ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ЭКОНОМИКИ ОБЩЕСТВЕННОГО СЕКТОРА

Становление курса «Экономика общественного сектора» наиболее интенсивно шло во второй половине ХХ века и к настоящему времени можно констатировать, что в развитых странах мира уже сложилось ядро данной научной дисциплины.

Другая особенность экономики общественного сектора как одной из отраслей общественных наук заключается в ярко выраженном историзме. Историческое развитие цивилизации и государств происходит не линейно, а циклично, по спирали. Оно характеризуется сменой периода господства общественных интересов на периоды с ориентацией на частные интересы. Каждый поворот цикла исторического развития находит отражение в смене теоретических взглядов о роли государства и общественных институтов в экономической жизни общества.

Индустриальная эпоха (и связанный с ней переход от натурального хозяйства к формированию урбанизированного образа жизни), возникшая на рубеже XVIII и XIX вв., положила начало длительному историческому циклу приоритета частного интереса перед общественным, реализации общественного интереса через частный, через невидимую руку рынка. Эта эпоха стала эпохой господства идеологии микроэкономики и парадигмы подхода к человеку как к экономическому человеку, не как к цели, а как к средству экономического развития.

В индустриальную эпоху наблюдается смена средне- и краткосрочных циклов, когда ориентация на частный интерес сменяется ориентацией на общественные потребности, когда периоды господства общественных интересов уступают свое место периодам ухода в частную жизнь. При этом существует следующая закономерность: периоды приоритета частного интереса над общественным были отмечены ростом коррупции и других антисоциальных явлений, деформацией общественной морали. С наступлением периода ориентации на общественные цели общество склонно к идеализму, к социальной инженерии. Повышаются уровень правосознания и чувству гражданского долга людей перед обществом.

В целом индустриальная эпоха была эпохой господства микроэкономической парадигмы и индивидуалистической концепции общественного благосостояния. Но смена периода господства частного интереса на периоды преобладания общественного интереса оставляла положительный след и вела к постепенному накоплению социального потенциала современного общества. Он существует в виде государственной и муниципальной системы образования, общественного здравоохранения, социального сектора культуры и ЖКХ. Социальный потенциал общества представляют государственные органы управления, государственный бюджет, центробанк, методы, инструменты и технологии макроэкономического регулирования народного хозяйства, система национального счетоводства.

Однако микроэкономический подход до определенного времени являлся доминирующей тенденцией в науке об экономике общественного сектора.

Микроэкономический подход в общественном секторе реализуется на практике при решении вопросов регулирования естественных монополий и при организации производства клубных благ. Не случайно эти вопросы часто включаются в общий курс микроэкономик.

Неоклассическая экономическая теория в начале века попыталась подойти с микроэкономических позиций такому макроэкономическому инструменту, как государственный бюджет. Обосновывалась необходимость его равновесия на основе принципов семейного бюджета.

Однако «кейнсианская революция» означала утверждение в экономической теории особого места макроэкономики как науки. Микроэкономический подход уступает место макроанализу в теории государственных финансов. Это привело к тому, что большое внимание стали уделять не доходным финансовым инструментам, а общественным расходам. Дефицитное бюджетное финансирование рассматривается как средство для активизации агрегированного, совокупного спроса и как фактор экономического роста страны, а это в конечном счете должно способствовать поддержанию уровня занятости на высоком уровне и минимизировать безработицу до естественного уровня. Следовательно, при таком подходе не абсолютизируется прежняя целевая установка – обеспечение сбалансированного бюджета безотносительно к достижению положительных макроэкономических показателей.

При макроэкономическом подходе к госбюджету центральное место в политике общественных расходов стали занимать вопросы социальной политики и прежде всего вопросы обеспечения социальной стабильности в обществе путем справедливого выравнивания уровней доходов населения и недопущения резкой подоходной и имущественной поляризации в обществе. Развитие макроэкономики способствовало обогащению содержания учебного курса экономики общественного сектора. Микроэкономическая трактовка провалов рынка была дополнена макроэкономическими причинами несовершенства рыночного механизма. Общественный сектор рассматривается теперь с позиции системы национальных счетов.

Таким образом, макроэкономика внесла существенный вклад в формирование теоретических основ экономики общественного сектора.

Вместе с тем действует и другая тенденция – тенденция ускорения институционализации социальной жизни и экономики. Возрастает роль институтов гражданского общества, общественно-добровольных структур, нацеленных на реализацию разнообразных общественно-полезных потребностей нестандартного, локального характера и функционирующих на некоммерческой, неприбыльной основе. С развитием гражданского общества, с одной стороны, усиливается социальная ответственность атомизированных структур, а с другой – идет интенсивный процесс гуманизации, очеловечивания государственно-бюрократических структур путем децентрализации принятия решений и автономизации первичных звеньев управления. Дальнейшее развитие гражданского общества будет характеризоваться расширением самоуправляемых структур и усилением низовой демократии, участия масс на местном уровне в общественных делах. Это будет способствовать повышению уровня гражданского самосознания, широкому развитию социальных технологий компромисса и достижению баланса прав и обязанностей членов гражданского общества.

С развитием демократии гражданского общества структура общественного сектора усложняется.

Демократический способ принятия решений через механизм общественного выбора, соответствующий западной системе ценностей и западному образу жизни, т.е. количественный механизм правления большинства должен разумно сочетаться с качественным механизмом правления меньшинства и отбора к государственной службе высоконравственных и профессионально подготовленных людей. Этот механизм принятия политических решений опирается на философию целого, на примат общественного над частным.

С глобализацией общественного развития усиливается взаимодействие мировых культур, происходит не только воздействие западных цивилизаций на другие, но и обратный процесс обогащения западной культуры системой ценностей других цивилизаций. Ныне общепризнано, что Япония и страны юго-восточной цивилизации с их патерналистской системой ценностей и коллективистской психологией придали новый облик процессам модернизации и создали особую модель смешанной экономики.