Тема лекции № 1 Введение
Цель лекции – определение и характеристика основных параметров изучения курса истории Казахстана
Ключевые слова – этногенез, историческая периодизация, общественно-экономическая формация, исторические источники
План лекции
1) Предмет, цели, задачи курса «История Казахстана»
2) Хронология и периодизация истории Казахстана.
3) Археологические и письменные источники. Историография.
4) Методы исследования.
Тезисы лекции
1) Предмет, цели, задачи курса «История Казахстана»
История Казахстана - наука, которая в целостном виде изучает исторические события, явления, факты, процессы, выявляет исторические закономерности, имевшие место на территории Казахстана с древнейших времен до наших дней.
Цель курса истории Казахстана - дать объективные исторические знания об основных этапах истории Казахстана с древнейших времен до наших дней, о непрерывности и преемственности этногенеза, становления и развития государственности казахского народа (этногенез – от греческих слов этнос – племя, народ и генез – развитие, означает возникновение какого-либо народа, дальнейшее формирование его этнографических, лингвистических, антропологических особенностей).
Основные задачи курса истории Казахстана – возрождение исторической памяти народа, формирование национального самосознания и единства, воспитание гражданственности и патриотизма.
2) Хронология и периодизация истории Казахстана.
Историческая периодизация – разделение исторических процессов развития на основные, качественно отличающиеся друг от друга периоды истории в соответствии с объективными закономерностями развития общества.
История Казахстана делится на следующие периоды:
1. Древнейший период (2,5 млн. лет до н.э.-VIII в. до н.э.) – от появления человека на территории Казахстана до начала возникновения первых государств
2. Древний период (VII в. до н.э. – V в. н.э.) – появление первых государств на территории Казахстана (саки, усуни, канглы, хунны), их расцвет, кризис, падение
3. Средневековая история Казахстана (V в. н.э. – 30-е гг. XVIII в.)- 1-й этап – домонгольский период – до начала XIII в., 2-й этап – позднее средневековье – до начала присоединения Казахстана к России
4. Новая история Казахстана (30-е гг. XVIII в. – до февраля 1917 г.) – вхождение Казахстана в состав России, колониальный период.
5. Новейшая история Казахстана - 1-й этап – свержение царизма, Октябрь 1917 года, установление советской власти (1917-1920 гг.) до фактического распада СССР (август-декабрь 1991 г.) 2-й этап – провозглашение независимости РК 16 декабря 1991 года и до настоящего времени – становление и развитие РК как суверенного, демократического, правового государства.
Данная периодизация основана на формационном подходе, то есть на разделении истории по общественно-экономическим формациям. Общественно-экономическая формация- это общество, находящееся на определенной ступени исторического развития (первобытно-общинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая).
3) Археологические и письменные источники. Историография.
Исторические источники – это все то, что создано руками человека и что несет информацию о различных сторонах жизни общества, его материальной и духовной культуре. Согласно общепринятой классификации исторические источники, в том числе по истории Казахстана, делятся на письменные (старинные книги, летописи, всевозможные документы, художественная и научная литература) и вещественные (материалы археологическиз раскопок). Кроме того, выделяются произведения устного народного творчества и на более поздних этапах истории – кино/фото/фонодокументы.
Письменные источники и литературу по истории Казахстана можно условно разделить на несколько групп:
1. Письменные сообщения античных (древнегреческих и древнеримских) авторов – греческий историк Геродот («История греко-персидских войн»), греческий ученый Страбон («География»), римский историк Плиний и др.
2. Китайские династийные хроники, произведения китайских ученых и путешественников Сыма Цяня, Чжань Цяня
3. Ираноязычные (персидские) источники – «Авеста» (свод книг зороастрийской религии), персидские клинописные тексты
4. Древнетюркские источники – особое место занимает первый тюркский летописец Йоллыг-тегин – автор знаменитых надписей в честь Кюль-тегина, Бильге-кагана
5. Сведения по истории средневекового Казахстана содержатся в трудах средневекового арабского историка Ибн-аль–Факиха, записках путешественников Плано Карпини, Марко Поло, Гильома Рубрука
6. Древнерусские летописи – «Слово о полку Игореве», Ипатьевская, Сибирская летописи (по истории кипчакско-кимакских племен)
7. Труды - Мухаммед Хайдара Дулати «Тарих-и-Рашиди», Кадыргали Жалаири «Сборник летописей», Ибн Рузбехана «Записки бухарского гостя» (по истории образования Казахского ханства)
8. Научно-историческая литература дореволюционного, советского, современного периодов
В широком смысле слова историография — это вспомогательная историческая дисциплина, изучающая историю исторической науки. Историография проверяет, насколько верно применяется научный метод при написании исторической работы, акцентируя внимание на авторе, его источниках, отделении фактов от интерпретации, а также на стилистике, авторских пристрастиях и на том, для какой аудитории написана им данная работа в области истории.
С целью наиболее полного восстановления образа прошлого историки прибегают кпомощи различных наук, которые объединены под общим названием “вспомогательные исторические дисциплины”. К ним относятся: Археология - (от греческого “архайос” - древний и “логос” - наука) наука о древности.
Лингвистика – наука о языках.Палеография – наука, которая изучает всё, что связанно списьменностью, письменами, письмом.Сфрагистика – помогает установить имена царей, датыпоявления документов. Доказывают их подлинность, обнаруживает подделки по печатям на документах. Метрология – наука об измерениях, о единицах измерения.Геральдика – наука о гербах и символах.Вексилогия – наука о флагах.Этнография – наука, изучающая быт народов.
4) Методы исследования.
Методология исторической науки (истории) — специальная историческая дисциплина, которая определяет предмет и объект исторической науки, цель научного исторического познания, изучает научный и социальный статус исторической науки, её дисциплинарное строение, разрабатывает теорию исторического познания (включая общефилософские, гносеологические и эпистомологические основы, принципы, уровни, виды, этапы и методы исторического познания, а также формы исторических знаний).
Кроме того, методология истории изучает специфику основных теоретико-методологических направлений в исторической науке, различных научных школ. В целом она формирует научно-познавательные предпосылки для проведения конкретно-исторических исследований.
К традиционным специальным историческим методам исследования относятся:
· историко-генетический метод,
· историко-сравнительный метод,
· историко-типологический метод,
· историко-системный метод,
· метод диахронического анализа,
· метод исторической периодизации,
· ретроспективный метод.
Кроме того, в советской историографии активно использовался метод классового анализа.
К нетрадиционным специальным историческим методам относят:
· количественные методы;
· социально-психологические методы;
· лингвистические методы;
· методы семиотики;
· метод искусствоведческого анализа.
Также в историческом исследовании применяются общенаучные методы и специальные методы других гуманитарных наук.
Вопросы для контроля:
1. Дать определения предмета, цели, задач курса истории Казахстана
2. Что такое историческая периодизация?
3. На какие основные группы делятся исторические источники по истории Казахстана?
Литература:
1. История Казахстана с древнейших времен до наших дней: Очерк -Алматы, 1993
2. Учебное пособие по истории Казахстана с древнейших времен до наших дней - Алматы, 1992
3. История Казахстана: Пособие для студентов (Автор-составитель Г.В.Кан) – Алматы, 1998
4. История Казахстана: Учебное пособие.- Акмола, 1993
5. Кузембайулы А., Абил Е. История Республики Казахстан: Учебное пособие - Алматы, 1998
6. История Казахстана. В 4-х томах - Т.1.-Алматы, 1996.
7. История Казахстана. – Т.2.-Алматы, 1997.
8. История Казахстана – Т.3.-Алматы, 2001.
См. также список основной и дополнительной литературы