Структура связей по поставкам для государственных нужд

В соответствии со ст.525-534 ГК установлен общий порядок: правительство определяет организации-заказчики, а в регионах – исполнительные органы власти.

Заказчики подыскивают поставщиков соответствующих ресурсов.

Предусмотрен конкурсный порядок отбора поставщиков (пока применяется не всегда).

Принятие поставщиком заказа на поставку носит добровольный характер. Обязаны принять государственный заказ только казенные предприятия.

После размещения заказа организация-заказчик разрабатывает проект государственного контракта и направляет его поставщику. Поставщик подписывает его, таким образом возникают взаимные обязательства. Эта схема применяется, когда заказчиком выступает организация, сама использующая товар, например, унитарное или казенное предприятие.

Когда же товар закупается для других лиц, ст.531 ГК предусматривает выдачу заказчиком, заключившим контракт, отгрузочной разнарядки поставщику с указанием в ней наименований и адресов получателей, количества и ассортимента товаров для них.

Товар при этом отгружается получателям, а его стоимость оплачивается заказчиком, получившим соответствующие средства из бюджета.

Однако ст.529 ГК предусматривает более сложную двухуровневую структуру связей: в заключенном контракте может быть установлено, что поставка будет производиться не самому заказчику, а определенному заказчиком покупателю. В этом случае заказчик выдает поставщику и покупателю извещение о прикреплении покупателя к поставщику. При этом поставщик обязан в 30-дневный срок заключить с покупателем договор на поставку для государственных нужд. Здесь действует следующая схема: первое обязательство оформляется контрактом между заказчиком и поставщиком. Второе обязательство возникает при выдаче заказчиком на основе контракта извещения и заключения договора между покупателем и поставщиком. Возникает два различных обязательства, в которых совпадает только поставщик.

При помощи такой схемы осуществляется ресурсное обеспечение соответствующей государственной программы. Заказчик сам определяет более предпочтительную структуру договорных связей и сохраняет за собой контроль за реальной поставкой товаров, а также выступает обязанной стороной по оплате их стоимости.

Имеются более сложные структуры связей, когда контракт и основанный на нем договор на поставку заключают одни организации, а отгрузка товаров производится в адрес третьих лиц, не участвующих в договорных отношениях и лишь фактически использующих товар в хозяйственных целях. В этих случаях уже не заказчик, а покупатель по договору поставки для государственных нужд выдает поставщику отгрузочную разнарядку. В ней указываются наименования и адреса получателей, количество товара, ассортимент и сроки поставки каждому из них. Обязанность оплаты лежит на покупателе по договору.

Таким образом закупаются продовольствие, медикаменты и другие товары в войсковые части, военные госпитали и т.п.