ТЕКСТ ЛЕКЦИИ

ЛЕКЦИЯ

Обсуждено на заседании

кафедры В и ЭМ ИвГМА

«__»___________ 2005 г.

Протокол №___________

 

 

г. Иваново, 2005 г.

 

УЧЕБНЫЕ ЦЕЛИ:

1. Изучить организационную структуру гражданской обороны РФ, ее роль и место в общей системе национальной безопасности России.

2. Рассмотреть основы государственной политики в области гражданской обороны, принципы организации и ведения гражданской обороны.

3. Рассмотреть задачи и организационную структуру гражданской обороны, степени готовности ее.

 

УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Основы гражданской обороны.

2. Задачи гражданской обороны.

3. Принципы организации и организационная структура гражданской обороны.

4. Основные службы гражданской обороны.

5. Организационная структура гражданской обороны ИвГМА.

 

ВРЕМЯ:90 минут

 

ЛИТЕРАТУРА:

1. Лобанов А.И. Организация медицинского обеспечения населения в военное время. – Новогорск, МЧС России, 2000;

2. Организация медицинской службы Гражданской обороны РФ / под ред. Ю.И. Погодина, С.В. Трифонова – М.: Медицина для Вас, 2003;

3. Сахно И.и., Сахно В.И. Медицина катастроф: Учебник. – М., 2002;ъ

4. ФЗ «Об обороне» 1996 г;

5. ФЗ «О гражданской обороне» 1998 г.;

6. ФЗ «О защите населения и территории от ЧС природного и техногенного характера» 1994 г.;

7. Постановление Правительства РФ «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации ЧС» № 1113 от 1995 г.;

8. Постановление Правительства РФ №620 от 1999 г. «Положение о гражданских организациях гражданской обороны»;

9. Постановление Правительства РФ № 457 от 1994 г. «Положение о Министерстве РФ по делам гражданской обороны, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий»;

 

УЧЕБНО-МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБСПЕЧЕНИЕ:

А) Наглядные пособия

· «Основные службы гражданской обороны»

· «Организация спасательного отряда гражданской обороны»

Б) Технические средства обучения

· Диапроектор, слайды по гражданской обороне.

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Обеспечение защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, организация и ведение гражданской обороны является одной из важнейших задач государственной политики Российской Федерации в области национальной безопасности, обеспечения устойчивого развития страны.

Уровень готовности общества к решению этих задач в значительной степени определяется подготовленностью широких слоев населения к действиям в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени.

Качественное изменение опасностей, возникающих в случае даже ограниченного применения оружия массового поражения, высокоточного обычного оружия и оружия на новых физических принципах, международный и внутренний терроризм, межнациональные и региональные конфликты, техногенные аварии и катастрофы, стихийные бедствия - все это потребовало пересмотра основных направлений, содержания, организации и порядка подготовки и реализации мероприятий в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Проводимое в РФ совершенствование функционирования Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и ведения гражданской обороны предусматривает:

- восстановление на всех уровнях института начальников гражданской обороны;

- восстановление на всех уровнях служб гражданской обороны;

- создание в соответствии с законом «О гражданской обороне» структурных подразделений, специально уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны;

- подготовку и переподготовку должностных лиц, руководителей и специалистов.

Опыт минувших войн убедительно показывает, что равноценной альтернативы хорошо продуманной, обученной и оснащенной системе гражданской обороны не существует. По мере совершенствования оружия и средств его доставки система гражданской обороны прошла путь от местной противовоздушной обороны, созданной 4 октября 1932 г. до гражданской обороны СССР, предназначенной для организации обеспечения населения в условиях ракетно-ядерной войны.

При переходе к рыночной экономике, пересмотре военной доктрины страны и изменении ее экономических возможностей произошло ослабление готовности сил и средств гражданской обороны.

Постановление Правительства РФ № 1266 от 1999 г., предусматривающее создание Федеральной медицинской службы гражданской обороны и Положение о Федеральной медицинской службе гражданской обороны (приказ МЗ РФ от 3 июля 2000 № 242), определивший понятие, задачи и организацию медицинской службы гражданской обороны, открыли новый этап ее развития и совершенствования.

 

ОСНОВЫ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ

 

Гражданская оборона– система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории РФ от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Службы гражданской обороны – структуры, предназначенные для проведения мероприятий по гражданской обороне, включая подготовку необходимых сил и средств и обеспечение действий гражданских организаций гражданской обороны в ходе проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Гражданская оборона была создана в 1961 г. вместо местной противовоздушной обороны (МПВО).

Гражданская оборона является составной частью системы общегосударственных оборонных мероприятий, проводимых в мирное и военное время для защиты населения и объектов народного хозяйства от оружия массового поражения и других средств нападения противника, а также для проведения спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ (СНАВР) в очагах поражения, районах стихийных бедствий, крупных аварий и катастроф.

Руководство гражданской обороной в РФ осуществляет Правительство РФ; в Федеральных органах исполнительной власти и организациях – их руководители, являющиеся по должности начальниками гражданской обороны указанных органов и организаций; на территориях субъектов РФ и муниципальных образований – главы органов исполнительной власти субъектов РФ и руководители местного самоуправления, являющиеся по должности начальниками гражданской обороны.

Введение гражданской обороны на территории РФ или в отдельных ее местностях начинается с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения Президентом РФ военного положения на территории РФ или в отдельных ее местностях.

Работа всех структур гражданской обороны регламентируется следующими основными законодательными актами:

1. ФЗ «Об обороне» № 61-ФЗ от 1996 г., который определяет основные аспекты вопросов обороны государства, полномочия органов государственной власти, функции органов государственной власти субъектов РФ, права и обязанности организаций, должностных лиц, граждан РФ в области обороны страны, силы и средства, привлекаемые для обороны, ответственность за нарушение законодательства РФ в области обороны.

2. ФЗ РФ «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» № 68-ФЗ от1994 г. Этим законом вводятся основные понятия, такие как чрезвычайная ситуация, единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и т.д. этим же законом определяются обязанности федеральных органов исполнительной власти в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций.

3. ФЗ РФ «О борьбе с терроризмом» № 130-ФЗ от 1998 г., в котором изложены основные принципы борьбы с терроризмом и определен правовой режим в зоне проведения контртеррористических операций.

4. ФЗ РФ «О гражданской обороне» № 28-ФЗ от 1998 г., определяющий задачи в области гражданской обороны и правовые основы ее осуществления, а также полномочия органов государственной власти РФ, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления.

5. ФКЗ «О военном положении» № 1-ФКЗ от 2002 г., в котором дается четкая формулировка военного положения как особого правового режима, вводимого на территории РФ или в отдельных ее местностях Президентом РФ в соответствии с Конституцией РФ в случае агрессии против России или непосредственной угрозы агрессии.

6. Указ Президента РФ № 706 от 2000 г. «Военная доктрина РФ». В Указе отмечается, что военная доктрина РФ – совокупность официальных взглядов, определяющих военно-политическое, военно-стратегическое и военно-экономическое обеспечение военной безопасности РФ.

7. Указ Президента РФ № 24 от 2000 г. «О Концепции национальной безопасности РФ». В Указе определяется концепция как система взглядов на обеспечение в РФ безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности. Под национальной безопасностью РФ понимается безопасность ее многонационального народа, как носителя суверенитета и единственного источника власти в РФ.

8. Постановление Правительства РФ № 359 от 1994 г. «Об утверждении положения о порядке использования объектов и имущества гражданской обороны приватизированными предприятиями, учреждениями и организациями»

9. Постановление Правительства РФ № 1396 от 1996 г. «О реорганизации штабов по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям».

10. Постановление Правительства РФ № 620 от 1999 г. «О гражданских организациях гражданской обороны».

11. Постановление Правительства РФ № 1266 от 1999 г. «О федеральных службах гражданской обороны».

12. Постановление Правительства РФ № 1309 от 1999 г. «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны».

13. Постановление Правительства РФ № 227 от 2000 г. «О возмещении расходов на подготовку и проведение мероприятий по гражданской обороне».

14. Постановление Правительства РФ № 379 от 2000 г. «О накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств».

15. Постановление Правительства РФ № 841 от 2000 г. «Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны».