Средства обучения.

Технические средства обучения Учебно-методические материалы

 

Технические средства обучения (ТСО)-

Интерактивные доски- «потомок» старой школьной доски, используется с той же целью, но есть и преимущества. Например, позволяет копировать написанное и раздавать слушателям.

Доска-стенд- преимущественно для документирования результатов учебных бесед, групповой работы и других видов обсуждений. Позволяет изменять расположение карточек, т.е. схемы, структуры, обзоры можно постоянно менять. Требует тренировки.

Графопроектор (эпидиапроектор)- прибор для проекции пленок (фолий) на стену, экран. Как вспомогательное средство. Приемы: показ заранее подготовленных пленок, накладывание одних на другие с целью пошаговой иллюстрации, использование полуготовых пленок и дописывание по ходу лекции.

Как эффективно работать с ними-

· текст должен иметь четкую структуру и хорошо читаться, необходимо продумать разбивку: не более 6 слов в строке и 8 строк подряд;

· Читать с пленки только то, что действительно стоит. Изображать больше схем, диаграмм, структур;

· Использовать серию простых пленок вместо одной сложной;

· Избегать показывать тексты и таблицы данных (могут увлечь или запутать студентов);

· Не отворачивайтесь от аудитории, не говорите с аудиторией, поворачиваясь к ней спиной, не заслоняйте изображение;

· Пишите, по возможности, лишь ключевые слова;

· Показывать краткие фрагменты кино- и видеофильмов как введение в тему, проверка актуального состояния слушателей; рекомендуется задавать различные задания до просмотра. После демонстрации- подводятся итоги.

 

Учебно-методические материалы-

  • Учебники, учебные пособия, методические рекомендации к изучению учебного курса;
  • В последнее время в качестве первоочередной задачи по учебно-программному и методическому обеспечению ГОС ставится создание учебно-методических комплексов (УМКД).

 

 

  Лекции Семинары Практические занятия
Объяснительно-иллюстративный (знания учащимся предлагаются в «готовом» виде; учитель организует различными способами восприятие этих знаний; учащиеся осуществляют восприятие (рецептию) и осмысление знаний, фиксируют их в своей памяти). Репродуктивный Информационная лекция (последовательно излагается материал в соответствии с программой курса, чаще в форме монолога преподавателя)   Обзорная лекция (изложение, призванное сформировать обобщенное представление по разделам, темам)     Семинар-беседа (подготовка и выступление студентов по каждому вопросу плана занятия с единым перечнем обязательной и дополнительной литературы) Практическая работа в форме тренинга – занятие, посвященное освоению умений и навыков по предложенному алгоритму) Лабораторная работа – (работа с нормативными документами, информационными системами)
Проблемное обучение (постановка проблемных вопросов, создание учебных проблемных ситуаций для стимулирования активной познавательной деятельности) Проблемная лекция- изложение материала предполагает постановку дискуссионных, проблемных вопросов, освещение разных научных подходов) Лекция вдвоем (бинарная лекция) Диалог двух преподавателей (например, реконструкция диалога представителей различных научных школ, «ученого» и «практика») Исследовательский семинар (изучение учебной проблемы на основе алгоритма исследовательской деятельности (объект, предмет, задачи, гипотезы, применение общенаучных и специальных методов) Практикум (Комплексное решение учебной задачи с применением научно-теоретических знаний и практических навыков) Кейс-метод Обучение в условиях моделируемой ситуации, воспроизводящей реальные условия деятельности)
Частично-поисковый Знания не предлагаются в «готовом» виде, их нужно добывать самостоятельно; преподаватель организует не сообщение или изложение знаний, а поиск новых знаний с помощью разнообразных средств; учащиеся под руководством преподавателя самостоятельно рассуждают, решают возникающие познавательные задачи, создают вместе с учителем и разрешают проблемные ситуации, анализируют, сравнивают, обобщают, делают выводы и т.д.   Лекция «обратной связи» Лекция-провокация (изложение материала с заранее запланированной ошибкой, лекция-прессконференция, лекция-дискуссия, лекция беседа Семинар-дискуссия Коллективное обсуждение какого-либо спорного вопроса, проблемы, выявления мнений в группе. Семинар-дебаты –обмен мнениями, прения с целью убеждения в правильности своей позиции  
Исследовательский преподаватель вместе с учащимися формулирует проблему, разрешению которой посвящается отрезок учебного времени; Знания учащимся не сообщаются. Учащиеся самостоятельно добывают их в процессе разрешения (исследования) проблемы. Деятельность преподавателя сводится к оперативному управлению процессом решения проблемных задач;       Исследовательский проект- структура приближена к формату научного исследования (доказательство актуальности темы, определение научной проблемы, предмета и объекта исследования, целей и задач, методов, источников, выдвижение гипотезы, обощение результатов, выводы, обозначение новых проблем). Творческий проект – учебно-познавательная деятельность студентов осуществляется в рамках рамочного задания, подчиняясь логике и интересам участников проекта, жанру конечного результата (газета, фильм, праздник) Информационный проект – учебно-познавательная деятельность с ярко выраженной эвристической направленностью( поиск, отбор и систематизация информации о каком-то объекте, ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обощение для презентации более широкой аудитории)

Связь методов обучения с организационными формами в высшей школе