Конституция Соединенных Штатов Америки 1787 года.

Статьи конфедерации и вечного союза между штатами 1781 года

 

В 1781 году конгресс представи­телей штатов, объявивших себя к тому времени суверенными республиками, принял первый в Соединенных Штатах конституционный закон, получив­ший название «Статьи конфедерации и вечного союза между штатами». Этим было положено начало образованию США. Справедливости ради, следует отметить, что по поводу этого нормативного акта в российской конституционно-правовой литературе высказываются два мнения. Часть исследователей полагает, что его можно считать первой американской конституцией, а другие ученые рассматривают Статьи конфедерации как международно-правовой договор тринадцати суверенных и равноправных субъектов об образовании конфедерации.

Согласно ст. 1 Конфедерация получи­ла название «Соединенные Штаты Америки». Штаты, сохраняя полную автономию (право содержать армию и флот, начинать войну, прини­мать и назначать послов, заключать договоры и соглашения), делегиро­вали Конгрессу полномочия в интересах общей пользы. Каждый штат сохранял свою независимость и все права, кро­ме тех, которые передавались конфедерации (ст. 2). Представители штатов учредили конгресс, предназначенный для ведения общих дел. Статья 4 вводила институт «межграждан­ства», что означало – свободные жители одного штата должны пользоваться всеми при­вилегиями и льготами свободных граждан во всех штатах.

Делегаты конгресса согласно статье 5 избирались по квотам от двух до семи представителей от каждого штата, причем каж­дый штат имел в Конгрессе один голос. В период между сессиями конгресса его полномочия были возложены на комитет штатов (ст. 9), в который вошло по одному делегату от каждого штата. Компетенция конгресса штатов, выражавшего совокупную волю субъектов конфедерации, была детально определена девятой статьей конфедерации, причем правомочия, предоставленные отдельным штатам, были весьма обширными – вплоть до права иметь свои армии и даже флотилии.

Примечательно, что для решения наиболее злободневных вопросов конфедерации - объявления войны и заключения мира, заключения междуна­родных договоров, бюджета, торговли, по чеканке общей монеты, по делам индейцев - конгресс должен был располагать девятью голосами из тринадцати (квалифицированным большинством). Последнее обстоятельство сдерживало активную деятельность конфедеративного конгресса, ибо штаты, только что обретшие самостоятельность, не желали «поступаться суверенитетом» в пользу конфедерации. Однажды в приступе раздражения Джордж Вашингтон назвал неэффективно работающий конгресс «веревкой из песка», которой невозможно связать воедино отдельные штаты.

Большинство ученых справедливо полагает, что в Америке к 1781 году был создан временный и малоэффективный союз государств (конфедера­ция), но никак не единое союзное государство. Трудные внешние и внутренние обстоятельства (захват новых земель, дезорганизация спокойного развития штатов повсеместными восстаниями) спо­собствовали изменению умонастроения правящих кругов относитель­но будущего государственного устройства США. Это способствовало осознанию необ­ходимости создания сильного единого государства.

 

Когда конфедерация выполнила свою миссию по первоначальному объ­единению штатов, встал вопрос о необходимости реального создания единого государства. Целью созыва учредительного конвента объявлялось образование «более совершенного союза». Федеральную Конституцию Соединенных Штатов принял Конституционный конвент, который был созван 25 мая 1787 года в Филадельфии. Почти все из 55–ти делегатов имели опыт государственно-правовой работы или предпринимательской деятельности и принадлежали к элите американского общества - среди них было 24 финансиста, 15 рабовладельцев, 11 судовладельцев, 5 представителей интеллиген­ции во главе с Б.Франклином. Видную роль среди них играли А.Гамильтон, Дж.Вашингтон, Д.Мэдисон, Э.Рандольф, У.Уилсон.

17 сентября 1787 года после четырехмесячной работы конвента Конституция США увидела свет. Конституция состояла из преамбулы и семи статей. Она за­крепила республиканскую форму правления в масштабе всей страны и в каждом из штатов, и форму государственного устройства в виде федерации. Государство в США основывалось также на принципе разде­ления властей на законодательную, исполнительную и судебную через систему «сдержек и противовесов», призванную не допустить узурпа­цию власти одной из ее ветвей. Уже впоследствии в 1803 г. для защиты положений федеральной конституции был принят прецедент Marbury v. Madison, в котором было закреплено право Верховного Суда Соединенных Штатов осуществлять конституционный надзор.

Законодательную власть, по Конституции, осуществляет Кон­гресс, состоящий их двух палат – палаты представителей (избирается прямым голосованием на два года, председатель этой палаты именуется спикером) и сената. Сенат избирается на шесть лет, каждые два года обновляется на треть. Председатель этой палаты является вице-президентом страны. В настоящее время выборы в сенат производятся в прямом порядке, а первоначально Сенат избирался законодательными собраниями штатов – легислатурами. Законопроект, принятый обеими палатами, приобретает силу закона после подписания его президентом в течение 10 дней. В случае откло­нения президентом законопроект может стать законом, если на­бирает при повторном голосовании не менее 2/3 голосов в обеих пала­тах.

Исполнительную власть осуществляет президент, который наделяется полномочиями главы государства и правительства. Президент избирается на 4 года косвенным путем – коллегией выборщиков, которые, в свою очередь, избираются населением штатов.

Судебная власть в Соединенных Штатах Америки принадлежит Верховному Суду и тем судам, которые созданы «в соответствии с законом». В сентябре 1789 года Конгрессом принимается Закон о судоустрой­стве, который закладывает юридическую базу федеральной судебной системы. Согласно этому закону Верховный суд состоит из главного судьи и пяти ассоциированных судей (впоследствии численность Вер­ховного суда неоднократно менялась, но с 1869 года она неизменна – девять судей).

Судебная система включает в себя федеральные суды, суды штатов и местные суды. Систему федеральных судов, возглавляемую Верховным судом, составляют районные и окружные (апелляционные) суды. Все судьи федеральных судов назначаются президентом с согласия и одобрения сената. По наиболее важным делам введен суд присяжных. Верховный суд США является судом высшей инстанции по некоторым особо важным делам, осуществляет надзор за деятельностью нижестоящих судов, исполняет функции конституционного надзора. В федеральной системе существуют и специальные суды таможенной, налоговой, военной юрисдикции, по претензиям к правительству и др.

Конституция Соединенных Штатов Америки, принятая в 1787 году, действует в стране до сих пор с внесенными в нее 27-ю поправками. Многие статьи ее носят общий характер – отсюда исключительная важность толкования Конституции, являющаяся прерогативой Верховного суда США.