Зависимость организации и методики обучения от планируемого уровня усвоения учебного материала

Уровень усвоения В результате учащийся может Характер действий Контроль усвоенного материала
преподавателя студента Вид контрольного задания Характер действий студента в ходе выполнения задания
1. Знакомство (иметь представление) Узнавать процессы, явления, способы действий Излагает материал, показывает, объясняет Слушает, воспринимает, запоминает Вопрос с описанием объекта, процесса, явления, способа деятельности Узнать объект, процесс, явление
2. Воспроизведение Воспроизводить информацию, повторять по образцу усвоенные действия То же + провести закрепление, организовать самоподготовку к воспроизведению То же + отрепетировать воспроизведение Вопрос, предусматривающий устное или письменное воспроизведение, повторение действия, типовая задача Воспроизвести изученное, выполнить действия, решить типовую задачу
3. Умения и навыки Выполнять действия, методика и форма который изучены, а содержание и условия новые То же + организовать тренировочные упражнения То же + приобрести опыт путем групповых или самостоятельных тренировочных занятий Задание на выполнение практических (приближенных к практике) действий, нетиповых задач Выбрать целесообразную последовательность действий, правильно их осуществить
4. Творчество Решать творческие задачи, участвовать в НИРС То же + и провести обучение приемам исследовательской работы То же + и приобрести опыт проведения исследовательской работы Задание на исследовательскую работу Осуществить продуктивную творческую деятельность (имеющую характер новизны)

 

V.Классификация методов обучения по Ю. К. Бабанскому, который выделил методы:

1) организации и осуществления учебно-познавательной деятельности;

2) методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности;

3) методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.

Эти методы могут быть представлены схематично:

1) МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ

УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

           
   
Репродуктивные(объяснительно-иллюстрированный) и проблемно-поисковые  
 
Самостоятельной работы и работы под руководством учителя
 
 

2)

3)


4. МЕТОДЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ И МОТИВАЦИИ

УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 
 

 

   

 


5. МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ И САМОКОНТРОЛЯ ЗА ЭФФЕКТИВНОСТЬЮ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

           
     
 

 


Методы устного контроля и самоконтроля (развернутый ответ, краткий ответ с места, рецензирование ответов) Методы письменного контроля и самоконтроля (письменный ответ, карточки, запись на доске, графические материалы с последующим разбором, сравнительные таблицы) Методы лабораторного контроля и самоконтроля (лабораторный практикум, «осмотр места происшествия» и пр.)
Метод индивидуального, группового и фронтального опроса

Задание 1: Примерная схема выбора метода обучения

( групповая дискуссия, 2-3 минуты на обдумывание, выступление от мини группы 2-3 студента)

1. Возможно ли, использование на занятии наряду со словесными, наглядного и практического метода?

Возможно, если:   Нельзя, если:

 

2. Возможно ли, организовать изучение материала (отдельного вопроса) методом самостоятельной работы?

3. Возможно ли, организовать изучение данного материала дедуктивным методом?

 

Задание 2.