Принятие решений и информация

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА И РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ ПО ТЕМАМ

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА

 

Целью преподавания дисциплины является формирование у студентов теоретических знаний по принципам организации, функциональным возможностям, аппаратному и программному обеспечению и практических навыков по эксплуатации систем информационного обеспечения управления, а также способности сделать концептуальное проектирование информационной системы и определить состав и конфигурацию компьютеризированных (автоматизированных) рабочих мест для персонала организации. Дать студентам знания о типовой структуре процесса обработки информации, технологии защиты от несанкционированного доступа. О компьютерных вирусах, антивирусных программах. О типовых технологиях, используемых в специализированных системах, стандартизированные решения технического, программного, организационного обеспечения систем обработки данных. О возможностях модификации систем обработки данных Содержание, задачи и методы их решения в свете современных информационных технологий.

Задачи дисциплины:

- познакомить студентов с основными видами технологических процессов (ТП) обработки данных, содержанием типовых ТП, содержанием, задачами и методами их решения в свете современных информационных технологий, классификацией компьтерных вирусов и антивирусных программ, основными методами защиты от несанкционированного доступа, алгоритмами установления подлинности полномочий, перечнем основных элементов и технологических операций, включаемых в состав специализированных систем (гос. статистики, бухгалтерских, банковских);

- обучить студентов пользоваться типовыми технологическими процессами обработки данных для формирования прикладных ТП, формировать инструкционный материал для пользователей, использовать типовую структуру выходных и входных форм, составлять перечень работ для организации настройки и учета оперативных данных, выбирать технические средства обработки информации для конкретных задач, использовать алгоритмы шифрации/дешифрации данных, организовывать рабочие места (информационное, техническое, программное организационное и другие виды обеспечений) с учетом вида решаемой экономической задачи.

 

 

Тема 1. Предмет, задачи и содержание курса

(Лекции 1 час)

 

Предмет и основное содержание курса «Информационные технологии в экономике», его место и роль в подготовке современных экономистов и менеджеров. Задачи и структура изучаемого курса, методология и методика его преподавания. Требования и методические рекомендации по изучению курса.

Тема 2. Информационные технологии: основные понятия, терминология и классификация

(Лекции 4 часа)

Основная терминология, связанная с информацией как предмета труда. Технологический процесс, технологическая операция Классификация видов, технологических процессов. Технология, технологический процесс. Прикладные ТП. Технологические операции: обрабатывающие, контрольные, формирования выходных форм. Маршрутная и операционная технология. Способы записи технологических процессов. Типовые технологические процессы. Комплексный технологический процесс обработки данных. Содержание начальных, подготовительных и основных операций. Методы контроля операции обработки данных на начальных подготовительных и основных операциях.

 

Тема 3. Информационная модель предприятия

(Лекции 4 часа, Лабораторные работы 22 часа)

 

Информационное обеспечение экономических информационныхсистем и технологий. Типовая структура первичных документов и выходных форм. Классификаторы, коды единой системы (ЕСКК) и технология их применения. Характеристики информационных технологий (ИТ) и используемых в специализированных информационных системах. Содержание ИТ в зависимости от вида обрабатываемой информации: параметрические, текстовые, графические, интеллектуальные данные, объекты реального мира. Характеристика интерфейсов: командный, оконный (WIMP), речевой (STIK). Использование пакетной, диалоговой и сетевой технологий.

 

Тема 4. Защита от несанкционированного доступа в системах обработки данных.

(Лекции 4 часа, Лабораторные работы 40 часов)

 

Каналы утечки информации. Методы защиты информации: организационно-физические, программные, программно-аппаратные. Алгоритмы установления подлинности и установки полномочий. Использование криптографии. Стеганография. Компьютерные вирусы и антивирусные программы. Классификация вирусов по среде обитания, степени воздействия, способу заражения, алгоритмической сущности. Классификация антивирусных программ, характеристики основных разработок.

 

 

Тема 5. Подходы и методы моделирования организации (бизнеса): TQM, Flowchart, RAD, SADT

Лекции 4 часа, Лабораторные работы 40 часов)

 

Моделирование информационных систем. Классификация методов для обеспечения функционирования и разработки информационных систем управления. Классические задачи и методы их решения. Классификация методов. Направления развития методологии. Новейшие методы: TQM - системное управление качеством, Flowchart - моделирование бизнес-процессов, RAD - Role activity diagram, SADT - структурно-функциональный анализ. Определение метода TQM. Назначение и состав средств метода.
Новейшие методы: метод структурно - функционального анализа (SADT). Стандарт IDEF0. Предпосылки создания метода SADT. Общие правила построения IDEF - моделей. Синтаксис диаграмм. Соглашения по построению диаграмм. Новейшие методы: стандарт IDEF1X - информационное моделирование, IDEF4 - объектно-ориентированное моделирование

 

4. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО КУРСУ «Информационные технологии в экономике»

Тема 1. Предмет, задачи и содержание курса

Предметом дисциплины «Информационные технологии в экономике», являются - информационные системы организации, предназначенные для достижения ее стратегических целей, автоматизированные и неавтоматизированные информационные технологии, системы информационного обеспечения управления бизнесом.

В настоящее время, индустриальный труд все больше вытесняется трудом конторским, офисным. В США в 1920 году в офисах работали 15% занятых, в 1980 году – 50%, а в 1990 уже свыше 60%. И все работники офиса зависят от информационного продукта как исходного материала и результата их деятельности. Социальные опросы показывают, что служащие и менеджеры выражают недовольство своей низкой производительностью, обусловленной высокой долей рутины в их рабочем времени. Действительно, около половины его уходит на вспомогательную деятельность – ожидание деловых встреч, разговоры по телефону и т.п., около четверти – на работу с документами, и только ничтожная часть – меньше 10% - на анализ и планирование дальнейшей деятельности. Многие работники, испробовав все известные им управленческие приемы оптимального распределения рабочего времени, не добились успеха. Причина этого заключается не в порядке использования рабочего времени, а в несовершенстве и неточности традиционных средств обработки и передачи информации. И помочь здесь могут только современные информационные технологии. Для принятия любого решения требуется информация, притом чем сложнее решение, тем больше объем необходимой информации. К тому же информация должна соответствовать определенным требованиям. Быть полной, достоверной и своевременной.

Формулировка проблемы. На основании вышесказанного проблему можно сформулировать так: необходимость обеспечения (поддержки) принятия решений информацией, которая должным образом отобрана, обобщена, систематизирована и проанализирована, то есть пригодна для принятия правильного и обоснованного решения в каждой конкретной ситуации. Еще одной проблемой является своевременность информации.

В связи с этим можно поставить такую цель данной дисциплины: определить способы наиболее эффективного сбора, систематизации и анализа информации, необходимой для принятия управленческих решений. А также нахождение возможности быстрого получения нужной информации лицом принимающим решение - менеджером.

 

Тема 2. Информационные технологии: основные понятия, терминология и классификация

 

Управленческие решения – это результат конкретной управленческой деятельности менеджера. Принятие решений является основой управления. Выработка и принятие решений – это творческий процесс в деятельности руководителя любого уровня, включающий:

- выработку и постановку цели;

- изучение проблемы на основе полученной информации;

- выбор и обоснование критериев эффективности (результативности) и возможных последствий принимаемого решения;

- обсуждение со специалистами различных вариантов решения проблемы (задачи);

- выбор и формулирование оптимального решения;

- принятие решений;

- конкретизация решения для его исполнителей.