Три стадии отношения к новому знанию
Первая стадия – игнорирование нового знания.
Любая новая информация, новое умение игнорируется нашими мозгами и руками. Чаще всего моя реакция имеет вид: "мне это не надо, мне это не пригодится, я это и так знаю и умею". Как правило, при повторе этой информации или этого же навыка типичная реакция "Я это вижу в первый раз".
Причина в том, что в мозгу есть определенная система знаний и любое новое знание либо умение представляется ей (системе) чем-то вроде пятого колеса.
Что делать?
1) Конспектировать (речь лектора, телеведущего-аналитика, диктора информационного блока);
2) повторять (просмотр фильма нужное количество раз). Если долго мучится – что-нибудь получится.
Вторая стадия - негативное агрессивное восприятие.
Новую информацию, навыки, понятые мной, я начинаю активно встраивать в имеющуюся систему знаний и умений. Как это сделать – непонятно, отсюда – раздражение.
Если я пытаюсь "выбросить" ненужные мне автозапчасти сильно б/у или забыть аналогичные (уже ненужные) знания, умения, то осуществить данную процедуру трудно. Столь же трудно переучиться со старого знания на новое, с устаревших навыков на более рациональные.
Агрессия может быть слабой (письмо ученому соседу), она может быть и в жесткой форме (инквизиция). Большинство действительно полезных деловых советов воспринимаются агрессивно, например мужем, женой, родителями, детьми.
Часть конфликтов между супругами имеют гносеологическую природу, т.е. причины таких конфликтов – в особенностях познания.
Аутоагрессия – это негативное отрицательное отношения к собственным мыслям: "Какую чепуху я придумал?", "Это все мои фантазии", "Эту информацию я никогда не запомню, не сдам зачет", "Я никогда не стану по настоящему коммуникабельным человеком", "Как дела? – Так себе". Женщина: "Я никогда не смогу забыть гвоздь", мужчина: "Я никогда не научусь варить суп (рожать?)". Иначе говоря, абсолютно неизбежное агрессивное отношение к себе на второй стадии самостоятельного восприятия знания.
Важно не "застревать" на этой стадии, а за счет повторов пройти её побыстрее.
Если аутоагрессия быстро "проскакивается", то любые знания, любой интеллектуальный и практический навык усваивается гораздо быстрее, а любая тяжелая работа, любая нудная повторяющаяся операция превращается в сверхлегкую.
Если эта фаза присутствует постоянно, то жизнь превращается в постоянное самокопание, нерешительность и неспособность принимать важные решения, постоянный перебор возможностей вместо реального дела. Сама же жизнь, интеллектуальная и практическая деятельность превращается в мучение.
Рассчитывать на супер-результаты можно и нужно, но верить в них на 100% не стоит. Тем не менее без аутоагресии жить становится гораздо проще, счастливее, а здоровье – более крепким (Луиза Хей). Перед началом курсовой неизбежно боишься её начинать. Боязнь соперника перед единоборством, боязнь публичного выступления.
Третья стадия – нейтральное отношение.
"Никакое" отношение к новому знанию неизбежно сменяется по мере повторения усвоения агрессивным, но после дальнейшего усвоения агрессивное отношение сменяется нормальным или нейтральным. Проще говоря, знание встраивается в имеющуюся систему.
Примечание: если объем имеющегося знания мал, то встроить в него новые знания легче и быстрее. Чем больше объем знаний, тем труднее встроить в него новое, поэтому, чем старше человек, тем он больше знает, тем он консервативнее, нетерпимее к новому знанию, труднее обучается при прежнем количество повторов.
Спасение – в увеличении количества повторов, после чего досьижение нейтрального отношения к знанию неизбежно.
Примечание: т.н. "склероз" (в юности – "опять забыл") это удлиненная первая стадия, способ преодоления – увеличение повторов.