Практические работы

Упражнение

Профессионализм предполагает наличие у личного составаразнообразных навыков и умений..

Все эти навыки и умения формируются в ходе упраж­нений, то есть в процессе сознательных, многократных, все более и более усложняющихся повторений изучаемых приемов и действий. С помощью упражнений у обучаемых формируются соответствующие навыки и умения, реша­ются многие задачи развития, воспитания и психологиче­ской подготовки.

При обучении личного состава применяются по направленности и организации деятельности: инди­видуальные и групповые упражнения.

В процессе индивидуальных упражнений у сотрудников(курсантов и слушателей) разви­ваются навыки и умения, необходимые специалисту ГПС. Цель групповых упражнений — сформировать у личного состава навыки и умения коллективной работы. При по­мощи групповых упражнений руководитель осуществляет слаживание расчета, подразделения.

В зависимости от учебного предмета, характера формируемых навыков и умений, форм организации учебной работы упражнения подразделяются на:

- строевые,

- физические,

- технические,

- тактические,

- комплексные,

- специальные.

По своему дидактическому назначению упражнения разделяются на вводные, основные и тренировочные.

Вводные упражнения следуют сразу же за практическим показом. Их назначение – обеспечить точ­ное выполнение обучаемыми показанных действий.

Если обучаемые должны овладеть сложными действиями, то эти дей­ствия целесообразно разбить на отдельные элементы и добиваться, чтобы обучаемые научились правильно вы­полнять эти элементы, а затем — действие в целом. В процессе вводных упражнений руководитель занятия в первую оче­редь заботится о том, чтобы обучаемые научились точно, правильно выполнять разучиваемые действия.

Основные упражнения имеют целью выработ­ку и закрепление навыков и умений. Они проводятся после того, как личный состав научится правильно вы­полнять соответствующее действие. Обеспечивая их точ­ное выполнение каждым подчиненным, руководитель занятия постепен­но повышает темп действий и доводит его до норматива. При формировании навыков коллективной работы в ходе основных упражнений большое внимание уделяется достижению согласованности действий боевого расчета (экипажа) на основе усвоения единого ритма и темпа работы.

Основные упражнения проводятся до тех пор, пока у личного состава полностью не сложатся соответствующие навы­ки и умения. Показателем завершения формирования навыков является самостоятельность в выполнении разу­чиваемых приемов и действий. Сформированные навыки и умения могут быть утра­чены, если они в дальнейшем не будут подкрепляться практикой.

Тренировка осуществляется как на специальных за­нятиях (тактические, стрелковые, специальные и другие тренировки), так и попутно, в связи с решением каких-либо учебных задач (на тактических занятиях, передвижение личною состава из одного района занятий в другой и т. п.). В за­висимости от характера навыков и умений личный состав во время тренировок действует с вооружением или без, на материальной части или на тренажерах. Все тренировки проводятся энергично: командир чет­ко подает команды, обучаемые действуют в темпе, пре­дусмотренном соответствующими нормативами. К показу и кратким пояснениям во время тренировок командир прибегает лишь в тех немногих случаях, когда подчинен­ные допускают ошибки.

Заканчиваются упражнения подведением итогов заня­тия. При этом даются оценка действий каждого курсанта и слушателя и указания по дальнейшему совершенствованию форми­руемых навыков и умений.

К практической работе обучаемые присту­пают после того, как усвоят определенный объем знаний, навыков и умений. Практиче­ские работы проводятся в составе отделений, расчетов, экипажей, караулов и поэтому играют решающую роль в подготовке их к выполнению боевых задач.

Перед началом работы начальник проводит инструк­таж с подчиненными: ставит перед ними конкретную задачу, объясняет порядок, последовательность дейст­вий, указывает меры предосторожности при выполнении работ.

В ходе работы руководитель занятия наблюдает за действиями личного состава, дает необходимые советы, побуждает подчиненных трудиться с полным напряжением сил. Нередко офицер сам включается в работу. При этом важно, чтобы он не подменял подчиненных и не ослаблял руководства их деятельностью.

После выполнения задания руководитель подводит итоги проделанного, оценивает действия каждо­го курсанта и слушателя и подразделения в целом, отмечает положитель­ные и отрицательные стороны, указывает на причины недостатков.

Практические работы лежат также в основе тактико-специальных учений, боевой работы, обслу­живания техники. Во всех этих случаях работы произво­дятся в условиях, приближен­ных к боевым.

Выполнению практической работы на тренажерах должна предшествовать большая подготовка. По указанию командира личный состав повторяет соответствующие положения уставов, наставлений, инст­рукций. В некоторых случаях проводятся специальные тренировочные занятия. Так, тактико-специальных учениям обыч­но предшествуют тактико-строевые занятия, на которых методом групповых упражнений отрабатываются элемен­ты предстоящего учения.

В начале учения командир ставит перед подчиненными общую зада­чу. Деятельность подчиненных в ходе практических ра­бот командир направляет постановкой перед ними частных задач, которые определяются сло­жившейся обстановкой или замыслом командира и фор­мулируются им в виде приказов и распоряжений.

Командир постоянно направляет внимание подчиненных на основные, главные моменты деятельности, мобилизует их умственные способности и физические силы на преодоление трудно­стей службы.

Практические работы создают наиболее благоприят­ные условия для проявления каждым обучаемым активности и инициативы. Учитывая это, передовые офицеры непре­рывно побуждают подчиненных к творчеству, направ­ляют их активность в нужное русло.

Занятия, проводимые методом практических работ, помогают не только углублять знания, совершенствовать умения и навыки, но и выяснять недочеты, слабые места в подготовке отдельных сотрудников. Офицер должен детально изучить все ошибки, допускаемые его подчиненными, вы­яснить их причины, помочь каждому осознать их и устранить в последующем обучении.