Макроэкономического прогнозирования

Методологические и организационные основы

Конспект лекции 3.

 

1. Принципы прогнозирования.

2. Основные стадии прогнозирования, их содержание.

3. Верификация результатов прогноза: содержание и виды.

4. Методы прогнозирования.

5. Организация макроэкономического прогнозирования социально-экономического развития в РФ

 

1. Принципы прогнозирования- требования, предъявляемые к прогнозированию.

Специфические принципы прогнозирования:

1. Принцип адекватности - применяемые методы и модели должны имитировать сложившиеся связи и тенденции в национальной экономике.

2. Альтернативности - необходимость использовать различные прогнозные сценарии.

3. Экономичности – необходимость минимума затрат ресурсов на разработку прогнозов достаточной точности и законченности.

4. Верифицируемости – требование разработки прогнозов заданной достоверности, точности и обоснованности.

5. Непрерывности – прогнозы должны корректироваться по мере поступления новой информации.

2. Стадии прогнозирования:

 

Технология прогнозирования включает в себя ряд последовательных стадий (этапов).

1. Предпрогнозная стадия: определение объекта, целей и задач прогнозирования, периода упреждения прогноза.

2. Разработка задания на прогноз (документа).

3. Ретроспекция - исследуется история развития объекта прогнозирования и прогнозного фона. На этом этапе собирается информация (исходные данные) об объекте прогнозирования и прогнозном фоне.

4. Диагноз. Основная задача этого этапа – разработка метода, с помощью которого будет выполнен прогноз.

5. Проспекция – получение прогнозных результатов (прогнозные вычисления) и их проверка.

6. Верификация прогноза.

7. Корректировка прогноза.

8. Синтез прогнозов – разработка системного прогноза.

 

3. Верификация – проверка результатов прогнозирования.

Ценность прогнозирования определяется тем, насколько правдоподобно отражено в нем будущее. Научный прогноз должен быть проверяемым, т.е. должна существовать реальная возможность проверить, оказался прогноз правильным или нет, причем должна существовать вероятность для обоих исходов.

Под верификацией результатов прогнозирования понимают проверку точности и достоверности прогноза, она может быть абсолютной и относительной.

Абсолютная верификация осуществляется сопоставлением результатов прогноза с фактическими характеристиками объекта прогнозирования. Она может быть осуществлена только после наступления прогнозируемого события или по достижении объектом периода, на который разработан прогноз.

Относительная верификация — это различные способы оценки качества прогнозов до наступления прогнозируемого события. Результаты относительной верификации будут менее точны, чем результаты абсолютной, но более оперативны и в силу этого более ценны для принятия управленческих решений.

4. Метод прогнозирования – способ теоретического или практического действия, направленный на разработку прогноза.

Все методы прогнозирования объединяют в три группы:

- методы экстраполяции;

- экспертных оценок;

- моделирования.

Экстраполяция – метод прогнозирования, основанный на анализе динамики объекта прогнозирования в ретроспективном периоде. Все методы экстраполяции базируются на неизменности или хотя бы на стабильности имеющихся тенденций и соотношений. При составлении прогноза этим методом тенденция прошлого переносится на будущее.

Экспертные оценки используют в решении наиболее сложных проблем, в особенности в условиях неопределенности, которая возникает из-за недостатка информации (наличия, например, только качественной информации об объекте) или неустойчивости развития.

В основе всех методов экспертных оценок лежит гипотеза о том, что по крайней мере ведущие специалисты в каждой конкретной отрасли знания могут с достаточной степенью достоверности оценить важность проблемы, вероятность наступления события, перспективность того или иного варианта развития и т.д.. При этом работа экспертов строится на основе особой системы организации их деятельности, например, на основе проведения опросов экспертов.

Методика проведения экспертных опросов обычно включает несколько этапов.

1. Постановка проблемы, определение целей и задач экспертизы, ее границ и основных этапов.

2. Разработка процедуры экспертизы

3. Подбор экспертов, проверка их компетентности.

4. Формирование экспертных групп.

5. Проведение опроса и согласование оценок экспертов.

 

Модель – некоторая абстракция, заменяющая оригинал в процессе исследования.

Виды прогнозных моделей:

- экономическо-математические;

- логические (исторические аналогии, метод сценария);

- информационные модели.

 

5. Министерство экономического развития РФ является ведущим органом в области реализации социально-экономической политики страны, организует разработку и исполнение государственных социально-экономических прогнозов, планов и программ.

Принципиально важным документом для прогнозирования является Федеральный закон «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» от 20 июля 1995 г. № 115-ФЗ с изм. от 9 июля 1999 г. № 159-ФЗ, определяющий цели и содержание системы государственных прогнозов в данной области, а также общий порядок их разработки.

На краткосрочную перспективу ежегодно разрабатывается прогноз социально-экономического развития. Этот прогноз Правительство Российской Федерации одновременно с проектом федерального бюджета представляет Государственной Думе. Данный прогноз составляется в августе — октябре года, предшествующего прогнозируемому году и корректируется дважды: по итогам полугодия и по итогам трех кварталов в качестве базы прогноза на следующий год. Прогнозы на краткосрочную перспективу должны конкретизировать формирование и использование бюджетных ресурсов государства.

На среднесрочную перспективу разрабатывается прогноз социально-экономического развития на период от трех до пяти лет и ежегодно корректируется. Среднесрочные прогнозы разрабатываются в первой половине года с продлением горизонта прогнозирования на один год.

На долгосрочную перспективу разрабатывается прогноз социально-экономического развития раз в пять лет на десятилетний период. На основе этого прогноза Правительство Российской Федерации организует разработку документов социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу. Порядок разработки прогноза определяется Правительством Российской Федерации.

Долгосрочные прогнозы готовятся в сроки, специально определяемые Правительством РФ для каждого прогноза, и пересматриваются один раз в пять лет с продлением горизонта прогнозирования еще на пятилетие.

В современных условиях основной проблемой разработки долгосрочного прогноза является отсутствие достаточной и достоверной информационной основы.

В развивающемся обществе требуется периодическое уточнение разрабатываемых прогнозов. Периодичность корректировок зависит от скорости и значимости происходящих изменений. Следует избегать неоправданно частого пересмотра прогнозов, приводящего к их обесценению и снижению эффективности прогнозной деятельности.