ЛЕКЦИЯ №12.

NIST. Данный стандарт рассматривает вопросы управления информационными рисками. Считается, что система управления рисками должна минимизировать возможные негативные последствия, связанные с использованием ИТ. Для этого система управления рисками интегрируется в систему управления жизненным циклом ИТ.

Таблица: Управление рисками на различных стадиях жизненного цикла ИТ.

Фаза жизненного цикла Соответствие фазе управления рисками
1) предпроектная стадия 1) выявление основных классов рисков для данной ИС, вытекающей из концепции обеспечения ИБ
2) проектирование 2) выявление рисков, вытекающих из особенностей архитектуры ИС
3) создание ИС; монтаж, настройка и конфигурирование 3) до начала функционирования ИС все риски должны быть выявлены
4) функционирование 4) периодическая переоценка рисков, связанных с изменением условий и конфигураций
5) прекращение функционирования 5) соблюдение требований к ИБ по отношению к выводимым информационным ресурсам

Основные стадии, которые согласно стандарту NIST должна включать технология управления рисками, показана ниже:

 

COBIT. Является составной частью стандарта CRAMM. Определяет основные критерии оценки процессов управления ИТ.

Общие принципы управления определяют стратегию поведения аудита ИТ.

В данном подходе процесс управления подразделяется на 4 этапа:

1) определяет стандарт оценки эффективности ИТ процесса

2) анализируются составляющие ИТ процесса путем получения субъектом управления информации от объекта управления

3) информация о состоянии процесса сравнивается с требованиями стандарта

4) в случае выявления несоответствия процесса требования субъект управления предпринимает корректирующие действия путем передачи соответствующей управляющей информации процессу.

Исходя из этой модели, формируются основные критерии оценки механизмов управления:

1) распределение ответственности и подотчетности

2) стандарты и допустимые отклонения, четко документированные, актуальные и доступные для всех сотрудников организации. Для каждого ИТ процесса должны быть четко определены допустимые отклонения от требований стандарта

3) информационные критерии. Актуальность и пригодность управляющей информации, а также ее целостность служит основой функционирования системы управления ИТ процессами.

 

OCTAVE. Методология OCTAVE (Operationally Critical Threat, Asset and Vulnerability Evaluation) была разработана в Институте программной инженерии при Университете Карнеги - Меллона и предусматривает активное вовлечение владельцев информации в процесс определения критичных информационных активов и ассоциированных с ними рисков.

Ключевые элементы OCTAVE:

1) идентификация критичных информационных активов;

2) идентификация угроз для критичных информационных активов;

3) определение уязвимостей, ассоциированных с критичными информационными активами;

4) оценка рисков, связанных с критичными информационными активами.

Оценка рисков осуществляется в три этапа, которым предшествует набор подготовительных мероприятий, включающих в себя согласования графика семинаров, назначения ролей, планирование, координация действий участников проектной группы.

На первом этапе, в ходе практических семинаров, осуществляется разработка профилей угроз, включающих в себя инвентаризацию и оценку ценности активов, идентификация применимых требований законодательства и нормативной базы, идентификацию угроз и оценку их вероятности, а также определение системы организационных мер по поддержанию режима ИБ.

На втором этапе производится технический анализ уязвимостей информационных систем организации в отношении угроз, чьи профили были разработаны на предыдущем этапе, который включает в себя идентификацию имеющихся уязвимостей информационных систем организации и оценку их величины.

На третьем этапе производится оценка и обработка рисков ИБ, включающая в себя определение величины и вероятности причинения ущерба в результате осуществления угроз безопасности с использованием уязвимостей, которые были идентифицированы на предыдущих этапах, определение стратегии защиты, а также выбор вариантов и принятие решений по обработке рисков. Величина риска определяется как усредненная величина годовых потерь организации в результате реализации угроз безопасности.

Сильной стороной OCTAVE является высокая степень гибкости, достигаемая путем выбора критериев, которые предприятие может использовать при адаптации методологии под собственные нужды. Методология разработана для применения в крупных компаниях, а ее растущая популярность привела к созданию версии OCTAVE-S для небольших предприятий.