В приведенном примере укажите тезис (если тезис явно не выражен, сформулируйте его), определите способ аргументации.
Чувственные аргументы.
Чувственные аргументыназывают также аргументами к пафосу3.Используя эти аргументы, мы строим свою речь таким образом, чтобы вызвать у адресата определенные чувства, эмоции и сформировать определенное отношение к описываемому человеку, предмету, явлению. Подобная аргументация уместна в том случае, если речь идет о ситуации, в которой предполагается эмоциональное отношение к чему-либо.
Убеждающий стремится выразить свою позицию, заразить ею слушающего (читающего). С точки зрения чувств, которые стремится вызвать убеждающий, можно выделить два типа аргументов к пафосу:
1) аргументы к обещаниюпредполагают указание на что-либо желательное, рассматриваемое как хорошее, например, общечеловеческие ценности: сострадание, милосердие, справедливость, духовность, патриотизм, честь, долг, благородство;
2) аргументы к угрозеуказывают на что-либо нежелательное, оцениваемое как плохое, например, социальные пороки (расизм, коррупция, бюрократия), уродливые, неэтичные явления (насилие, жестокость, подлость, предательство).
УПРАЖНЕНИЯ
1. Подберите к приведенным тезисам собственные доводы, примеры. В каких случаях уместна опровергающая аргументация?
1) Преподавание литературы в школе необходимо.
2) Самая большая ценность народа – его язык.
3) Милосердие в наше время умирает.
4) Человек не должен отказываться от своего прошлого.
5) Талант доброты необходимо воспитывать в человеке с детства, и начать надо с себя.
6) Деление людей на богатых и бедных противоестественно.
7) Человек должен осознавать свою ответственность за все живое на земле.
8) Профессионализм и высокое мастерство – это не одно и то же.
2. Какие из приведенных понятий, по вашему мнению, подходят для рассуждения с дефиницией? Обоснуйте ответ. Напишите ваш вариант рассуждения, используя одно из приведенных слов.
Дом, дружба, отпуск, любовь, счастье, талант, компьютер, бедность, пожар.
Хорош осиновый лес в осенние ясные дни! В пурпурно-красный и желтый цвет окрашена листва. Цветным чистым ковром расстилаются под деревьями опавшие листья. Там и тут видны под ними красноватые шляпки поздних грибов – подосиновиков. Еще цветут кое-где запоздалые лесные цветы.
(И.Соколов-Микитов)
4. Свяжите с идеей пользы/вреда для убеждаемого следующую информацию.
1. Вежливость позволяет добиваться многого.
2. Следует заботиться о стариках и инвалидах.
3. Надо уметь писать грамотно.
4. Нельзя забывать уроки исторического прошлого.
5. Частично согласитесь с приведенным тезисом и в то же время частично возразите против него, приведя аргументы «за» и «против».
1. Смотреть телевизор – бесполезное занятие.
2. Преподавание литературы в школе следует отменить.
3. Хорошо, когда ты единственный ребенок в семье.
4. Театр – умирающий вид искусства.
1 Раздел написан с учетом материалов, представленных членами Федеральной предметной комиссии по русскому языку на сайте www.pedsovet.org.ru.
2 Дефиниция – краткое определение какого-либо понятия, отражающее существенные признаки предмета или явления; толкование слова.
3 Пафос – воодушевление, подъем, энтузиазм.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ МАТЕРИАЛА
1. Перечислите основные требования к содержанию сочинения-рассуждения.
2. Каковы основные этапы работы по подготовке старшеклассников к написанию сочинения?
3. Каковы основные типы комментирования проблемы?
4. Каковы основные виды аргументов?