Задачи и основные этапы стратегического планирования

Основные понятия стратегического планирования

Цель стратегического планирования — определить наиболее перспективные направления деятельности организации, обеспечивающие ее рост и процветание.

В основе разработки стратегического плана лежит анализ перспектив развития организации при определенных предположениях об изменении внешней среды, в которой она функционирует. Важнейшим элементом этого анализа является определение позиции организации в конкурентной борьбе за рынки сбыта своей продукции. На основе такого анализа цели развития организации, формируются отдельные направления производственно-хозяйственной деятельности (отдельных бизнесов) и выбираются стратегии достижения целей.

Однако стратегическое планирование не может дать полной, исчерпывающей картины будущего. В целом стратегическое планирование — это симбиоз интуиции и искусства высшего руководства организации по постановке и достижению стратегических целей, опирающийся на владение конкретными методами предпланового анализа и разработки стратегических планов.

При осуществлении стратегического планирования зачастую основной упор делается на разработку стратегического плана. На самом же деле важнейшей его составляющей является также реализация этого стратегического плана.

Можно выделить три основные задачи разработки стратегического плана организации:

1. Анализ состояния, в котором находится организация в настоящее время (определение ключевых факторов окружающей среды, экономических, научно-технических и других тенденций развития организации).

2. Определение основных целей и задач развития организации с точки зрения эффективного использования капитала и обеспечения окупаемости инвестиций.

3. Определение стратегии мобилизации ресурсов организации для достижения основных целей и задач ее развития.

Эти задачи предопределяют логическую последовательность разработки стратегического плана организации в целом. Вначале осуществляется оценка текущего состояния бизнеса и перспектив его развития. Далее формулируются миссия организации, ее стратегические цели и выбираются стратегии ее развития.

Схему процесса стратегического планирования можно представить в виде этапов:

 

 

Рис. 2 - Этапы стратегического планирования

Простота этой схемы кажущаяся, так как вследствие наличия обратных связей между разными этапами работа над каждым из них может повторяться несколько раз, а их очередность только показывает последовательность начала каждого этапа.

Рассмотрим условия и принципы построения стратегических планов.

Условия разработки стратегических планов

1. Условие своевременности

2. Условие необходимости и конкретности целей

3. Условие гибкости

4. Условие управляемости

Принципы построения стратегических планов

Принципы планирования определяют характер и содержание плановой деятельности в экономической организации. Правильное соблюдение принципов планирования создает предпосылки для эффективной работы предприятия и уменьшает возможность отрицательных результатов планирования.

1. Принцип максимальной экономии ресурсов

2. Принцип концентрации усилий

3. Принцип сбалансированности рисков

Считается, что принцип экономии ресурсов позволяет выбирать из всех стратегических альтернатив наиболее дешевую, а, следовательно, более реализуемую стратегию. Концентрация усилий позволяет при разработке и реализации стратегии развивать основные усилия в областях вероятного успеха. Баланс рисков заключается в том, что в процессе стратегического планирования стратегические ресурсы следует распределять таким образом, чтобы обеспечить минимальный суммарный риск нереализации стратегии.

Таким образом, стратегическое планирование представляет собой набор действий и решений, предпринимаемых руководством, которые ведут к разработке специфических стратегий, предназначенных для того, чтобы помочь предприятию достичь своих целей. В процессе стратегического планирования решаются четыре основных задачи:

- распределение ресурсов;

- адаптация к внешней среде;

- внутренняя координация;

- организационное стратегическое предвидение.

Состав “Стратегии предприятия” как комплексного планового документа может быть следующий:

1. Оглавление

2. Предисловие (исполнительное резюме)

3. Описание предприятия

4. Стратегия маркетинга

5. Стратегия использования конкурентных преимуществ

6. Стратегия обновления выпускаемой продукции

7. Стратегия развития производства

8. Стратегия обеспечения производства

9. Стратегический финансовый план предприятия

10. Стратегия международной деятельности

11. Стратегия развития системы менеджмента

12. Организация реализации стратегии предприятия

13. Приложения