не работали. Все, чем они ограничивались, — это проведение операций по поддержа­нию мира. Это не значит, что не было случаев, когда коллективные действия могяи бы иметь место. Например, такие действия могли бы быть предприняты в ходе Фолклендского кризиса, но сложная поли­тическая подоплека этого конфликта не дала реализовать положе­ния Пакта Рио-де-Жанейро о взаимопомощи (1947 г.).

Наиболее остро вопрос о региональной безопасности тради­ционно стоит в Европе. Не следует забывать, что именно на евро­пейском континенте разразились обе мировые войны, принесшие человечеству неисчислимые бедствия.

Важным компонентом современной архитектуры европейской безопасности является ОБСЕ, образованная в 1975 г. в формате СБСЕ, которое в первой половине 1990-х гг. постепенно институ-циолизировалось и эволюционировало в Организацию.

ОБСЕ является международным региональным политическим объединением, в состав которого входят 55 государств-участников (все европейские страны, США, Канада, государства Центральной Азии и Закавказья).

Следует отметить, что США и их союзники с самого начала вели дело к тому, чтобы не допустить превращения ОБСЕ в действительно эффективную организацию по поддержанию международного мира и безопасности, усматривая в ней прежде всего конкурента НАТО. Поэтому нынешняя ситуация, сложившаяся в ОБСЕ, неоднозначна. Все чаще звучат сомнения по поводу востребованности ОБСЕ в новых условиях и ее перспектив. Свидетельством надвигающегося системного кризиса ОБСЕ стала неспособность предложить убеди­тельную повестку дня для рассмотрения на высшем политическом уровне, невозможность в ряде случаев согласовать общеполитиче­ские декларации заседаний Совета министров иностранных дел.

В последние годы деятельность ОБСЕ все больше ведется враз­рез с принципом всеобъемлющего подхода к безопасности, вклю­чающего в себя военно-политическое, экономико-экологичес­кое и гуманитарное измерения, что заметно сужает возможности Организации по противодействию новым вызовам и угрозам. Рос­сийская сторона неоднократно привлекала внимание партнеров к серьезному дисбалансу в этой области, чрезмерной концентра­ции усилий на одном из направлений — гуманитарном, причем с повышенным вниманием преимущественно к странам СНГ.

Корректировки требует «полевая» деятельность ОБСЕ. Ее «поле­вые миссии» зачастую фокусируются не на выполнении основных положений своих мандатов (оказание содействия властям прини­мающего государства по всему спектру деятельности Организа­ции), а преимущественно на мониторинге внутриполитической ситуации. Нарекания вызывает и практика «двойных стандартов» в оценке со стороны ОБСЕ / Бюро по демократическим институ­там и правам человека (БДИПЧ) избирательных процессов в госу­дарствах-участниках.

Принципиальные оценки ситуации в Организации были выска­заны Россией и другими странами СНГ в Заявлении о положении дел в ОБСЕ (Москва, 3 июля 2004 г.) и Обращении к партнерам по ОБСЕ (Астана, 15 сентября 2004 г.).

15 мая 1992 г. в Ташкенте главами шести государств — уча­стников СНГ (Армении, Казахстана, Киргизии, России, Таджики­стана, Узбекистана) был подписан Договор о коллективной безо­пасности. В сентябре 1993 г. к нему присоединился Азербайджан, в декабре того же года — Грузия и Белоруссия. Договор вступил в силу для всех девяти стран в апреле 1994 г. сроком на пять лет (без «автоматического» продления). В апреле 1999 г. Протокол о пролонгации Договора подписали шесть из них (кроме Азербайд­жана, Грузии и Узбекистана).

Договор предусматривает оказание помощи государству-уча­стнику в случае совершения против него акта агрессии в порядке осуществления права на коллективную самооборону в соответ­ствии со ст. 51 Устава ООН.

Договор зарегистрирован 1 ноября 1995 г. в ООН.

По решению глав государств-участников (Москва, 14 мая 2002 г.) осуществлен процесс преобразования ДКБ в полноценную меж­дународную организацию — ОДКБ. 7 октября 2002 г. в Кишиневе были подписаны Устав и Соглашение о правовом статусе ОДКБ, которые ратифицированы всеми государствами-участниками и 18 сентября 2003 г. вступили в силу.

2 декабря 2004 г. ГА ООН приняла резолюцию о предоставле­нии ОДКБ статуса наблюдателя в ГА ООН.

Высшим органом ОДКБ является Совет коллективной безопас­ности (СКБ), состоящий из глав государств-членов.

 

Подготовил:

Старший преподаватель кафедры теории и истории государства и права, к.ю.н., подполковник внутренней службы__________________Т.В. Барсукова