Оценка полезности информационного продукта
В оценке потребительских качеств информационного продукта, когда материальный носитель выступает как средство хранения и передачи информации, важную роль играет полезность информации. Полезность информации определяет её ценность. Информация считается ценной, если она уменьшает неопределённость об исследуемом предмете. В общем случае оценка ценности информации производится человеком на основании использования знаний и опыта, при этом для понимания и использования информации её получатель должен обладать определённым интеллектом и запасом знаний.
Человек воспринимает информацию субъективно через некоторый набор её свойств: достоверность, ценность, полноту, своевременность и т. д. При субъективном восприятии измерение информации производится по некоторой порядковой шкале: больше — меньше. Наиболее целесообразно определять ценность информационного продукта с учётом издержек производства и субъективной полезности. Полезность, как прагматическое отношение, возникает между субъектом (получателем информации) и объектом (информацией). Таким образом, полезность информации определяется человеком в зависимости от поставленной цели. При достижении цели информация теряет свою ценность.
С этой точки зрения полезность информации многоаспектна и носит субъективный характер.
Характеристики, от которых зависит полезность информационного продукта:
‒ от степени новизны содержащейся в нем информации;
‒ от достоверности, которая определяется степенью соответствия имеющейся информации существующей реальности;
‒ от актуальности субъективной значимости информационного ресурса для потребителя в пространственном и временном аспекте;
‒ от соответствия поставленной цели в данный момент времени.
Отдельные характеристики полезности информационного продукта не оказывают определяющего значения на мнение потребителя, только в совокупности они способны формировать потребительную стоимость информационного продукта. Однако информация может иметь ценность независимо от полезности, которой она обладает для конкретного субъекта.
С объективной точки зрения ценность информации определяется её внутренним содержанием. Информация может содержать объективную истину об окружающей действительности независимо от того, как она воспринимается отдельным субъектом.
Основные подходы к оценке информации:
1. Аксиологический подход: информация воспринимается по ценности, практической значимости, по качественным характеристикам.
2. Семантический подход: информация рассматривается с точки зрения формы и содержания, которые связываются с полнотой систематизированного набора данных о предмете информации.