В приведенном примере укажите тезис (если тезис явно не выражен, сформулируйте его), определите способ аргументации.

Чувственные аргументы.

Чувственные аргументыназывают также аргументами к пафосу3.Используя эти аргументы, мы строим свою речь таким образом, чтобы вызвать у адресата определенные чувства, эмоции и сформировать определенное отношение к описываемому человеку, предмету, явлению. Подобная аргументация уместна в том случае, если речь идет о ситуации, в которой предполагается эмоциональное отношение к чему-либо.

Убеждающий стремится выразить свою позицию, заразить ею слушающего (читающего). С точки зрения чувств, которые стремится вызвать убеждающий, можно выделить два типа аргументов к пафосу:

1) аргументы к обещаниюпредполагают указание на что-либо желательное, рассматриваемое как хорошее, например, общечеловеческие ценности: сострадание, милосердие, справедливость, духовность, патриотизм, честь, долг, благородство;

2) аргументы к угрозеуказывают на что-либо нежелательное, оцениваемое как плохое, например, социальные пороки (расизм, коррупция, бюрократия), уродливые, неэтичные явления (насилие, жестокость, подлость, предательство).

 

УПРАЖНЕНИЯ

 

1. Подберите к приведенным тезисам собственные доводы, примеры. В каких случаях уместна опровергающая аргументация?

1) Преподавание литературы в школе необходимо.

2) Самая большая ценность народа – его язык.

3) Милосердие в наше время умирает.

4) Человек не должен отказываться от своего прошлого.

5) Талант доброты необходимо воспитывать в человеке с детства, и начать надо с себя.

6) Деление людей на богатых и бедных противоестественно.

7) Человек должен осознавать свою ответственность за все живое на земле.

8) Профессионализм и высокое мастерство – это не одно и то же.

2. Какие из приведенных понятий, по вашему мнению, подходят для рассуждения с дефиницией? Обоснуйте ответ. Напишите ваш вариант рассуждения, используя одно из приведенных слов.

Дом, дружба, отпуск, любовь, счастье, талант, компьютер, бедность, пожар.

Хорош осиновый лес в осенние ясные дни! В пурпурно-красный и желтый цвет окрашена листва. Цветным чистым ковром расстилаются под деревьями опавшие листья. Там и тут видны под ними красноватые шляпки поздних грибов – подосиновиков. Еще цветут кое-где запоздалые лесные цветы.

(И.Соколов-Микитов)

4. Свяжите с идеей пользы/вреда для убеждаемого следующую информацию.

1. Вежливость позволяет добиваться многого.

2. Следует заботиться о стариках и инвалидах.

3. Надо уметь писать грамотно.

4. Нельзя забывать уроки исторического прошлого.

5. Частично согласитесь с приведенным тезисом и в то же время частично возразите против него, приведя аргументы «за» и «против».

1. Смотреть телевизор – бесполезное занятие.

2. Преподавание литературы в школе следует отменить.

3. Хорошо, когда ты единственный ребенок в семье.

4. Театр – умирающий вид искусства.

1 Раздел написан с учетом материалов, представленных членами Федеральной предметной комиссии по русскому языку на сайте www.pedsovet.org.ru.

2 Дефиниция – краткое определение какого-либо понятия, отражающее существенные признаки предмета или явления; толкование слова.

3 Пафос – воодушевление, подъем, энтузиазм.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ МАТЕРИАЛА

 

1. Перечислите основные требования к содержанию сочинения-рассуждения.

2. Каковы основные этапы работы по подготовке старшеклассников к написанию сочинения?

3. Каковы основные типы комментирования проблемы?

4. Каковы основные виды аргументов?