Дополнительные буквы

План

План

Церковне життя на початку ХХ ст.. було представлено в українців православною і греко-католицькою церквами, національні меншини мали іудаїзм, протестантизм, іслам. У 197, 1918 рр. була спроба створити Українську православну автокефальну церкву, але це вдалося зробити тільки у 1920 р. Першим ієрархом УАПЦ ставВ. Липківський. На західноукраїнських землях значну роль відігравала греко-католицька церква на чолі з Андреєм Шептицьким.

9.04.13

Даша

19.03.13

12.03.13

26.03.13

Фе_2013

Даша

16.04.13!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

12_фе_2013
Барокко

(исп.итал.потр.- причудливый, не правильный, дурной, испорченный) стиль развивался в европ.искустве с конц.16-до сер.17. изначально жаргонное словечко «барокко» использовалось португальскими моряками для обозначения испорч жемчужин. В 16веке. Синоним грубого не уклюжего, фальшивого. Среди французких ювелиров, это означало смягчить контур сделать форму мягкой, живописной, однако во французких словарях 1718года слово барокко трактуется как ругательное выражение, оно долго не могло стать названием стиля. Термин введён Генрихом Вёльфленом и Бург Хардт(швейдцарский искуствовед) – они в двоём изобрели метод формального …
1.архаика
2.классика
3.барокко
основные понятия истории искусства 1915(в 1930 перевели на русский)

Питер родился и рос как раз в то в ремя когда в европе господствовал стиль барокко. Классической страной барокко принято считать италию. Стиль барокко олицетворяет идею бесконечности, образ не прерывного движения. Плоскость стены или потолка заполняется обилием деталий, стена и потолок растворяется в движении. Барокко активно и динамично.

особенности декора:
фасады криволенейные, прорезанные нишами, увенченные полукруглыми и разорванными пантонами, обильно украшены декоративными деталями.

Петровское барокко – первые робкие попытки переноса европейской архитектуры в Россию, оно впитало в себя черты голландской, отчасти франзуской школ, в начале строились не большие уютные здания, с плоскими фасадами, крутыми с переломами крышами, стены домов урашены скромно. Архитектуру первой четверти18века назыв Петровским барокко.
1740-50 – Елизаветинское барокко, оно ближе к нарядному итальянскому зодчеству … века, отлич.особой пышностью, фронтон сверху статуями украшали. ….
над картушью помещалась корона.

ОБИЛЬНЫЕ ДЕКОРАТИВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ 0_0
картуш – свёрток, кулёк, карта, бумага. В архитектуре это мотив в виде полуразвёртнутого рулона бумаги, свитка и блаблабла. Появился в итальянскои искусте в 15-16 веках, близкая итальянская форма – тирате. Во Франции называется –бандероль. В Масульманском – унван. В эпоху барокко форма картуши становится более сложной и разнообразной. Картошью стали называть геральдические щиты, оплетённые лентами, с гербами, эмблемами, девизами.
Фр.слово картель – элемент орнамента близкого к картуши.

Апостолы (с греческого - посланный) странствующие проповедники. Апостол Пётр с апостолом Павлом.

 

Величественное по тем временам здание должно было стать западной границей центральной площади города. Длина здания 400 м, 12 корпусов. Все здание вытянуто с севера на юг. Торцевой боковой фасад его обращен к Неве.

Здание 3х этажное с единой крышей и огромным четырехсотметровым коридором. Каждое из 12 зданий было украшено наличниками, аттиком с лепкой и первый этаж рустовкой.

 

РУСТ-камень, у которого не отшлифована лицевая поверхность. Кладка из таких камней наз-ся РУСТОВКОЙ.

с западной стороны здания по первому этажу протянулась галерея, вдоль нее было решено прорыть канал к гостинному двору и на 1 этаже разместить торговые лавки, однако В. О. не стал центром города и канал был засыпан.

Коллегии в 1802 г были заменены на министерство. А часть здания передали главному педагогическому институту и в 1819 г он был преобразован в СПбГУ. И

административный центр города переместился на левый берег Невы, а на В. О. оформился центр высшего образования и научной жизни. А в 30-е гг 19 в архитектор Щедрин ввел в нем ряд перестроек. Открытая аркада главного фасада была застеклена, вдоль фасада разбит сад, его обнесли чугунной решеткой, было переделано внутреннее убранство, появилась парадная лестница, белоколонный актовый зал. Со времен Петра внутренняя отделка сохранилась только в петровском зале. Скульптура выполненная по проекту мастера Игнацио Росси. Плафон и живописные вставки в верхней части стен, а также 2 угловых камина со скульптурной отделкой. С именем Петербургского университета связаны имена:

Менделеев, Сечинова, Павлов, Попов, Тимирязева.

 

НАЛИЧНИК-накладная планка на дверном или оконном проеме.

АТТИК-стенка над карнизом, венчающим сооружение.

МАЗАНКА-дом, хата из глины или деревянное сооружение, обмазанное глиной.

 

КУНСТКАМЕРА

В эпоху маньеризма стали появляться музеи. 1520-

КУНСТКАМЕРА-первый в России музей.

Петр I заботился о просвещении и распространении знаний, покровительствовал ученым своего времени, прислушивался к их советам, воспринимал новые идеи. Одним из таких ученых был немецкий философ Годфрид Лебниц, известный трудами по матем, физ, истор. Он считал важным делом создание музеев и собирание редкостей. Петру I идея оч понравилась. Много ездил за границу, посетил много музеев. Из поездок привозил модели кораблей и машин, приборы и астрономические инструменты, редкие книги, географические карты, глобусы, чучела животных, увеличительные стекла и всякие диковинки. Статуэтки буддийских идолов, бубны шаманов и т. д.

 

Из поездок по России он привозил одежду, предметы быта, золотые самородки. В 1714 г собрание редкостей и интересных экспонатов перевозится из Москвы в Петербург и размещается в летнем дворце Петра 1 в спец помещении, названном КУНСТКАМЕРОЙ.

"КУНСТ"-нем. искусство

"КАМЕР"-комната

 

Петр издает указы жителям России за вознаграждение приносить и здавать каменья необыкновенные, кости человеческие или скотские, рыбьи или птичьи, всё, что старо и необыкновенно.

Коллекция стремительно растет и на ее основе Петр решает создать музей, доступный для всех.

 

Музей открывается в здании КИКИНЫХ ПАЛАТ.

 

В 1715 г хозяин этого дома, Кикин, был выслан в Мск за воровство казенных денег, а в 1718 г за участие в заговоре против царя. В этом же доме, отошедшем в казну, разместили и личную библиотеку Петра 1 (это 15 000 томов)

В этой же русской слободе сестра Петра 1, Наталья Алексеевна открывает первый в городе общедоступный ТЕАТР. вход бесплатный.

На входе в кунсткамеру всех угощали вином, потом кофе, водка и даже "цукерброды".

Петр проводил реформы, реформы шли с трудом. Книг не читали, театры считали "бесовской потехой". А также опасались посещать музей, где уже появились первые заспиртованные родившиеся "уроды".

 

Кикины палаты располагались далеко от центра города и Петр захотел перенести музей поближе. В 1716 г Петр решил перенести центр города на В. О.

В 1718 на Стрелке начинается строительство каменного здания-будущего научного центра, общественной библиотеки и астрологического театрума

Первый проект здания принадлежит архитектору Георгу Маттарнове, а также Гербель, Киавери и Земцов.

 

Официальное открытие кунсткамеры состоялось в 1728 г. Строительство и отделка длились до 1734 г.

 

Верхняя восьмигранная башенка завершается куполом со стеклянным глобусом. В восточном корпусе кунсткамеры разместили библиотеку, в западном музейные коллекции. Центральная башня была предназначена для анатомического театра и первой русской абсерватории.

 

В круглой зале третьего этажа установили огромный готторпский глобус-подарок герцога голштинского-будущего мужа дочери Петра 1 Анны. В 1747 г здание Кунсткамеры пострадало от пожара и глобус пришлось восстанавливать.

 

1754-1758 гг архитектор Чевакинский восстанавливал здание Кунсткамеры. Башенку вернули только в 1947-1948 гг.

 

Для того, чтобы восстановить башенку, архитектор Коплан-Ингель использовал сохранившиеся чертежи.

 

В 1887 г был пристроен флигель

 

В помещениях первого этажа сохранилась лепка в стиле барокко, скульптурные группы, бюсты и медальоны выдающихся ученых. В 1778 г скульптор Павлов выполнил для первого этажа 2 аллегорических барельефа "Россия" и "Празднующая Европа".

 

БАРЕЛЬЕФ-скульптурное изображение, выступающее на плоскости фона менее, чем на половину своего объема.

ГОРЕЛЬЕФ-разновидность рельефа, выступающее на плоскости более, чем на половину своего объема.

РЕЛЬЕФ-вид скульптуры, создается за счет углубления (выборки) фона или выпуклым.

КОНТРРЕЛЬЕФ- (фр. против) углубленный рельеф, получающийся от механического ттискивания обычного рельефа (выпуклого) в мягком материале (глине, воске) или при снятии с рельефа гипсовой формы. Используется в качестве печати для получения выпуклого оттиска.

 

На 1 этаже кунсткамеры сохранился один барельеф с изображением

Эйлера-математика 18 века.

Коллекция кунсткамеры с годами разрасталась, богатейшие материалы для нее привозили экспедиции Академии Наук.

В 1830-х гг коллекцию разделили на 4 музея: Зоологический, Минералогический, Ботанический и Этнографический.

 

ЭТНОГРАФИЯ-наука о народах мира, расселении, культуре, быте и взаимоотношениях.

 

Сегодня кунсткамера-это музей АНТРОПОЛОГИИ (греч. антропос-человек) и этнографии им. Петра Великого. В помещениях бвшни-музей Ломоносова и знаменитый Гаторский глобус.

 

АНАТОМИЧЕСКАЯ КОЛЛЕКЦИЯ ФРИДЕРИКА РЮЙША

 

 

МЕНЬШИКОВСКИЙ ДВОРЕЦ

 

Петровское барокко. Одна из первых каменных построек в городе. В 1709 г Петр 1 подарил В. О. светлейшему князю Меншикову. Остров стал княжеским. Затем отобрал.

Сначала это был 2 эт дом.

В 1710 г рядом с этим домом стал вырастать каменный 3-х этажный дворец. Работали над этим архитекторы Фентель и ФонтанА, крепостные мастера. 1 окт 1711 г-новоселье в построенной части дома. ФонтанА-уехал в Швейцарию. Тогда Меншиков нанял в Гамбурге мастера палатного и каменного дела Иоганна Шеделя. Работы продолжались до 1727 года. Участвовали Трезини, Растрелли, Леблон.

 

Появились боковые 2-х этажные флигели и садовые постройки. Образовался замкнутый 4-х-угольник. Центральную часть завершал аттик с резными деревянными статуями.

Боковые выступы, которые сверху заканчивались фронтонами с княжескими коронами.

 

ПОРТИК-центральный вход, украшенный колоннами, над крыльцом. Над портиком имелась деревянная галлерея-балкон, так размещались музыканты знаменитого меньшикового оркестра.

Небольшие и невысокие комнаты со светлыми стенами и потолками отделывались фаянсовыми плитками, шелками и монументально-декоративной живописью.

Большие остекленные двери и окна отвечали новым требованиям моды и комфорта.

Идея использования в отделке интерьера плитки возникла после знакомства с голландскими жилыми домами и дельфтскими фаянсами. Делфт-небольшой город в Голландии, где в 16 в существовало производство глино-каменных масс, изделия из белой или сероватой глины покрывались слоем белой, непрозрачной оловянной глазури, по которой производилась роспись с последующим покрытием прозрачной свинцовой глазурью.

В сев. Европе такие плитки пулучили название ФАЯНС. от итал. города Фаэнса, в котором они производились.

В Антверпене производство фаянсовых плиток наладил итальянский мастер Гвидо Савино.

В СПб применялись сначала привозные, а затем и свои плитки.

Был построен кирпичный завод в Стрельне. А у Меншикова были свои кафельники.

Кроме голландских плиток и русских изразцов в отделке помещений использовались натуральные девевья:дуб, орех, окрашенная сосна. Дворец украшали живописью в основном мастера оружейной палаты. Им принадлежит первый слой росписи потолка Орехового Кабинета, выполненный в технике темперно-масляной живописи. В центре плафона фигура воина с атрибутами победителя. В углах эмблематические изображения с девизами на фоне пейзажа. Например, рука, сжимающая скипетр сопровождается девизом "смеловством и всё будет". А столб с ключом и мечем со словами "Иде правда и вера, ту и сила пребудет".

Изображения фигуры воина очень схожи с чертами Петра 1.

Преобладающие цвета-красный м синий. Угловые композиции написаны в технике тонового письма-гризаиль.

 

 

В 1717-1718 гг на холсте был выполнен плафон, отличающийся виртуозным рисунком,изяществом композиции. Пильман.

 

Скипетр

На золотом фоне фантастическое переплетение легких ажурных гирлянд , перьев, цветов, головки полу-людей, полу-животных и женские лица на раковинах.

В 1722 итальянский мастер Тарсия. Им расписаны два помещения дворца, потолки, стены, плафон большого зала. Были использованы новейшие приемы декора (н-р лепка из алебастра).

На потолке передней сохранились лепные рельефы с фигурами мифологических персонажей, олицетворяющих богинь плодородия. Деметра с колосьями и корзиной изобилия и Правосудие-Фемида с весам.

После смерти Петра 1 в 1725 г Меньшиков фактически 2, 5 года управлял страной из своего дворца на В. О.

Борьба за власть закончилась для него арестом в сентябре 1727 г, конфискацией имущества в пользу гос-ва и ссылка со всей семьей в Берёзов, недалеко от Тобольска.

 

В 1729 г Меньшиков умер.

В 1731 г последовал указ о передаче здания кадетскому корпусу.

Там учились Сумароков (поэт, драматург, сатирик), Федор Волков (первый актер русского профессионального театра). Театр Волкова-в ярославле.

 

Рылеев и Глинка.

Перестройка дворца приводила к утрате дворцового облика за исключением личных покоев меньшикова, в которых помещались дирекция.

С 1890-х это стало музеем Кадетского корпуса.

Изменился фасад дворца. Высокую фасадную кровлю заменили двускатной. Фронтоны на ризолитах вместо фигурных стали треугольными. И т д.

 

ШЕРЕМЕТЕВСКИЙ ДВОРЕЦ


В 1712 г Петр 1 подарил фельдмаршалу Шереметьеву участок земли на левом берегу Фонтанки.

Граф Борис Петрович Шереметьев, сын киевского воеводы, сподвижник и друг Петра 1, генерал-фельдмаршал, выдающийся полководец. Герой Азовского похода 1695 года, Северной войны, он же взял крепость Нотебург в 1703 г, победа над Полтавой в 1709 г. Устав от тяжелых переживаний он хотел постричся в монахи в Киево-Печорской лавре, но царь воспротивился этому и женил графа-вдовца на своей родственнице из рода Салтыковых.

В браке он был счастлив. Пятеро детей.

Похоронен в Александро-Невской лавре.

В начале 1740-х гг на месте одноэтажного дома возвели обширный одноэтажный дворец.

В 1755 архитектор Чевакинский надстроил второй этаж. Сам дворец состоит из трех частей-центрального корпуса и двух флигелей. Небольшой мезоним украшает центр. Здание украшают лепные детские головки над окнами и прекрасный орнамент. Пилястры коринфского ордера имеют сложные капители с львиными масками. За корпусами фонтанного дома от Фонтанки до литейного проспекта простирался обширный сад со скульптурными фонтанами. Павильон Эрмитаж. В 19 веке перед зданием появилась эффектная чугунная ограда на гранитном цоколе, украшенная золочеными бронзовыми деталями. Архитектор Корсини. На арке ворот изображение герба Шереметьевых. На первом этаже дворца располагались служебные помещения, а так же кунсткамера и ригскамера.

 

РИГСКАМЕРА-МУЗЕЙ ОРУЖИЯ.

АРСЕНАЛ-ТО, ЧТО ОТНОСИТСЯ К ОРУЖИЮ. на 2 этаже находились парадные апартаменты. В боковых крыльях жилые комнаты. Дети жили в мезонине. Сын Бориса Шереметевы был коллекционер и просветитель, хозяин фонтанного дома с 1788 г, он так же для своей кунсткамеры покупал редкие минералы, живопись, его крепостные получали хорошее образование. Некоторые из них стали актерами, музыкантами, художниками.

В 18 в он высказывался за отмену крепостного права.

В этом доме проживала Прасковья Ивановна Жемчугова (Ковалева), знаменитая актриса (1768-1803)-певица, сопрано.

С 1779 г она выступала в домашнем театре Шереметьевых. А в 1801 г стала женой графа Николая Петровича Шереметева. Она умерла от чахотки через 3 недели после рождения сына.

В этом же шереметевском дворце Арест Кипренский написал знаменитый портрет А. С. Пушкина.

С середины 18 в во дворце выступала знаменитая капелла Шереметевых. "Капелла"- часовня для молитв одной семьи. Затем это слово понималось как "ансамбль".

 

В 1917 г праправнук петровского фельдмаршала С. Д. Шереметев передал ключи от фонтанного дома уполномоченному отдела по охране памятников. Дом был объявлен национальным достоянием.

 

ФРЕДЕРИК РЮЙШ.

Голландский анатом Фредерик Рюйш, профессор, уникальная коллекция которого стала основой первого русского музея-кунсткамеры.

В Амстердамы на одной из улиц дважды в неделю был открыт кабинет профессора Рюйша, интересующиеся лица должны были быть представлены самому профессору, чтобы получить разрешение на осмотр экспозиции. Для того, чтобы попасть в его кабинет, посетители готовы были выложить любые деньги.

Собрание голландского анатома воспринималось как восьмое чудо света. Основную часть коллекции составляли законсервированные эмбрионы, органы и части человека. Чучела невиданных зверей, скелеты птиц, засушенные насекомые и т. д.

Современники называли его циником.

Работал он судебным врачом.

Родился в Гааге 23 марта 1638 г в семье крупного чиновника, затем поступил в ученики к аптекарю.

Открыл собственную аптеку. Отправился в Лейденский университет изучать медицину, где и начались его первые опыты по препарированию анатомических материалов и достиг больших успехов.

Все это называли "рюйшеским искусством". Для того, чтобы вены и сосуды выглядели как живые он впрыскивал туда красители. По совместительству он преподавал анатомию акушеркам.

В 1679 г получает должность судебного медика, но городские власти неоднократно противились выдавать ему трупы для исследований, но он их переубеждал.

 

В 1716 г Петр 1 поручает доктору Орескину вести переговоры о покупке знаменитого кабинета, а заодно и выведать рецепт волшебного состава. Изобретение покинуло мир вместе с его создателем. Его дети так и не разгласили тайну.

 

Петр 1 впервые познакомился с Фридериком Рюйшем в 1697 г, несколько раз посещал его кабинет, оставил хвалебную запись в книге гостей.

 

 

Земцов Михаил Григорьевич (1788-1743)

Принимал деятельное участия в строительстве Петербурга в первой половине 18 в. Родился в Москве. В 1709 г приехал в СПб. С 1710 под руководством Доминико Трезини.

Принимал участие в планировке Летнего сада, дворцово-паркового ансамбля в Петергофе.

Важнейшими произведениями Земцова являются: Итальянский дворец на Фонтанке, не сохранился; церковь Симеония и Анны (ул. Моховая, 46). Закончена в 1734 г. Единственная постройка земцова, сохранившаяся до наших дней с классическим ордером, барочными деталями, колокольней, завершенной шпилем; Церковь Рождества Богородицы (1733-1734 гг), не сохранилась. Строительство Аничкова дворца было начато Земцовым и в основном выполнен по его проекту. Парадные зады Кунсткамеры, тоже Земцов.

С 1737 г он был одним из руководителей комиссии о санкт-петербургском строении. "Должность архитектурной экспедиции" начатой Яробкиным. Земцов был учителем многих русских зодчих.

 

КОРОБОВ ИВАН КУЗМИЧ (1700-1747 гг.) архитектор, был отправлен Петром 1 в Голландию для обучения. По возвращению они сдавали экзамен. Экзамен принимали Доминико Трезини, Растрелли, Киавери.

С 1727 служил архитектором в адмиралтейском ведомстве, наиболее значительным сооружением Коробова было Адмиралтейство, которое строилось с 1727-1737 г, построенное вместо старого.

Сохранив первоначальную планировку, создал новые корпуса и над главным въездом в 1733-1738 гг возвел вместо деревянной мазанковой каменную ярусную башню с золоченым шпилем, придав центральной части здания торжественный характер.

 

Деоевянная Богоявленская церковь с колокольней в Кронштадте, тоже Коробов. 1728-1732 гг, разобрана в начале 19 в.

Партикулярная верфь на Фонтанке (судостроительное и судоремонтное предприятие).

Проект морского полкового двора (1736 г).

 

 

Церковь св. Пантелеймона.


Коробов активно сотрудничал в комиссии о санкт-петербургском строении. Совместно с Яробкиным и Земцовым.

В 1741 г он переезжает в Москву. Воспитал ряд выдающихся зодчих-Чивакинский, Кокорин. Умер в Мск.

 

КОРОБОВ ИВАН КУЗМИЧ ПРИДУМАЛ НА ШПИЛЕ АДМИРАЛТЕЙСТВА ПОМЕСТИТЬ ЗОЛОТОЙ КОРАБЛИК НА РАЗДУТЫХ ПАРУСАХ, КОТОРЫЙ И СЕГОДНЯ ПОКАЗЫВАЕТ, В КАКУЮ СТОРОНУ ДУЕТ ВЕТЕР. ЗАПОМНИТЬ!!!!!!

 

 

ЛЕБЛОН ЖАН-БАТИСТ АЛЕКСАНДР. (1679-1719). Французский архитектор, строил в Париже отели и замки. В 1716 г по приглашению Петра 1 приехал в СПб, где работал до конца жизни. Получил должность генерал-архитектор.

 

Ему принадлеежит план планировки В. О. со строго порямоугольной сеткой улиц и каналов, прямоугольными площадями. В Петергофе Большой дворец и Мон Плезир.

 

Летний сад в Стрельне.

?????? Он, не он??????

 

ЕРОБКИН ПЕТР МИХАЙЛОВИЧ. 1680-1740.

Архитектор, градостроитель и теоретик. Для обучения архитектуре в 1716 г был послан Петром 1 в Италию. По возвращению в Россию получил звание архитектора. Занял ведущее положение в комиссии о Санкт-Пертербургском строении.

 

В 1737 г Еробкин играл ведущую роль в составлении нового генерального плана в столице. Система кольцевых улиц, пересеченных лучевыми проспектами.

Наметил пути дальнейшего развития города. Еробкин впервые перевел на русский язык частично главы трактата Палладия об архитектуре.

Еробкин примкнул к группе Волынского и Хрущева против бированщины, за что был арестован и казнен.

Похоронен вместе с Волынским и Хрущевым в ограде Самсониевского собора. Памятник над из могилой-скульптор Опекушин и Щурупов, сооружен в 1885 г.

 

После смерти Петра 1 в России стало усиливаться влияние немцев-Бирона и т д.

Еробкин предлагал сохранять русскую самобытность и не гнаться за иноземной модой.

 

 

ЯНТАРНАЯ КОМНАТА.

 

Екатерина 1, дочь литовского крестьянина Самуила Сковронского. До принятия православия носила имя Марта Сковронская. В 1702 г попала в плен при взятии Мариенбурга (Латвия) русскими войсками под командованием Бориса Петровича Шереметева. В 1703 г приняла православие под именем Екатерины Алексеевны.

 

В 1724 г Петр впервые в истории России короновал ее в качестве императрицы. Петр умер в 1725 г, накануне своей смерти он уличил ее в измене с камердинером.

 

За престол стали бороться

При Екатерине 1 открыта академия наук.

На ДВ была послана морская экспедиция Беринга.

Заключен союз с Австрией.

Учрежден орден Александра Невского.

 

9 детей, до совершеннолетия дожили 2 дочери-Анна и Елизавета.

В 1725 г Анна была выдана замуж за Карла Фридриха-герцога Голштинского. У них родился сын-Петр 3.

По настоянию Меншикова, Екатерина подписала завещание, в котором престолонаследником подразумевался Петр 2.

 

 

05.03.13 - !!!!!!!!!!!!!!!!

 

 

КАРЛО БАРТАЛОМЕО РАСТРЕЛЛИ (1670-1744)

Итальянец

В 1716 г приехал в СПб по приглашению Петра 1.

Работал в области скульптуры

 

Характерные черты БАРОККО:

-торжественная парадность

-декоративная пышность

-яркая, реалистичная выразительность образов

 

СТРОГАНОВСКИЙ ДВОРЕЦ

 

 

Невский пр. 17 и Мойка 46.

Трехэтажное здание. Архитектор Растрелли. 1750, 1752-54 гг

Дворец с внутренним дворомЦентральный ризолит украшен парными колоннами на рустованных постаментах, поднятых до 2 этажа

 

РИЗОЛИТ-ФРОНТАЛЬНАЯ СТЕНА, ФАСАД ЗДАНИЯ. ВЫСТУПАЮЩАЯ.

БЫВАЕТ ЦЕНТРАЛЬНЫЙ РИЗОЛИТ И БОКОВЫЕ РИЗОЛИТЫ.

РУСТ-НЕОБРАБОТАННЫЙ КАМЕНЬ

скульптурные детали, рельефные карнизы

Сохранились деревянные резные ворота с львинными масками и декоративные чугунные трубы у ворот.

На фронтонах помещен герб строгановых. На гербе 2 соболя на задних лапах. Они держат разделенный надвое щит. На щите символы сибири. Предки Строгановых осваивали Урал и Сибирь. Крупнейшие купцы и промышленники.

 

 

АНИЧКОВ ДВОРЕЦ

 


по проекту архитектора Земцова

Дворцовые и церковные сооружения того периода должны были всем своим обликом, размерами, богатством, разнообразием отделки привлекать внимание и отличаться от всех построек.

 

 

 

ПЕТРОПАВЛОВСКИЙ СОБОР



В московской Руси местом погребения великих князей и русских царей был архангельский собор Кремля. С 1712 г с переносом столицы из Москвы в Петербург функции усыпальницы перешли к петропавловскому собору. До постройки каменного петропавловского собора на этом месте в 1704-1719 гг стояла деревянная церковь Петра и Павла. В ней была похоронена дочь Петра 1, Наталья.

А с 1715-1728 гг в строившемся каменном соборе упокоили шестерых детей, двух невесток и сестру Петра 1. Затем его самого и Екатерину 1. С 1729 по 1739 захоронений в соборе не производилось. С 1740-1831 хоронили только коронованных особ. Первоначальное название крепости было "Санкт Петербург". Покровитель св. апостол Петр на иконах изображается с ключом в руках. Это ключи от рая. Позднее название было перенесено на город. Петр 1 сам придумал план крепости. Предполагают, что помогал ему фр. инженер Жозеф Ламбер. Крепость приблизительно повторяла очертания Заячьего Острова и выглядела как неправильный шестиугольник. По углам возведены бастеоны-укрепления. Из бойниц можно было увидеть неприятеля и окрыть по нему перекрестный огонь.

 

На фоне развития западноевропейского барокка данная Трезини уплощенная плоскостная трактовка.

 

АНГЕЛ НАД ГОРОДОМ.

современный ангел четвертый по счету. Колокольня была ниже и другой.

 

АЛЕКСАНДРО-НЕВСКАЯ ЛАВРА

 

КЛАССИЦИЗМ

 

16.04.13!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

Повсякденне життя було тяжким:

- Голод, нехватка продуктів, обмін на ринку; розподіл за кртками за соціальною ознакою;

- Нехватка промислових товарів, особливо на селі,

- Захворювання на тиф, коросту.

Таким чином. Кожний політичний режим використовував культурне відродження в інтересах зміцнення своєї влади. Державна підтримка митців та вчених зумовила швидкий розвиток культури навіть в умовах воєнного часу.

 

1. Політична думка перехідного періоду (XIV-! половина XVII ст.).

2. Політичний аспект Реформації на українських землях.

І. Політична думка перехідного періоду (XIV -І половина XVII ст.).

Внаслідок падіння Київської держави виникло два напрямки слов'янської державності: перший - Північно-Східний, що довго р бував під золотоординськими ханами і другий - Південно-Західний, який проіснував з початку XIII до середини XIV століття у вигляді Галицько-Волинської держави. З середини XIV століття українські землі були приєднані до Литви, що вела протиборство з великокнязівською Москвою до середини XV століття. Це Протиборство закінчилось тим, що Литва зблизилась з Польщею і згубила політичну незалежність. Звичайно, що відновлення української державності в цих умовах не могло бути. Але політична душа України постійно і методично готувала суспільство до цього процесу. В цей час існувало два центри суспільно-політичного і культурного життя України: 1. Київ ; 2. Галицька земля з містами Львів, Перемишль, Дрогобич та ін. У 1415 році митрополитом у Києві став Григорій Цамблак. Він пропагував ідеал послушника, аскетизм, вищість влади над світською. Для піднесення політичної ролі Києва велике значення мало культурне відродження, насамперед літератури. У 1460-1462 р.р, здійснені дві редакції "Києво-Печерського патерика". Оскільки в. "Патерику" значне місце було приділено історичному минулому Києва, то це сприяло політичній лінії князів Олельковичів, їх намаганням перетворити Київ у центр політичного життя. Однак зі смертю князя Семена Олельковича (1470 р.) литовські правителі не погодилися, щоб київський престол зайняли представники з роду Олельковичів, а призначили намісником литовця-католика Гаштовта. Розвиток політичного життя в Києві припинився надовго.

Другим центром політичного життя була Галицька земля. її географічне розташування, тісні зв'язки з західноєвропейською культурою сприяли поширенню тут ідей гуманізму, діяльності людей, що розвивали політичну думку в Україні. Один з них - уродженець міста Дрогобич - Юрій Котермак-Дрогобич (1450-1494 р.р.) доктор філософії та медицини, його праця "Прогностична оцінка поточного 1483 року" .була видана в Римі, За формою і змістом книга належала до поширених в ТІ часи астрономічних календарів або прогностиків. Юрій Дрогобич дав об'єктивні і сприятливі прогнози для "славного міста Флоренції" і для Венеціанської республіки. В книзі надасться прогноз про становище віри і сект, іудеїв, християн, турків та арабів. Із книги видно, що автор прибічник сильної королівської влади, зверхності світської влади над церквою. Ця книга - перше друковане видання українця в Західній Європі.

Найбільш типовим представником українського гуманізму XVI ст. був вихідець з Галицької' землі - Станіслав Оріховський (1513 -1566), син дрібного польського шляхтича, що одружився з русинкою і отримав у власність село Оріховицю. Оріховський отримав освіту за кордоном, співпрацював з європейськими реформаторами, гуманістами. До кінця життя він прожив у своїй парафії біля Перемишля в сані священика. В своїх працях він виклав своє розуміння Суті держави, форм управління нею, проблем політичної влади. В молодості він виступив проти думки про походження влади і держави від Бога, за невтручання церкви в державні справи, чим зробив крок до визволення політичної науки від теології. Великою заслугою є те, до він був одним із авторів ідеї природного права ("Про природне право"). В своїй праці "Настанови польському королю Сигизмунду Августу" викладає свої погляди на проблему правління державою. Він писав: "Управління повинно здійснюватись методами переконання, суверен повинен здобути увагу і любов підданих, бо без цього влада буде слабкою". Перед смертю він писав працю "Польські діалоги політичні" (1563), де він, на жаль, відійшов від ідеалів своєї молодості. Він захищає зверхність церковної влади над світською.

2. Політичний аспект Реформації на українських землях. Щоб вияснити політичний аспект Реформації на Україні, треба знати характерні особливості Реформації в Речі Посполитій. З XVI століття домінуючою стає домінування держави над церквою. До Реформації призвели зловживання церквою та папами своєю владою над державою. Реформація докотилась до Польщі і тут зробили намір укласти союз між двома релігіями. За дорученням керівництва ордену єзуїтів з концепцією церковної унії виступив Петро Скарга, який у 1577 році випустив книжку "Про єдність церкви Божої". Ця книга визначала зміст і спрямованість ідейної боротьби між католиками і православними в час перед унією. Вихідною тезою П.Скарги було твердження про відступництво східної церкви через пиху і надмірну гордість патріархів, перевидання влади візантійських імператорів, які відійшли від римської церкви. Він виділив три причини, що впливають згубно на рівень християнської науки і розхитують звичаї східного духовенства і заважають русинам навести порядок у православній церкві. Це:

1. Шлюби духовенства;

2. Слов'янська мова;

3. Вплив світської влади на церковні справи.

Щоб утворити унію церков, вважав Скарга, потрібно було виконати три умови:

1. Визнання влади папи православною церквою;

2. Єдність віри;

3. Послух перед папою. »

Заклик Скарги позитивно зустріла частина православного духовенства. У жовтні 1596) року унія була Офіційно затверджена церковним собором у Бресті, що придало політичному союзу ще й духовного. Політичне об'єднання Великого князівства Литовського з Польщею не залишило надій на відновлення української державності. Українська політична думка цього періоду розвивалась в рамках гострої полемічної літератури. Найвидатнішими її представниками були: Герасим Смотрицький, Захарій Кописгенський, Христофор Філалет, Іван Вишенський, Мелетій Смотрицький. Полемічна література не ставила завдання відновити державність, але вона відгукувалась на актуальні полемічні проблеми, будила політичну свідомість, кликала до кращого майбутнього.

Одним із видатних полемістів був Іван Вишенський (1550-1620), який народився на Львівщині. Він став ченцем і замкнувся в печері. Для нього характерна суперечливість поглядів, переплетіння передових і консервативних ідей. Аналіз творчості Вишенського дає змогу виділити певні напрямки його суспільно-політичної, думки, і По-перше, це критика тогочасного суспільства (ладу) шляхти. По-друге, це критика унії (Брестської), діяльності ордену єзуїтів ("Короткослівна відповідь Петру Скарзі"). Він запевняв, що унія не є проявом волі народу, а слов'янська мова - це мова пізнання Божого. По-третє, Вишенський спробував окреслити суспільно-політичний ідеал. Управління цим суспільством повинно бути колективним, його заслугою було і те, що він розробляє програму розвитку освітньої справи в Україні. За його переконанням, насильством можна утвердити тільки зло. І закликає до морального удосконалення людини.

Другою течією політичної думки Реформації була думка братств. їх діяльність можна розділити на два етапи:

1. До Брестської унії;

2. Після неї.

На першому етапі провідна роль належала Львівському братству, на другому - Київському і Луцькому. Перший етап характеризувався реформаційним спрямуванням: критика католицизму і консерватизму православного духівництва, заклик до прогресивних реформ православної церкви. Другий етап відзначився тим, що змінювалась тематика соціально-політичної орієнтації. Братчики розповсюджували листівки, прокламації, що мало велике значення для формування політичної думки.

Видатними представниками братств були брати Стефан і Лаврентій Зизанії. Стефан Зизаній у своїх працях показав протистояння Христоса Антихристосу. Убогому Христу він протиставив багатого Антихриста, що уособлював тодішніх вищих ієрархів католицизму, закликав до активної боротьби з соціальною несправедливістю, вимагав відокремлення церкви від держави. Близький за поглядами був його брат Лаврентій. Він захищав гуманістичну ідею, яка визначала людину рівною божеству. Таким чином, політична унія Литви з Польщею сприяла бурхливому розвитку української політичної думки.


Тема лекції 3. Політична думка України у II половині XVIII — І половини ХІХ ст.

1. Етико-гуманістичні погляди Г.Сковороди.

2. Кирило-Мефодіївське товариство і проблеми державно-політичного устрою.

1. Етико-гуманістичні погляди Г.Сковороди.

Г.С.Сковорода займає значне місце в історії суспільно-політичної думки XVII! ст. України. Виходець з простої козацької сім'ї. Характер творчості вченого, його світогляд стануть зрозумілими, якщо проаналізувати історичні та соціально-економічні умови розвитку України в XVIII ст. Характерним був занепад феодальних відносин та зародження капіталістичних. Значним був культурний розвиток України. В літературі лунав заклик до боротьби проти посилення експлуатації. Одержавши чудову освіту за кордоном Г.Сковорода розпочинає свою педагогічну діяльність в Переяславській семінарії, домашнім вчителем у поміщика, викладачем грецької мови та синтаксису у Харківському колегіумі. Кинувши педагогічну діяльність Г.Сковорода пише "Асхань", "Разговор дружеский о душевном мире", "Басни Харьковские", "Ізраїльський Змій", "Жена Лотова" та ін. Основною проблемою його вчення є внутрішній світ людини, її щастя та шляхи його досягнення.

Філософська система його зводиться до того, що весь світ складається з двох натур - видимої і невидимої, де видима - "тварь", а невидима - Бог. Новим в системі Сковороди було те, що поділивши світ на світ символів, він виділив окремо Біблію, яку розумів як певну сукупність символів, призначених для пізнання Бога.

Найбільш цікавим із вчення Г.Сковороди є його бачення людини. Вона є центром, у якому сходяться всі проблеми її життя. Сутність людини -в єдності видимого і невидимого, тілесного і духовного. Основне в цій єдності - невидиме. Щастя людини, за Сковородою, в самопізнанні. Тільки пізнання себе зможе принести людині відчуття справжнього щастя.

На порозі 50-60-х р.р. у Сковороди наступає абсолютизація духовного інтересу, що згодом стало основною ознакою його етичного вчення. Він намагається відшукати відповідь на запитання про співвідношення плотських, матеріальних потреб і щастя людини. Аналізуючи можливі шляхи до щастя філософ виходить з наявних двох натур, двох воль, що ведуть людей двома шляхами - лівим і правим. Лівий проходить через плотські насолоди і в кінці веде до "преисподни", правий - тяжкий, веде через труднощі, зате "во исходе - сладчайший". Філософ говорить, що тіло потребує здоров'я,, а душа - веселості, а веселість духа можлива й без "крепости тела". Саме з інтенсивністю роботи духа він і пов'язує справжнє життя.

В 70-ті роки центр пошуків Г.Сковороди переміщується на розв'язання філософсько-етичних проблем. Центральною стає концепція "сродности". Принцип "сродности", на думку філософа, і є принципом відповідності тому вищому і справедливому началу, яке визначає сенс людського буття.

За Сковородою, природа визначає індивідуальні особливості людей, які можуть лише вдосконалюватись до межі, визначеної природою. Г.Сковорода пропагував пізнати людину відносно її Духа. Державний устрій та політичний лад залежать від того, наскільки соціально - політичний стан членів суспільства відповідає їх духовній природі. Свідомість, мислення визначають розвиток життя людей, їх буття. Звідси у нього й ідея духовного відродження людини. Це відродження полягатиме в тому, що людина житиме не за примхами плоті, а в пізнанні в собі Бога.

Досліджуючи проблему природних здібностей, він на перше місце ставить "сродность к хлебопашеству", підкреслює важливість сродності "к воинству". Не заперечуючи в цілому ні держави, ні культури філософ виступає проти їх спотворень. Корінь всіх спотворень він бачить в тому, що люди, незалежно від здібностей, прагнуть до різних посад, а це призводить як до особистих, так і до суспільних трагедій.

Держава, на думку Сковороди, є необхідною, законною і корінною установою; він виступав лише проти злочинної влади.

2. Кирило-Мефодіївське товариство і проблеми державно-політичного устрою.

Перша половина XIX ст. в історії України займає важливе місце. Пов'язано це з рядом соціально-політичних, причин. По-перше, різко загострилися суперечності між кріпосницькою та капіталістичною системами. По-друге, в цей період проходять зміни у соціальній структурі української землі:

а) наплив з Росії дворянства;

б) вп'ятеро збільшилась торгова буржуазія;

в) швидкими темпами зростала кількість робітників.

По-третє, посилюється русифікація. Четверте, це розвиток нової української літератури. Великий вплив на політичне становите в Україні мали:

1. Велика Французька революція;

2. Вітчизняна війна 1812 р.

Ці події призвели до знайомства з ідеями "Декларації прав людини і громадянина", особисті враження учасників закордонних походів.

В !822 р. виникав Південне товариство дворянських революціонерів, що об'єднало офіцерів південно - російських земель. Його лідер П.Пестель підготував ряд проектів державної перебудови Росії. Вони передбачали ліквідацію самодержавства, встановлення республіки, ліквідацію кріпацтва. Пестель пропонував фізично знищити всіх членів імператорської сім'ї. Для проведення демократичних реформ планувалось введення диктатури Тимчасового Верховного уряду з членів таємного товариства. В перспективі намічалась законодавча влада (Народне віче), виконавча (Державна Дума) та "блюстителька" (в сучасному розумінні конституційного нагляду - Верховного Собору). Заперечувався федеративний устрій держави.

Поразка дворянських революціонерів-демократів негативно вплинула на розвиток політичної думки. Але вже з середини 40-х років за ініціативою М.Костомарова, М.Гулака, В.Білозерського утворюються Кирило-Мефодіївське товариство. Туди увійшли 12 чоловік. Серед них Т.Г.Шевченко, О.Навроцький, О.Маркевич, П.Куліш та ін.

Політичну програму Товариства сформував М.Костомаров (1817-1885) у творі "Закон Божий" (Книга буття українського народу). Цей твір закликав до перебудови на засадах справедливості, рівності, свободи та братства перед членами Товариства ставились три завдання:

1. Побудова слов'янської спілки християнських республік;

2. Ліквідація кріпосництва та абсолютизму з Росії;

3. Поширення християнського суспільного ладу на весь світ. В програмі наголошувалась необхідність об'єднання всіх слов'ян, таким чином, щоб кожен народ заснував свою суверенну республіку, побудовану на демократичних засадах. На чолі республіки повинні стояти вибрані президент і сейм. В своїх автобіографічних замітках він писав, що це повинен бути федеративний союз слов'янських, республік. Столицею федерації мав стати Київ. Для досягнення своєї стратегічної цілі члени Товариства ставили завдання:

1. Розповсюдження ідей християнського суспільного ладу та виховання молоді в дусі християнської моралі;

2. Наближення до народу, пізнання його життя та потреб, піклування про народну освіту;

3. Розвиток української мови та культури, переклад на українську мову передових творів світової літератури;

4. Пропагування ідей повної соціальної рівності та ліквідація кріпосництва;

5. Формування почуття любові до других слов'янських народів. Великий вплив на політичну доктрину і ідеологію Кирило-Мефодіївського Товариства мав Т.Г.Шевченко (18І4-І86І). Це поет, письменник. Його критика релігії - це, перш за все, критика в ній всього байдужого до конкретної людини. Він засуджує все те, що бачиться йому антиестетичним, активно виступає проти зловживання релігією з політичною метою, проти інквізиції та релігійних війн

Великої уваги заслуговує національно-політичний аспект творчості поета ("Кобзар", "Гайдамаки", "Гамалія", "Сон" та ін.). Ці твори проникнуті активним, революційним романтизмом, його романтизм - це бунт проти сучасної йому проклятої дійсності, заклик до боротьби за волю, за визволення України.

Шевченко виступав за возз'єднання слов'ян, але він ненавидів офіційну Росію як демократ, який бачив у царях головних винуватців закріпачення українських селян. Як республіканець він був ворогом монархії та самодержавства. Так, в поемі "Сон" Шевченко називає Петра І тираном, катом, людоїдом, першим, хто розпинав нашу Україну, Катерину П - другою, що доконала політичну незалежність України.

Отже, І половина XIX ст. у політичній історії України - це період загострення соціальних суперечностей, великих змін у структурі населення, росту російської колонізації. В цих умовах вершиною розвитку політичної думки стала політична доктрина Кирило - Мефодіївськото товариства, творцем якої виступив, зокрема, М.Костомаров. У становленні політичного і суспільного радикалізму помітна заслуга Т.Г.Шевченка.

F - от слова Folder – то есть обозначение типа аппарата

K - от слова Keyboard – то есть телефон оснащен клавиатурой

Х - обозначает имиджевую составляющую аппарата, может быть как на второй, так и на третьей позиции.

G - обозначает высокую функциональность, одну из максимальных в линейке, как правило, третья в имени модели.

Строчная "i" указывает на поддержку Интернет-функций.

 

Sony Ericsson

J – модели начального уровня, бюджетные аппараты примыкающие к телефонам среднего класса. Цифровые индексы от 100 до 300.

K – модельный ряд содержащий основную линейку аппаратов, в него входят телефоны с различной функциональностью, от самых простых, до наиболее технологичных. Цифровой индекс от 300 до 750.
W – walkman, музыкальные аппараты. Модели, ориентированные в первую очередь на прослушивание музыки. Цифровой индекс от 500 до 800.
S – премиум сегмент с развлекательными мультимедийными функциями, упор делается на качество встроенной камеры, необычный форм-фактор. Цифровой индекс от 500 до 900.
Z – имиджевые раскладушки. Цифровой индекс от 200 до 900.
P – класс смартфонов. Максимальная стоимость и функциональность, топ решение. Цифровые индексы от 800 до 1000.
T – основной продуктовый ряд, содержит модели всех ценовых групп, от начального до высокого, своего рода основная тенденция в компании

После цифрового индекса название модели также может содержать буквенный индекс, обозначенный маленькой буквой. Она относится к географическому позиционированию модели:
i – international, модель поставляется на большинство рынков, в первую очередь европейский рынок.
с – (china), модель, предназначенная для азиатского рынка, как правило, не отличается по поддерживаемым диапазонам от европейской версии. Отличаются языковые пакеты, набор программ.
a – America, модель, поставляется на рынки Америки, функционально схожа с европейскими версиями, но отличаются наборы диапазонов GSM.

Отличная от основной линейки буква с уверенностью показывает на то, что аппарат эксклюзивно поставляется для оператора сотовой связи.