Сущность информационного продукта

Лекция 2. Информационный продукт

Методы экономических исследований

 

Экономика информатики широко использует данные смежных и предшествующих наук. В экономике для познания сущности явлений и процессов используют общенаучные и специфические методы исследований.

К общенаучным методам относят метод научной абстракции, индуктивный метод, дедуктивный метод, экспертный метод, метод сравнительного анализа.

Сущность метода научной абстракции состоит в ответвлении в процессе познания от мелких явлений несущественных сторон и выделении общих существенных признаков познания явления.

При использовании метода дедукции выводы делаются на основе анализа явлений – от частного к общему, от фактов к теории, метода индукции – от общего к частному, единичному.

Метод сравнительного анализа позволяет сопоставить частные и обобщённые экономические показатели с целью выявления наилучших результатов.

Эксперимент служит средством познания влияния различных факторов на изучаемое явление и закономерности его развития, проверки подлинности научных гипотез.

К специфическим методам относят: статистические, монографические, расчётно-конструктивные, балансовые, экономико-математические методы.

Статистический метод включает совокупность приёмов для всесторонней характеристики развития явлений по средствам анализа массовых цифровых данных.

Расчётно-конструктивный метод позволяет найти реальные пути научно обоснованного решения проблемы на перспективу на основании известных функций, закономерностей и форм.

Монографический метод предусматривает изучение отдельных элементов общей совокупности, которые достаточно типичны для характеристики изучаемых объектов или являются представителями эффективных предприятий.

Балансовый метод – это основной метод координации и взаимной увязки всех показателей, отражающих сущность явлений и процесса (планы).

Экономико-математический метод позволяет найти решения на основании программы вычисления, условия которой заданы системой линейных неравенств и уравнений, подчинённых целевой функции, которая также линейна. Данное решение будет лучшим, т.е. оптимальным.

 

 

 

Важнейшей областью экономики информатики является изучение экономики информационных продуктов, которые представляют собой документированную информацию, подготовленную в соответствии с потребностями пользователей, и представлены в форме товара или услуг. Причём данная информация должна быть зафиксирована на материальном носителе и иметь реквизиты, позволяющие её идентифицировать.

Только информация, зафиксированная на материальных носителях, может выступать предметом труда, который подлежит дальнейшему преобразованию, хранению и использованию, а может выступать средством труда в процессе обучения или научного познания.

Информация и продукт по своей природе не вещественны, поэтому они не могут существовать вне материального носителя и при вступлении в процесс труда предполагают участие в нём также и материального носителя. В тоже время износ материального носителя не приводит к утрате или искажению информации, т.к. информация не имеет физической природы и не может быть подвержена физическому износу.

Информационный продукт – товар, который имеет не только цену, выражающую его конкретную полезность для определённых потребителей на рынке, но и всеобщую полезность в виде накапливаемого научного знания.