Практические работы
Упражнение
Профессионализм предполагает наличие у личного составаразнообразных навыков и умений..
Все эти навыки и умения формируются в ходе упражнений, то есть в процессе сознательных, многократных, все более и более усложняющихся повторений изучаемых приемов и действий. С помощью упражнений у обучаемых формируются соответствующие навыки и умения, решаются многие задачи развития, воспитания и психологической подготовки.
При обучении личного состава применяются по направленности и организации деятельности: индивидуальные и групповые упражнения.
В процессе индивидуальных упражнений у сотрудников(курсантов и слушателей) развиваются навыки и умения, необходимые специалисту ГПС. Цель групповых упражнений — сформировать у личного состава навыки и умения коллективной работы. При помощи групповых упражнений руководитель осуществляет слаживание расчета, подразделения.
В зависимости от учебного предмета, характера формируемых навыков и умений, форм организации учебной работы упражнения подразделяются на:
- строевые,
- физические,
- технические,
- тактические,
- комплексные,
- специальные.
По своему дидактическому назначению упражнения разделяются на вводные, основные и тренировочные.
Вводные упражнения следуют сразу же за практическим показом. Их назначение – обеспечить точное выполнение обучаемыми показанных действий.
Если обучаемые должны овладеть сложными действиями, то эти действия целесообразно разбить на отдельные элементы и добиваться, чтобы обучаемые научились правильно выполнять эти элементы, а затем — действие в целом. В процессе вводных упражнений руководитель занятия в первую очередь заботится о том, чтобы обучаемые научились точно, правильно выполнять разучиваемые действия.
Основные упражнения имеют целью выработку и закрепление навыков и умений. Они проводятся после того, как личный состав научится правильно выполнять соответствующее действие. Обеспечивая их точное выполнение каждым подчиненным, руководитель занятия постепенно повышает темп действий и доводит его до норматива. При формировании навыков коллективной работы в ходе основных упражнений большое внимание уделяется достижению согласованности действий боевого расчета (экипажа) на основе усвоения единого ритма и темпа работы.
Основные упражнения проводятся до тех пор, пока у личного состава полностью не сложатся соответствующие навыки и умения. Показателем завершения формирования навыков является самостоятельность в выполнении разучиваемых приемов и действий. Сформированные навыки и умения могут быть утрачены, если они в дальнейшем не будут подкрепляться практикой.
Тренировка осуществляется как на специальных занятиях (тактические, стрелковые, специальные и другие тренировки), так и попутно, в связи с решением каких-либо учебных задач (на тактических занятиях, передвижение личною состава из одного района занятий в другой и т. п.). В зависимости от характера навыков и умений личный состав во время тренировок действует с вооружением или без, на материальной части или на тренажерах. Все тренировки проводятся энергично: командир четко подает команды, обучаемые действуют в темпе, предусмотренном соответствующими нормативами. К показу и кратким пояснениям во время тренировок командир прибегает лишь в тех немногих случаях, когда подчиненные допускают ошибки.
Заканчиваются упражнения подведением итогов занятия. При этом даются оценка действий каждого курсанта и слушателя и указания по дальнейшему совершенствованию формируемых навыков и умений.
К практической работе обучаемые приступают после того, как усвоят определенный объем знаний, навыков и умений. Практические работы проводятся в составе отделений, расчетов, экипажей, караулов и поэтому играют решающую роль в подготовке их к выполнению боевых задач.
Перед началом работы начальник проводит инструктаж с подчиненными: ставит перед ними конкретную задачу, объясняет порядок, последовательность действий, указывает меры предосторожности при выполнении работ.
В ходе работы руководитель занятия наблюдает за действиями личного состава, дает необходимые советы, побуждает подчиненных трудиться с полным напряжением сил. Нередко офицер сам включается в работу. При этом важно, чтобы он не подменял подчиненных и не ослаблял руководства их деятельностью.
После выполнения задания руководитель подводит итоги проделанного, оценивает действия каждого курсанта и слушателя и подразделения в целом, отмечает положительные и отрицательные стороны, указывает на причины недостатков.
Практические работы лежат также в основе тактико-специальных учений, боевой работы, обслуживания техники. Во всех этих случаях работы производятся в условиях, приближенных к боевым.
Выполнению практической работы на тренажерах должна предшествовать большая подготовка. По указанию командира личный состав повторяет соответствующие положения уставов, наставлений, инструкций. В некоторых случаях проводятся специальные тренировочные занятия. Так, тактико-специальных учениям обычно предшествуют тактико-строевые занятия, на которых методом групповых упражнений отрабатываются элементы предстоящего учения.
В начале учения командир ставит перед подчиненными общую задачу. Деятельность подчиненных в ходе практических работ командир направляет постановкой перед ними частных задач, которые определяются сложившейся обстановкой или замыслом командира и формулируются им в виде приказов и распоряжений.
Командир постоянно направляет внимание подчиненных на основные, главные моменты деятельности, мобилизует их умственные способности и физические силы на преодоление трудностей службы.
Практические работы создают наиболее благоприятные условия для проявления каждым обучаемым активности и инициативы. Учитывая это, передовые офицеры непрерывно побуждают подчиненных к творчеству, направляют их активность в нужное русло.
Занятия, проводимые методом практических работ, помогают не только углублять знания, совершенствовать умения и навыки, но и выяснять недочеты, слабые места в подготовке отдельных сотрудников. Офицер должен детально изучить все ошибки, допускаемые его подчиненными, выяснить их причины, помочь каждому осознать их и устранить в последующем обучении.