Крестообразные узлы

 

Узлы крестообразного типа сложились в пунктах пересечения магистральных линий, имеющих незначительный объем взаимной корреспонденции вагонопотоков (Тула, Пенза, Павелец, Касторная, Невель, Ржев). Преимущество крестообразных узлов - в наличии независимых пересекающихся линий, обеспечивающих минимальные пробеги транзитных поездов. Это особенно важно в случае больших транзитных парков. Крестообразные узлы удобны также тем, что создается полное рассредоточение движения поездов по отдельным линиям и обеспечивается удобное размещение грузовых станций в стороне от города. Основные недостатки этих узлов: оторванность станций пересекающихся линий друг от друга и необходимость строительства для их связи специальных соединительных линий; значительный перепробег и частично двойная переработка угловых вагонопотоков при передаче с линии на линию; большие затраты на сооружение дублирующих устройств. Неудобство крестообразных узлов состоит также в отсутствии общего для линий пункта остановки пассажирских поездов. Такие узлы эффективны лишь при выраженных транзитных потоках на пересекающихся линиях.

В крестообразных узлах сложно обрабатывать угловые поезда и пропускать пассажирские. Для создания достаточных условий для выполнения данной работы, а также для передачи вагонов, проходящих узел с переработкой с линии на линию, сооружаются специальные соединительные пути V, VI (рис. 15.5а). При наличии таких путей создается возможность сосредоточения переработки грузовых поездов обеих линий на Ст. 1 и пропуска транзитных поездов в направлениях Б—Г и Б—В. Для создания удобств пересаживающимся в узле пассажирам могут применяться следующие решения:

- пропуск пассажирских поездов через обе станции со сменой головы поезда, что очень неудобно;

- сооружение специальных обходных путей VIII, VIIIa, обеспечивающих возможность захода поездов, следующих с В на Г, на Ст. 1 (см. рис. 15.5а);

- использование городского транспорта или автомотрис для доставки пассажиров с одной станции на другую.

Выбор оптимального решения определяется сопоставлением затрат на сооружение устройств (путей), эксплуатационных расходов на дополнительный городской транспорт, экономией времени и удобствами пересаживающихся пассажиров. Реконструкция крестообразных узлов с изменением их схем затруднена, поэтому для улучшения эксплуатационной работы обычно сооружаются специальные соединительные ветви, обеспечивающие удобную связь между отдельными станциями узла.

В крестообразных узлах с небольшим объемом работы (см. рис. 15.5а) все основные операции (переработка, формирование, обслуживание пассажиров) концентрируются на основной станций магистрали А—Б с большими размерами движения. Это, как правило, крупная участковая или сортировочная станция. На другой станции узла (обычно участковой или промежуточной) выполняются в основном операции с транзитными грузовыми и пассажирскими поездами, следующими по этой линии.

В крестообразных узлах с большой сортировочной работой (см. рис. 15.5 б) на основном ходу А—Б сооружается мощная сортировочная станция, имеющая хорошие связи с остальными станциями узла, в том числе с грузовыми. В таких узлах предусматривается нужное число путепроводных развязок и большое число соединительных линий различного назначе­ния. Очень часто развязки угловых соединительных линий приходится проектировать двухпутными. В этом случае следует добиваться более простых решений, обеспечивающих минимальные пробеги поездов и число путепроводов.

Узел крестообразного типа