Учебный предмет и учебная программа

Содержание образования, представленное на уровне теоретического осмысления в учебных планах, получает свою конкретизацию в учебных предметах или учебных курсах (дисциплинах).

Учебный предмет — это система научных знаний, практических умений и навыков, которые позволяют учащимся усвоить с определенной глубиной/и в соответствии с их возрастными познаватель­ными возможностями основные исходные положения науки или стороны культуры, труда, производства.

Учебная программа — нормативный документ, раскрывающий содержание знаний, умений и навыков (компетенций) по учебному предмету, логику изучения основных мировоззренческих идей с указанием последовательности тем, вопросов и количества времени на их изучение.

Учебная программа определяет общую научную и духовно-целостную направленность преподавания предмета, оценок теорий, событий, фактов.

В программе обусловлена структура расположения учебного материала по годам обучения и внутри каждого школьного класса.

Учебные программы могут быть

· типовыми,

· рабочими

· авторскими.

Типовые учебные программы разрабатываются на основе требований государственного образовательного стандарта относительно той или иной образовательной области. Они утверждаются министерством общего и профессионального образования Российской Федерации и имеют рекомендательный характер.

На основе типовой программы разрабатываются и утверждаются педагогическим советом школы рабочие учебные программы

В рабочей программе в отличие от типовой описывается национально-региональный компонент, учитываются возможности методического, информационного,технического обеспечения учебного процесса, уровень подготовленности учащихся.

Авторские учебные программы, учитывая требования государственного стандарта, могут содержать иную логику построения учебного предмета, авторские точки зрения на освещаемые явления и процессы. При наличии рецензии от ученых, представляющих данную предметную область, заключений, сделанных педагогами, психологами, методистами, они утверждаются педагогическим советом школы. Авторские учебные программы наиболее широко используются в преподавании курсов по выбору учащихся (обязательных и факультативных).

Общая структура учебной программы содержит в основном три элемента:

· первый — объяснительная записка, в которой определены основные задачи учебного предмета, его воспитательные возможности, ведущие научные идеи, лежащие в основе построения учебного предмета;

· второй — собственно содержание образования: тематический план, содержание тем, задачи их изучения, основные понятия, умения и навыки, возможные виды занятий;

· третий — некоторые методические указания, касающиеся глав­ным образом оценки знаний, умений, навыков.

Учебная литература

Проектирование содержания образования на уровне учебного материала осуществляется в учебной литературе, к которой относятся учебники, учебные и методические пособия. В них находит отражение конкретное содержание учебных программ.

Среди всех видов учебной литературы особое место занимает школьный учебник, который по своему содержанию и структуре обязательно соответствует учебной программе по предмету. Учебники, созданные на основе типовых учебных программ, рекомендуются Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации для всех школ страны.

 

Содержание обучения по русскому языку как иностранному

Одной из важных методических проблем, связанных с содержанием обучения, является проблема отбора содержания обучения.

В настоящее время такой отбор производится с учетом цели и этапа (сертификацион­ного уровня) обучения на основе двух принципов.

Первый принцип: необходимость и достаточность содержания для достижения поставленной цели обучения. Другими словами, предназна­ченный для усвоения материал должен обеспечивать владение языком (быть достаточным) в рамках поставленной цели.

Второй принцип: доступность содержания обучения для его усвое­ния. Здесь речь идет об учете возможностей учащегося для усвоения ото­бранного для занятий материала. Завышение объема учебного материа­ла, который должен быть усвоен учащимися в отведенный программой временной интервал, или труднодоступное изложение материала отрица­тельно сказываются на его усвоении и, следовательно, являются наруше­нием требований этого принципа.

Содержание обучения РКИ может быть представлено в виде следующих составляющих, реализующих предметную и процессуальную стороны ре­чевой деятельности:

а) средства общения (фонетические, лексические, грамматические, страноведческие, лингвострановедческие);

б) знания, как такими средствами пользоваться в процессе общения;

в) навыки и умения, обеспечивающие возможность пользоваться языком;

г) сферы, темы, ситуации общения, в пределах которых содержание обучения может быть реализовано (предметно-со­держательная сторона общения);

д) тексты, образующие материаль­ную основу содержания обучения.

Содержание обучения РКИ опре­деляется государственным образовательным стандартом и программой, це­лями и этапом обучения.

Резюме. Так, в филологическом вузе содержание обучения языку будет полнее и шире в сравнении с нефилологическим:

в каче­стве цели обучения в филологическом вузе рассматривается знание системы языка и практиче­ское владение языком в границах, близких к уровню владения языком его носителями;

в нефилологическом вузе — владение языком в границах, обеспечиваю­щих профессиональную деятельность по избранной специальности.

Содержание обучения иностранному языку

Смысл же его заключается в том, чтобы создать для учащихся условия, в которых они участвовали бы в деятельности общения на иностранном языке, а сама эта деятельность производилась бы в рамках конкретных жизненных ситуаций, с которыми учащиеся могут встретиться вне школы, ибо в основе коммуникативного подхода лежит не реальность самой ситуации, а реальность деятельности в данной ситуации.

Деятельность общения в межкультурной ситуации представляет собой решение различных коммуникативных межкультурных задач, включающих:

· цель общения: сообщить, убедить, возразить, расспросить ит.д.;

· партнёра по общению;

· предмет общения (его тему);

· время и место общения.