Введение
Введение
Текст лекции
Учебно-материальное обеспечение
1. Наглядные пособия:
- Плакат: «Изучение тактических свойств местности».
- Комплект слайдов по теме №1
2. Технические средства обучения:
- Мультимедиа проектор
- Экран
3. Приложения:
- Учебный видеофильм «Топографическая подготовка офицера» (демонстрируется во время самоподготовки)
___________________________________________________________________
Учебные вопросы (основная часть):1.____________________________________________________________________
2.____________________________________________________________________
3.____________________________________________________________________
Тема : « Местность как элемент боевой обстановки»
Учебные и воспитательные цели :
1. Ознакомить обучаемых с основными задачами и понятиями военной топографии.
2. Изучить со студентами тактические свойства местности и их влияние на действия подразделений в бою.
3. Воспитывать у будущих командиров взводов ответственное отношение к изучению военной топографии.
Время : 2 часа
Место :Учебная аудитория
Учебно – материальное обеспечение :
1.Плакат «Изучение тактических свойств местности».
2.Комплект слайдов по теме № 1.
3.Учебник «Военная топография», Воениздат, 1992 г.
4. Учебное пособие «Топографическая подготовка командира», Воениздат, 1989 г.
Учебные вопросы :
Вводная часть
Основная часть :
1. Предмет и задачи военной топографии. Местность и ее значение в бою. Требования боевых уставов в отношении изучения и использования местности.
2. Тактические свойства местности, основные ее разновидности. Сезонные изменения тактических свойств местности.
3. Влияние тактических свойств местности на действия подразделений в бою.
Заключительная часть
Методические указания :
Настоящая лекция является первым занятием в небольшом курсе
военной топографии. Рассматриваемые в ней вопросы являются
своеобразным теоретическим базисом для изучения последующих тем.
Учитывая недостаток литературы для самостоятельной работы
студентов, целесообразно основные положения давать под запись. Они
выделены в тексте лекции, а также представлены на плакате и слайдах .
Определение взаимного положения и размеров объектов, в первую очередь земельных и лесных угодий, было необходимым для человека и интересовало его с древних времен. В знаменитых Ипатьевской и Лаврентьевской летописях, которые датируются Х1 в., содержится много географических сведений от описания планеты Земля в целом « откуда есть пошла русская земля » до описания отдельных событий.
С возникновением регулярных армий, развитием средств и способов вооруженной борьбы возрастает необходимость их всестороннего обеспечения, в том числе и топографического. В русской армии одним из первых шагов по практическому решению этой задачи было создание Пет-
ром 1 в 1701 г. в Москве школы математических и навигацких наук. Она готовила навигаторов для моря и суши – морских офицеров и геодезистов. Свой весомый вклад в развитие топографии и геодезии внесли выдающиеся русские ученые М.В.Ломоносов, Д.И.Менделеев, В.И.Вернадский и др.
Как специальная военная дисциплина Военная топография появилась в русской армии в первой половине Х1Х в. Во второй половине она была включена в учебные программы военных школ, училищ и академий.
Освоение космоса, создание качественно новых измерительных приборов
и аппаратуры, системный подход к проблеме со стороны государства дали возможность топографической науке шагнуть далеко вперед. Особенно это стало заметно во второй половине ХХ века. На качественно новую ступень в своем развитии поднялась и военная топография.