Информационный бизнес, основные пути его создания
Лекция 4. ИНФОРМАЦИОННЫЙ БИЗНЕС
Функции рынка информационных продуктов и услуг
Развитие информационной индустрии привело к созданию новых секторов рынка:
‒ продажа компьютеров;
‒ реализация электронных компонентов;
‒ предложение программного обеспечения;
‒ построение информационных сетей;
‒ предоставление широкого спектра услуг, связанных с проектированием, ремонтом и эксплуатацией оборудования;
‒ обучение новым специальностям и технологиям.
Современный рынок информационных продуктов и услуг включает 4 области:
1) электронная информация;
2) программное обеспечение;
3) электронные сделки;
4) электронные коммуникации.
В настоящее время наибольшее распространение получили следующие услуги:
1) телекоммуникационные услуги:
‒ обмен сообщениями в режиме электронной почты как между пользователями одной сети, так и между разными сетями;
‒ обмен сообщениями в телеконференциях и телесеминарах;
‒ организация электронных бюллетеней, электронных новостей;
‒ организация общения в режиме запрос-ответ;
‒ передача больших массивов информации в файлах, тиражирование информации и передача по определённому списку адресов;
‒ выдача копий сообщений по запросу абонента;
2) информационные услуги:
‒ поиск информации по запросам в справочных системах;
3) консультационные услуги:
‒ консультации по программному сетевому обеспечению;
‒ консультации по технологии использования общественных ресурсов в сети;
‒ обучение навыкам работы с компьютером и техническими средствами;
4) технические услуги:
‒ установка и обслуживание программного обеспечения;
‒ тестирование техники и программ;
5) рекламные услуги.
В целом рынок информационных продуктов и услуг выполняет следующие функции:
‒ управление финансами и ведение учёта;
‒ управление кадрами;
‒ материально-техническое снабжение;
‒ материальное производство;
‒ организация информационной безопасности;
‒ маркетинговые исследования;
‒ лизинговые операции;
‒ консультационное обслуживание;
‒ страхование имущества и информации;
‒ организация службы информационной безопасности;
‒ сервисное обслуживание.
В связи с информатизацией общества возникли новые перспективы экономического развития роста производительности труда, решения социальных проблем, становления нового типа экономических отношений.
Возросшая роль информации, проникновение персональных компьютеров и информационных технологий во все сферы жизни породило возникновение нового вида предпринимательства – информационного бизнеса. Информационный бизнес является не только перспективным видом деятельности, но и оказывает существенное влияние на традиционную экономику.
Информационный бизнес – предпринимательская деятельность в сфере создания информационных продуктов и оказания информационных услуг с целью получения прибыли.
Информационная деятельность характеризуется тем, что предметом труда выступает информация, средства, способы её преобразования, хранения и передачи. В настоящее время всё больше людей стремится к созданию информационного бизнеса в связи с тем, что он занимает лидирующее положение в развитых странах и имеет большие перспективы развития в РФ.
Существует три основных пути создания информационного бизнеса.
1. Приобретение компании или бизнеса – это направление самое лёгкое, но не всегда успешное в связи с тем, что предприниматель редко решает продать эффективный бизнес. На Западе более 2/3 предпринимателей проникают в новый бизнес за счёт приобретения существующих компаний или франшиз. Получив определённый опыт на рынке, они начинают создавать новое предприятие с нуля.
2. Покупка франшизы, т.е. покупка права представлять понравившуюся марку, желательно широко известную за определённую сумму. Можно получить множество рекомендаций по организации бизнеса и подготовке кадров, т.е. более короткий путь к потребителю. В информационном бизнесе это покупка права перепечатки или установки известного информационного продукта.
3. Создание новой, объединившей в себе индивидуальные наклонности и увлечения предпринимателя фирмы, за которой стоят длительные размышления, расчёты и старания, т.е. создание собственного информационного бизнеса.
4.2. Преимущества и недостатки информационного бизнеса
по сравнению с традиционным
Информационный бизнес является самостоятельной сферой предпринимательской деятельности, но воплощает в себя черты как традиционного бизнеса (основные понятия, нацеленность на повышение прибыли), так и характеризуется новыми товарами и услугами, способами их передачи, рекламы, которые удовлетворяют постоянно возникающие потребности информационного общества.
Выделяют следующие преимущества ИБ:
1) неограниченность перспектив – заключается в том, что люди платят деньги не за формат, в котором представлен информационный продукт, а именно за сам продукт;
2) низкая себестоимость продукта – как правило первоначальные затраты на создание информационного продукта не высоки, а если информационный продукт разрабатывается самостоятельно, то практически равны нулю;
3) лёгкость обеспечения доставки покупателю;
4) возможность использования информационного товара в качестве маркетингого инструмента.
Не смотря на неограниченность перспектив, выделяют следующие трудности осуществления информационного бизнеса в России:
1. Проблема обеспечения защиты имущественных прав на информационный товар. В РФ принята масса указов, постановлений и законов, которые регулируют отношения на рынке информационных продуктов и услуг. Однако во многих сферах информационного бизнеса существуют трудности с соблюдением авторского права, с пресечением незаконного тиражирования информационных продуктов. Данный вопрос с течением времени должен быть урегулирован в рамках законодательства РФ.
2. Небольшое количество платёжеспособных потребителей информационных продуктов. До 1991 года наблюдался дефицит информационных продуктов. Однако, не смотря на широкое предложение информационных продуктов, из-за экономических трудностей основных участников рынка и населения платёжеспособный спрос на информационные продукты и услуги растёт невысокими темпами.
3. Умышленное и неумышленное искажение информации о развитии традиционной экономики. Данная проблема мешает субъектам информационного рынка создать качественный достоверный продукт. Данные трудности со временем должны быть ликвидированы при условии активного участия государственных органов и потребителей информационных продуктов и услуг.
4. Контроль со стороны государства: явный – ограничение доли на рынке, неявный – налоги.