Проблемное обучение

Требования к организации процесса обучения

Формы организации учебной работы определяются составом обучающихся, местом и временем занятий, последовательностью видов деятельности учащихся и способами руководства ими со стороны учителей.

Урок – коллективная форма обучения, которой присущи постоянный состав учащихся, определенные рамки занятий, жесткая регламентация учебной работы над одним и тем же для всех учебным материалом.

Существуют следующие типы уроков: уроки-лекции, уроки закрепления нового материала, уроки повторения, уроки-семинары, уроки-конференции, уроки проверки приобретенных знаний, комбинированные уроки. Существуют также нестандартные уроки, цель которых – стимуляция интереса к учению.

Психологические требования: учитель контролирует точность, тщательность и своевременность выполнения учащимися каждого требования.

Гигиенические требования. Соблюдение температурного режима в классе, надлежащих норм освещения. Следует избегать однообразия и монотонности в работе, чередовать слушание учебной информации с выполнением практических работ.

Обязательной является форма итогового учета знаний, умений и навыков – это в основном экзамены и зачеты; текущий учет проводится почти на каждом уроке, на каждом практическом занятии.

В начальной и средней школе особое значение придается политехническому образованию, осуществляемому, прежде всего в процессе теоретического образования учащихся, – усвоение ими основ наук. Особое место в учебной работе занимает труд.

В процессе теоретического обучения используются уроки, экскурсии, семинары, домашние занятия, экзамены, в системе трудового обучения – практические занятия в учебных мастерских. Дополнительные занятия проводятся в форме консультаций учителя, его работы с небольшими группами по ликвидации пробелов в знаниях учащихся, индивидуальных или групповых занятий по интересам, для чего используются многообразные формы внеклассного образования.

Учебный материал в основном усваивается на уроке. На каждом уроке учитель ставит своей обязательной задачей:

1) сообщить учащимся некую сумму новых знаний;

2) закрепить их в памяти учащихся;

3) научить учеников применять знания на практике;

4) учитель всегда контролирует, помнят ли учащиеся ранее усвоенные знания.

В ходе проблемного обучения преподаватель широко применяет словесные, наглядные и практические методы обучения. При проблемном обучении изложение осуществляется посредством проблемного рассказа, проблемной лекции, творческого проблемного задания, неожиданного вопроса, предложенного действия.

Суть проблемного изложения заключается в следующем: учитель ставит задачу, которую сам же решает, но при этом показывает путь решения в его истинных и доступных учащимся противоречиях, высказывает ходы мысли при движении по пути решения. Назначения этого метода в том, что учитель показывает образцы научного познания, научного решения проблем, а учащиеся контролируют убедительность этого продвижения, мысленно следят за логикой, таким манером усваивая этапы решения целостных проблем.

Проблемное изложение может опираться на материалы из истории науки или на путь доказательного раскрытия способа решения поставленной проблемы. Непосредственный результат проблемного обучения – усвоение способа и логики решения данной проблемы или даже группы проблем, но еще без умения их применять самостоятельно. В проблемном обучении часто используется проблемно-поисковая или эвристическая беседа. По ходу этой беседы перед учащимися ставится ряд логически связанных вопросов, при ответах на которые учащиеся должны высказывать свои предположения и пытаться доказать правоту своих слов, таким образом, проявляя самостоятельность в освоении знаний.

Наглядные пособия приобретают несколько другое назначение при проблемном обучении. Они используются не для облегчения запоминания нового материала, а для постановки учебных задач и создания каких-либо проблемных ситуаций на уроке. Примером могут служить пособия, в которых изображаются серии рисунков, с помощью которых и ставится учебная проблема. Она, в свою очередь, требует достаточно длительных самостоятельных размышлений, анализа и сопоставления.

Упражнения проблемно-поискового характера применяются в том случае, когда ученики могут самостоятельно выполнять какие-либо конкретные виды умственной и практической работы. Это способствует наиболее успешному постижению материала.

Правомерность этого метода состоит в том, что истинность знаний, как и эффективность способов деятельности, которые предписывают учащимся, надо не только утверждать и иллюстрировать, но доказывать с целью приобщения учащихся к определенным способам поиска знаний, с целью формирования абсолютной убежденности в истинности сообщаемых знаний. В целом проблемный вид обучения применяется не только для усвоения нового учебного материала, но и служит важнейшим средством развития навыков творческой учебно-познавательной деятельности.