Введение

Введение

Текст лекции

Учебно-материальное обеспечение

1. Наглядные пособия:

- Плакат: «Изучение тактических свойств местности».

- Комплект слайдов по теме №1

 

2. Технические средства обучения:

- Мультимедиа проектор

- Экран

3. Приложения:

- Учебный видеофильм «Топографическая подготовка офицера» (демонстрируется во время самоподготовки)

 

___________________________________________________________________

 

Учебные вопросы (основная часть):1.____________________________________________________________________

2.____________________________________________________________________

3.____________________________________________________________________

 

Тема : « Местность как элемент боевой обстановки»

Учебные и воспитательные цели :

1. Ознакомить обучаемых с основными задачами и понятиями военной топографии.

2. Изучить со студентами тактические свойства местности и их влияние на действия подразделений в бою.

3. Воспитывать у будущих командиров взводов ответственное отношение к изучению военной топографии.

 

Время : 2 часа

Место :Учебная аудитория

Учебно – материальное обеспечение :

 

1.Плакат «Изучение тактических свойств местности».

2.Комплект слайдов по теме № 1.

3.Учебник «Военная топография», Воениздат, 1992 г.

4. Учебное пособие «Топографическая подготовка командира», Воениздат, 1989 г.

 

 

Учебные вопросы :

Вводная часть

Основная часть :

1. Предмет и задачи военной топографии. Местность и ее значение в бою. Требования боевых уставов в отношении изучения и использования местности.

2. Тактические свойства местности, основные ее разновидности. Сезонные изменения тактических свойств местности.

3. Влияние тактических свойств местности на действия подразделений в бою.

Заключительная часть

 

 

Методические указания :

Настоящая лекция является первым занятием в небольшом курсе

военной топографии. Рассматриваемые в ней вопросы являются

своеобразным теоретическим базисом для изучения последующих тем.

Учитывая недостаток литературы для самостоятельной работы

студентов, целесообразно основные положения давать под запись. Они

выделены в тексте лекции, а также представлены на плакате и слайдах .

 

 

Определение взаимного положения и размеров объектов, в первую очередь земельных и лесных угодий, было необходимым для человека и интересовало его с древних времен. В знаменитых Ипатьевской и Лаврентьевской летописях, которые датируются Х1 в., содержится много географических сведений от описания планеты Земля в целом « откуда есть пошла русская земля » до описания отдельных событий.

С возникновением регулярных армий, развитием средств и способов вооруженной борьбы возрастает необходимость их всестороннего обеспечения, в том числе и топографического. В русской армии одним из первых шагов по практическому решению этой задачи было создание Пет-

ром 1 в 1701 г. в Москве школы математических и навигацких наук. Она готовила навигаторов для моря и суши – морских офицеров и геодезистов. Свой весомый вклад в развитие топографии и геодезии внесли выдающиеся русские ученые М.В.Ломоносов, Д.И.Менделеев, В.И.Вернадский и др.

Как специальная военная дисциплина Военная топография появилась в русской армии в первой половине Х1Х в. Во второй половине она была включена в учебные программы военных школ, училищ и академий.

Освоение космоса, создание качественно новых измерительных приборов

и аппаратуры, системный подход к проблеме со стороны государства дали возможность топографической науке шагнуть далеко вперед. Особенно это стало заметно во второй половине ХХ века. На качественно новую ступень в своем развитии поднялась и военная топография.