Информационный бизнес, основные пути его создания

Лекция 4. ИНФОРМАЦИОННЫЙ БИЗНЕС

Функции рынка информационных продуктов и услуг

 

Развитие информационной индустрии привело к созданию новых секторов рынка:

‒ продажа компьютеров;

‒ реализация электронных компонентов;

‒ предложение программного обеспечения;

‒ построение информационных сетей;

‒ предоставление широкого спектра услуг, связанных с проектированием, ремонтом и эксплуатацией оборудования;

‒ обучение новым специальностям и технологиям.

 

Современный рынок информационных продуктов и услуг включает 4 области:

1) электронная информация;

2) программное обеспечение;

3) электронные сделки;

4) электронные коммуникации.

 

В настоящее время наибольшее распространение получили следующие услуги:

1) телекоммуникационные услуги:

‒ обмен сообщениями в режиме электронной почты как между пользователями одной сети, так и между разными сетями;

‒ обмен сообщениями в телеконференциях и телесеминарах;

‒ организация электронных бюллетеней, электронных новостей;

‒ организация общения в режиме запрос-ответ;

‒ передача больших массивов информации в файлах, тиражирование информации и передача по определённому списку адресов;

‒ выдача копий сообщений по запросу абонента;

2) информационные услуги:

‒ поиск информации по запросам в справочных системах;

3) консультационные услуги:

‒ консультации по программному сетевому обеспечению;

‒ консультации по технологии использования общественных ресурсов в сети;

‒ обучение навыкам работы с компьютером и техническими средствами;

4) технические услуги:

‒ установка и обслуживание программного обеспечения;

‒ тестирование техники и программ;

5) рекламные услуги.

 

В целом рынок информационных продуктов и услуг выполняет следующие функции:

‒ управление финансами и ведение учёта;

‒ управление кадрами;

‒ материально-техническое снабжение;

‒ материальное производство;

‒ организация информационной безопасности;

‒ маркетинговые исследования;

‒ лизинговые операции;

‒ консультационное обслуживание;

‒ страхование имущества и информации;

‒ организация службы информационной безопасности;

‒ сервисное обслуживание.

 

 

 

В связи с информатизацией общества возникли новые перспективы экономического развития роста производительности труда, решения социальных проблем, становления нового типа экономических отношений.

Возросшая роль информации, проникновение персональных компьютеров и информационных технологий во все сферы жизни породило возникновение нового вида предпринимательства – информационного бизнеса. Информационный бизнес является не только перспективным видом деятельности, но и оказывает существенное влияние на традиционную экономику.

 

Информационный бизнес – предпринимательская деятельность в сфере создания информационных продуктов и оказания информационных услуг с целью получения прибыли.

 

Информационная деятельность характеризуется тем, что предметом труда выступает информация, средства, способы её преобразования, хранения и передачи. В настоящее время всё больше людей стремится к созданию информационного бизнеса в связи с тем, что он занимает лидирующее положение в развитых странах и имеет большие перспективы развития в РФ.

Существует три основных пути создания информационного бизнеса.

1. Приобретение компании или бизнеса – это направление самое лёгкое, но не всегда успешное в связи с тем, что предприниматель редко решает продать эффективный бизнес. На Западе более 2/3 предпринимателей проникают в новый бизнес за счёт приобретения существующих компаний или франшиз. Получив определённый опыт на рынке, они начинают создавать новое предприятие с нуля.

2. Покупка франшизы, т.е. покупка права представлять понравившуюся марку, желательно широко известную за определённую сумму. Можно получить множество рекомендаций по организации бизнеса и подготовке кадров, т.е. более короткий путь к потребителю. В информационном бизнесе это покупка права перепечатки или установки известного информационного продукта.

3. Создание новой, объединившей в себе индивидуальные наклонности и увлечения предпринимателя фирмы, за которой стоят длительные размышления, расчёты и старания, т.е. создание собственного информационного бизнеса.

 

4.2. Преимущества и недостатки информационного бизнеса
по сравнению с традиционным

 

Информационный бизнес является самостоятельной сферой предпринимательской деятельности, но воплощает в себя черты как традиционного бизнеса (основные понятия, нацеленность на повышение прибыли), так и характеризуется новыми товарами и услугами, способами их передачи, рекламы, которые удовлетворяют постоянно возникающие потребности информационного общества.

 

Выделяют следующие преимущества ИБ:

1) неограниченность перспектив – заключается в том, что люди платят деньги не за формат, в котором представлен информационный продукт, а именно за сам продукт;

2) низкая себестоимость продукта – как правило первоначальные затраты на создание информационного продукта не высоки, а если информационный продукт разрабатывается самостоятельно, то практически равны нулю;

3) лёгкость обеспечения доставки покупателю;

4) возможность использования информационного товара в качестве маркетингого инструмента.

Не смотря на неограниченность перспектив, выделяют следующие трудности осуществления информационного бизнеса в России:

1. Проблема обеспечения защиты имущественных прав на информационный товар. В РФ принята масса указов, постановлений и законов, которые регулируют отношения на рынке информационных продуктов и услуг. Однако во многих сферах информационного бизнеса существуют трудности с соблюдением авторского права, с пресечением незаконного тиражирования информационных продуктов. Данный вопрос с течением времени должен быть урегулирован в рамках законодательства РФ.

2. Небольшое количество платёжеспособных потребителей информационных продуктов. До 1991 года наблюдался дефицит информационных продуктов. Однако, не смотря на широкое предложение информационных продуктов, из-за экономических трудностей основных участников рынка и населения платёжеспособный спрос на информационные продукты и услуги растёт невысокими темпами.

3. Умышленное и неумышленное искажение информации о развитии традиционной экономики. Данная проблема мешает субъектам информационного рынка создать качественный достоверный продукт. Данные трудности со временем должны быть ликвидированы при условии активного участия государственных органов и потребителей информационных продуктов и услуг.

4. Контроль со стороны государства: явный – ограничение доли на рынке, неявный – налоги.