Теории возникновения человека, его историчность и креативность

Важнейшей мировоззренческой проблемой является вопрос о происхождении человека и формировании человеческого отношения к миру. Его решение неразрывно связано с определением сущности человека, смысла его жизни и предназначения. Обращение к историческим формам мировоззрения (мифология, религия, философия) показывает, что в их рамках даются различные, зачастую как противоположные, так и взаимодополняющие трактовки возникновения человека. Причем вплоть до середины Х1Х века господствующими были донаучные, религиозно-мифологические представления о человеке и лишь с созданием дарвиновской теории естественного отбора появляются сначала естественнонаучные, а затем социально-философские теории возникновения человека. В сознании современного человека они часто выступают в качестве равноправных и не требующих обоснования. Между тем, просвещенного человека ХХ1 столетия, «стремящегося дойти до самой сути», такое положение явно не устраивает. Он стремится сделать свой выбор не столько опираясь на веру, сколько на обоснованные и доказанные положения, на ту или иную теорию. В связи с этим рассмотрим фундаментальные теории возникновения человека, учитывая социокультурный контекст их возникновения и функционирования.

Существуют 3 основные версии возникновения человека: 1) люди сотворены богами, 2) люди сотворены пришельцами из космоса, 3) люди появились в ходе биологической эволюции. Две первые теории не разделяются учеными-специалистами в области антропогенеза и считаются вненаучными.

Удивительно, что народы, жившие в разных частях света и никогда не общавшиеся друг с другом, придерживались похожих взглядов на возникновение первых людей. Первые мифы о сотворении человека из земли появились у народов Передней Азии примерно 10-11 тысяч лет назад. Так, в аккадских сказаниях боги лепят людей парами из глины, а затем через пуповину вселяют в них жизнь. В Библии говорится: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» (Книга Бытия). По библейскому сказанию, Адам – первый человек и отец рода человеческого, проживший 930 лет.

В отдельных мифах содержится зародыш эволюционного подхода к объяснению появления человека на земле. Так, люди из индийского племени джайвате полагали, что они происходят от бога – обезьяны Ханумана. В качестве доказательства они указывали на то, что у их князей якобы сохранялись более длинные позвоночники с отростками, похожими на хвост, с которым обычно изображался Хануман – герой эпической мифологии «Рамаяна». Согласно некоторым мифам, процесс превращения обезьян в человека происходил не сразу, а в течение нескольких поколений.. У ряда племен Малаккского полуострова в Юго-Восточной Азии сохранились предания о том, что они потомки белых обезьян, которые жили в горах, но однажды послали своих детенышей вниз, в долину, где и произошел процесс превращения обезьян в людей.

После античных философов исследование проблемы происхождения человека прекратилось на долгое время, это было связано с господством в обществе христианского мировоззрения. Даже в ХУ11 в. типичным является высказывание английского философа Т. Гоббса: «Возникновение мироздания и его расчленение никому кроме творца, неизвестно. Поэтому-то мы и верим, что сотворение мира произошло так, как об этом рассказывает Моисей в святом законе».

Французские философы ХУ111 в. решительно отвергали религиозное учение о происхождении человека. Вместо него предлагалась гипотеза зоологического происхождения человека, утверждавшая, что человек произошел от какой-то древней обезьяны. Так, Ламетри в произведении «Человек – машина» писал: «Истинные философы согласятся со мной, что переход от животного к человеку не очень резок. Чем, в самом деле, был человек до изобретения слов и знания языков ? Животным особого вида, у которого было меньше природного инстинкта, чем у других животных. Слова, язык, законы, наука и искусства появились тоже постепенно». Для того, чтобы эта гипотеза превратилась в теорию нужны были неопровержимые факты. Пройдет еще целое столетие, прежде чем ученые приступят к систематическим исследованиям. Научный период изучения загадки человека начинается примерно с середины Х1Х столетия. Именно с этого времени на место теистической (религиозной) концепции происхождения человека, долгое время господствовавшей в общественном сознании, пришли концепции, разрабатываемые в рамках деятельностной парадигмы. Последние предполагают комплексный подход, включающий следующие факторы: труд, язык, сознание, нравственность и т.д. Все они претендовали на научное объяснение происхождения человека.

Сторонники внеземного происхождения человека утверждают, что он является созданием пришельцев из космоса. Они якобы посетили нашу Землю в глубокой древности и оставили вот такую «визитку». Этот подход называют иногда палеовизит. Такого рода гипотезы реального подтверждения не имеют.

В Х1Х в., особенно после создания Ч. Дарвиным эволюционной теории, получила распространение трудовая теория происхождения человека. Нам она известна в марксистском варианте, хотя и не сводится к ней. Все сторонники этой концепции считают, что именно труд, начинающийся с изготовления орудий труда, способствовал формированию человека, изменению его руки и мозга. Таким образом, 1) орудийная деятельность, 2) сплочение в общество, 3) речь и мышление считаются решающими факторами превращения обезьяны в человека. Затем добавились регулирование брачных отношений, нравственность и др.

Основные принципы марксистской концепции антропосоциогенеза изложены в работе Ф. Энгельса «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека». Он творчески развил применительно к процессу возникновения человека содержащуюся в «Капитале» идею К. Маркса о том, что социальное значение труда не ограничивается преобразованием внешней природы, но обусловливает также изменение самого человека и всей системы взаимоотношений людей. Формулируя трудовую теорию происхождения человека, Ф. Энгельс не ограничился, однако, чисто социальными факторами развития. В анализе проблемы происхождения человека он искал связующие, промежуточные звенья между различными формами движения материи. В частности, в антропогенезе он стремился проследить переходы биологической формы движения в новую, социальную форму.

Признавая естественно-историческое происхождение человека, Ф. Энгельс вместе с тем доказывал, что человек качественно отличается от животных, поскольку обладает специфическими, только ему присущими признаками и свойствами. Подчеркивая роль труда в возникновении человека, он не отменяет дарвиновскую теорию антропогенеза, а, наоборот, раскрывает ее, дополняет на всех этапах, но, главным образом, на заключительном этапе, когда совершается переход от животного к человеку.

Концепция естественного отбора Дарвина и трудовая теория Энгельса не исключают, а дополняют друг друга: первая объясняет смысл начальной стадии антропогенеза, вторая – его заключительной стадии. С точки зрения марксизма связующим звеном антропосоциогенеза выступает не идеалистическое «чудо» творения и не естественный отбор, а труд. Причем труд есть процесс изменения не только внешней природы, но и внутренней природы человека.

Методологическую основу анализа экологического аспекта антропосоциогенеза составляет диалектическая взаимосвязь истории Земли с историей человечества. Современные данные о неоднократных изменениях климата Земли и отдельных континентов в третичном и четвертичном периодах раскрывают экологические условия, в которых зарождался человек и происходило его развитие. Несомненно, что экологические условия жизни древних антропоидов и значительные перестройки их генетической основы сыграли определенную роль в возникновении человека, но движущие силы антропогенеза не сводятся только к этим двум факторам.

В эволюции человека выделяют два основных периода: 1) биогенный, охватывающий время формирования биологического вида Номо сапиенс (3,0 – 3,2 млн. лет) и 2)социогенный, связанный главным образом с образованием общественного человека и общества (около 50 тыс. лет). Переход от биологической к социальной форме движения был осуществлен на основе смены эволюционно-биологических закономерностей новыми социальными факторами. Этот процесс осуществлялся не путем полного уничтожения или сохранения всех признаков и свойств органической эволюции, но за счет включения некоторых из них в состав новой социальной формы движения материи в преобразованном и подчиненном виде.

Трудовая производственная деятельность становится основой жизнедеятельности и способом существования человека и человеческого общества.