Зависимость организации и методики обучения от планируемого уровня усвоения учебного материала
Уровень усвоения | В результате учащийся может | Характер действий | Контроль усвоенного материала | ||
преподавателя | студента | Вид контрольного задания | Характер действий студента в ходе выполнения задания | ||
1. Знакомство (иметь представление) | Узнавать процессы, явления, способы действий | Излагает материал, показывает, объясняет | Слушает, воспринимает, запоминает | Вопрос с описанием объекта, процесса, явления, способа деятельности | Узнать объект, процесс, явление |
2. Воспроизведение | Воспроизводить информацию, повторять по образцу усвоенные действия | То же + провести закрепление, организовать самоподготовку к воспроизведению | То же + отрепетировать воспроизведение | Вопрос, предусматривающий устное или письменное воспроизведение, повторение действия, типовая задача | Воспроизвести изученное, выполнить действия, решить типовую задачу |
3. Умения и навыки | Выполнять действия, методика и форма который изучены, а содержание и условия новые | То же + организовать тренировочные упражнения | То же + приобрести опыт путем групповых или самостоятельных тренировочных занятий | Задание на выполнение практических (приближенных к практике) действий, нетиповых задач | Выбрать целесообразную последовательность действий, правильно их осуществить |
4. Творчество | Решать творческие задачи, участвовать в НИРС | То же + и провести обучение приемам исследовательской работы | То же + и приобрести опыт проведения исследовательской работы | Задание на исследовательскую работу | Осуществить продуктивную творческую деятельность (имеющую характер новизны) |
V.Классификация методов обучения по Ю. К. Бабанскому, который выделил методы:
1) организации и осуществления учебно-познавательной деятельности;
2) методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности;
3) методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.
Эти методы могут быть представлены схематично:
1) МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ
УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
![]() |
|
| |||||
2)
3)
4. МЕТОДЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ И МОТИВАЦИИ
УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
![]() |
5. МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ И САМОКОНТРОЛЯ ЗА ЭФФЕКТИВНОСТЬЮ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
![]() | ![]() | ![]() | |||
Методы устного контроля и самоконтроля (развернутый ответ, краткий ответ с места, рецензирование ответов) | Методы письменного контроля и самоконтроля (письменный ответ, карточки, запись на доске, графические материалы с последующим разбором, сравнительные таблицы) | Методы лабораторного контроля и самоконтроля (лабораторный практикум, «осмотр места происшествия» и пр.) |
Метод индивидуального, группового и фронтального опроса |
Задание 1: Примерная схема выбора метода обучения
( групповая дискуссия, 2-3 минуты на обдумывание, выступление от мини группы 2-3 студента)
1. Возможно ли, использование на занятии наряду со словесными, наглядного и практического метода?
Возможно, если: | Нельзя, если: |
2. Возможно ли, организовать изучение материала (отдельного вопроса) методом самостоятельной работы?
3. Возможно ли, организовать изучение данного материала дедуктивным методом?
Задание 2.