Примерные темы рефератов

Вопросы для повторения и обобщения материала

РЕЗЮМЕ

Метод в широком смысле есть способ достижения цели. Это понятие употребляется в трех значениях: а) общеметодологическом (метод как средство познания, способ изучения природы и общества); б)общедидактическом (метод как способ взаимосвязанной деятельности преподавате­ля и учащихся, направленной на достижение целей образования, воспи­тания и развития учащихся; в) частнодидактическом (или собственно ме­тодическом): метод как направление в обучении, определяющее страте­гию овладения языком.

Методы обучения в третьем значении классифицируются в зависимо­сти от существующих подходов к обучению (прямой, сознательный, деятельностный), что позволяет выделять группы методов: прямые, созна­тельные, комбинированные, интенсивные.

Основными классификационными признаками существующих мето­дов обучения являются следующие: опирается ли метод на интуитивное или сознательное овладение языком, используется или исключается опо­ра на родной язык учащихся, предполагается взаимосвязанное либо по­следовательное овладение видами речевой деятельности.

Каждый метод обучения направлен на достижение определенной цели, он независим от условий обучения, в его основе лежит лингвисти­ческая, психологическая, дидактическая концепции, составляющие тео­ретическую основу метода и реализующиеся в виде модели обучения как индивидуальной интерпретации метода в конкретных условиях препода­вания языка. В наши дни наибольший интерес проявляется к различным вариантам коммуникативного и интенсивных методов обучения, направ­ленных на практическое овладение языком в различных сферах общения при органическом взаимодействии изучения языка и культуры в учебном процессе. Широкое использование современных технологий и мультимедийных средств обеспечивает эффективность использования методов обучения.

 

 

 

  1. Дайте определение понятия метод обучения. Почему это понятие относится к числу базисных категорий методики?
  2. В чем отличия между общедидактическими и частнодидактическими методами?
  3. Как классифицируются современные методы обучения (методы-направления в обучении языку)?
  4. Возможно ли создание универсального и оптимального метода обучения? Какими требованиями должен руководствоваться преподаватель при выборе метода обучения?

 

1. Классификация современных методов обучения

2. Требования, определяющие выбор преподавателем методов обучения

 

Основная литература

1. 1. Щукин А.Н. Методика преподавания русского языка как иностранного: Учеб. пособие для вузов/А.Н.Щукин.- М.: Высш. шк., 2003.

2. Методика преподавания русского языка в школе /Под ред. М.Т. Баранова. – М., 2000.

 

Дополнительная литература

 

  1. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам.— М., 2000.
  2. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе.— М., 1991.
  3. Китайгородская Г.А. Методика интенсивного обучения иностранным язы­кам.— М., 1982.
  4. Лапидус Б.А. Проблемы содержания обучения в языковом вузе.— М., 1986.
  5. Леонтьев А.А. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психоло­гии. - М.- Воронеж, 2001.
  6. Методика обучения русскому языку как иностранному: Курс лекций/Л.В. Московкин и др.— СПб., 2000.
  7. Методика преподавания русского языка как иностранного/О.Д. Митрофанова и др.—М., 1990.
  8. Милославская СК. Межкультурная коммуникация в свете задач интернациона­лизации образования//Мир русского слова. 2001. №4.
  9. Миролюбов А.А. Грамматико-переводный метод//Иностранные языки в школе, 2002, № 4.
  10. Миролюбов А.А. Натуральный метод//Иностранные языки в школе, 2002, № 5.
  11. Миролюбов А.А. Прямой метод//Иностранные языки в школе, 2002, № 6.
  12. Миролюбов А.А. Метод Пальмера//Иностранные языки в школе, 2003, № 1;
  13. Московкин Л.В. Теоретические основы выбора оптимального метода обуче­ния.— СПб., 1999.
  14. СурыгинА.И. Основы теории обучения на неродном для учащихся языке.— СПб., 2000.