Бизнес-планирование.
Методы согласования ресурсов и потребностей.
· балансовый;
· матричный.
Балансовый метод согласования ресурсов и потребностей: разрабатываются специальные таблицы-балансы, в которых сопоставляются потребности в ресурсах и источники их покрытия. Это могут быть материальные, финансовые, трудовые и др. балансы.
Матричный метод – разновидность балансового. Но этот метод более громоздкий, сложный и требует использования методов экономико-математического моделирования. В такой матрице учитываются взаимосвязи между подразделениями предприятия и отдельными показателями.
В рыночной экономике бизнес-план служит важным рабочим инструментом как для действующих, так и для вновь образуемых фирм. Отечественный предприниматель не всегда четко представляет, как важно наличие профессионально подготовленного и обоснованного биснес-плана. С его помощью становится возможным получить необходимые инвестиции, разработать реальные планы на достаточно отдаленную перспективу, составить систему фактических и прогнозных числовых оценок экономических, финансовых и социальных показателей по которым можно было бы достоверно судить о степени успешности развития собственного дела. Бизнес-план побуждает предпринимателя тщательно изучить, глубоко исследовать каждый элемент предполагаемого рискового рыночного проекта, предложения, предпринимательского дела. Практически всегда на стадии разработки бизнес-проекта обнаруживается множество слабых мест, пробелов и недочетов, устранение которых и явится предметом осуществления последующей работы предпринимателя или главного менеджера. Там же, где с такого рода проблемами справиться не представляется возможным, сам факт их выявления позволит предпринимателю или менеджеру принять своевременное управленческое решение об отказе от этого бизнес-проекта еще до того, как будут вложены средства в его осуществление.
Бизнес-план составляется как для имеющегося бизнеса (если рассматривается какое-то его изменение, расширение, новая сделка), так и для нового бизнеса. При этом методология его составления не отличается.
Существуют две важнейшие причины, обуславливающие необходимость разработки бизнес-плана:
1) необходимо убедить сторонних инвесторов в экономической целесообразности вложения денег в данный бизнес-проект или в предоставлении кредита;
2) необходимо помочь достигнуть поставленных целей и не позволить случайным обстоятельствам помешать этому.
Бизнес-план– это документ, составленный по определенным канонам, в котором рассматривается перспектива осуществления бизнеса на довольно длительный период времени (от 3 до 10 лет в зависимости от вида бизнеса и срока его окупаемости). В нем дается оценка возможности работы в определенном сегменте рынка. При этом в бизнес-плане обязательно должны быть определены цели бизнеса и пути их достижения с учетом имеющихся ресурсов и ресурсов, которые есть возможность привлечь. Обычно рекомендуется для первого года рассчитывать основные результирующие показатели с помесячной разбивкой, для второго — в поквартальном разрезе и лишь начиная с третьего года можно ограничиться показателями по году в целом.
Бизнес план является постоянно действующим руководящим документом. Он должен систематически обновляться, в него должны вноситься необходимые изменения, связанные как с переменами, происходящими внутри фирмы, так и с изменениями, происходящими во внешней среде.
Главная цель разработки бизнес-плана -сформулировать или уточнить основную концепцию развития фирмы, т.е. спланировать производственную, хозяйственную, сбытовую, экономическую, финансовую, инвестиционную, социальную и экологическую (точнее, природоохранную) деятельность на ближайший и достаточно отдаленный периоды времени в строгом соответствии с потребностями целевого рынка и реальными возможностями приобретения необходимых видов ресурсов.
Конкретно целевое назначение бизнес-плана заключается в следующем:
1) разработка целей и задач осуществления бизнес-проекта;
2) разработка и технико-экономическое, финансовое и социальное обоснование бизнес-проекта;
3) привлечение инвесторов для реализации бизнес-проекта;
4) снижение уровня риска фирмы в ходе осуществления деятельности за счет прояснения перспектив ее развития;
5) оценка возможностей фирмы;
6) формирование наиболее благоприятного общественного мнения в отношении фирмы, планов будущей деятельности; определение степени социальной ответственности и социальной защищенности работников.
Одна из основных целей бизнес-плана заключается в том, чтобы показать, каким образом деньги или иные ресурсы превратятся в еще большие деньги для инвестора.
Любой бизнес-план должен давать убедительные ответы для самого предпринимателя и его возможных партнеров по крайне мере на пять основных вопросов:
1) что производить?
2) сколько производить?
3) как производить?
4) для кого производить?
5) какая доходность проекта (прибыльность, окупаемость затрат)?
Итак, объединяя все выше сказанное, можно сказать, что:
Основными целями составления бизнес-плана являются:
1) изложение доказательств, которые убедят инвестора в выгодности проекта;
2) определение четких целей бизнеса и перспектив развития бизнеса;
3) определение экономической эффективности бизнеса;
4) определение целесообразности ведения данного бизнеса;
5) определение необходимых ресурсов для осуществления бизнеса.
Основными функциями бизнес-плана являются:
1) выявление слабых мест бизнеса и определение путей их устранения;
2) дает возможность анализа отклонений фактических результатов деятельности от запланированных и выявление причин таких отклонений;
3) в процессе составления и анализа дает возможность разобраться во всех деталях выбранного бизнеса;
4) помогает организовать бизнес по процессам и по срокам;
5) позволяет понять масштаб бизнеса, суммы затрат и доходов, возможные суммы прибыли;
6) позволяет понять, на какого потребителя рассчитан бизнес и как необходимо работать с этим потребителем;
7) позволяет понять, какую сумму прибыли можно оставить себе, а какую следует пустить на развитие дела;
8) дает возможность понять, когда необходимо задуматься о внесении новшеств в свой бизнес или же о подготовке нового бизнеса.
Основой любого бизнеса является продукт (услуга), который вы намерены производить. Перед тем, как начать заниматься бизнес-планированием, необходимо четко представить себе, чем является ваш продукт.
Оценивая бизнес-идею, предпринимателю важно помнить, что люди покупают пользу, а не какие-то особенности товара. Предприниматели часто пытаются сосредоточить свое внимание и внимание покупателей на технических характеристиках товара, тогда как покупателя интересует польза товара, а не особенности его создания, строения и т.п.