Методика начального естествознания

Наука Учебный предмет
Параметр «определение»
сфера исследований, направленных на получение новых знаний о закономерностях обучения учебному предмету «естествознание» («окружающий мир») основы методики начального естествознания, адаптированные к требованиям профессиональной подготовки учителя начальной школы в рамках ГОСНО
Параметр «функция»
Исследовательская: теория и практика обучения, воспитания и развития младших школьников по естествознанию Образовательная: формирует профессионально значимые знания и навыки, т.е. ключевые компетенции
Параметр «цель»
формирование структуры начального естествознания соответственно системе ценностей современного общества:
  1. уровню образованности (компетенции, включающие школьника в реальную жизнь)
  2. уровню воспитанности (мировоззрение: толерантное, диалектико-материалистическое)
  3. уровню развития (потребность в совершенствовании психических функций), то есть уровню общечеловеческой культуры школьника
профессиональная (теоретическая и практическая) подготовка студентов к реализации системы ценностей общества через обучение естествознанию (учителя - профессионала, способного создать условия для учащихся, заинтересованных в успешном усвоении ЗУН, обеспечивающих их интеллектуальное, физическое и творческое саморазвитие)
Параметр «задачи» (знание целевых ориентиров позволяет управлять процессом обучения естествознанию) Мировоззренческие (зачем?)
определение роли предмета в общей системе обучения и воспитания подготовка учителя к реализации этой роли на практике
Содержательные (чему?)
разработка вариативных программ и учебников овладение теорией и методикой реализации этих программ
Методические (как?)
разработка системы понятий, методов их формирования и проверки усвоения, форм организации и средств обучения начальному естествознанию формирование ключевых компетенций учителя через систему подготовки: лекции (дающие общее представление о сути предмета и обеспечивающие 5 % усвоения материала на уровне знания – знакомства) и практические (семинарские и лабораторные) занятия, обеспечивающие знания – умения реализации понятийного содержания предмета (Понятийное содержание – это обоснованно выделенная, методически преобразованная, последовательно изложенная система понятий, включенная в содержание учебного предмета)
Параметр «объект»
Объект научного познания – это содержание реальности, не зависящей от наблюдателя - процесс обучения начальному естествознанию. Исследует содержание образовательного процесса по естествознанию и закономерности усвоения природоведческого материала школьниками. Объект учебного познания – процесс изучения студентами содержания разделов школьного научного знания по естествознанию. Исследует содержание процесса обучения студентов методике начального естествознания.
Параметр «предмет»
Цели и содержание процесса обучения, развития и воспитания младших школьников на уроке естествознания Методика (средства, формы и методы) представления младшим школьникам разделов учебного предмета «Естествознание»
Параметр «методы»
Научные: а) теоретические: систематизация, интеграция, дифференциация, абстрагирование, идеализация, системный метод, сравнение, обобщение б) эмпирические: наблюдение, педагогический эксперимент, моделирование, прогнозирование, тестирование, анализ педагогических достижений Методы учебного познания. По источнику знаний: словесные, наглядные, практические.

 

ВЫВОДЫ:

 

1.Методика начального естествознания являет собой диалектическое единство двух противоположностей - науки и учебного предмета. Количественные изменения в их содержании переходят в качественно новые состояния, отрицая друг друга на все новых витках своего развития.

 

2.Цель методики начального естествознания – подготовка профессионала, способного реализовать социальный заказ: личностноориентированное обучение, сущность которого состоит в формировании мотивационной сферы учения, творческого, независимого стиля мышления, самостоятельного и ответственного поведения.