Субъект и объект познания.

Лекция 11.

17.04.2013

Любая человеческая деятельность является формой активного отношения человека к миру и тем самым представляет собой взаимоотношения между субъектом и объектом.

Субъект – носитель материальной и духовной деятельности, источник активности, направленной на объект.

Объект – то, что противостоит субъекту, на что направлена деятельности субъекта.

Субъект познания – носитель познавательной деятельности, источник активности, направленной на объект познания.

Объект познания – то, на что направлена познавательная деятельность субъекта познания.

Не надо путать объективную реальность и объект. Например, планета Нептун как объективная реальность возникла тогда, когда появилась Солнечная система, а как объект познания – лишь в 1846 году.

В разных философских учениях субъект и объект трактуются по-разному.

Материализм XVII-XVIII вв:

Объект рассматривается как нечто существующее независимо от субъекта, а субъект понимается как индивид, который пассивно воспринимает объект. Эта позиция характеризуется созерцательностью.

Идеализм:

Субъект является активным творческим началом.

ü Субъективный идеализм: субъект – индивидуальное сознание, которое творит объект в виде комбинаций или комплексов ощущений (Бек, Юнг) – эмпириокритицизм.

ü Объективный идеализм: субъект – внечеловеческий субъект. В зависимости от течения, этим субъектом мог быть: Бог, Мировой Разум, Идея и т.д. (Гегель, Платон).

В философии существует бессубъектная теория познания. Ее автор – Карл Поппер. Данная теория основана на учении о третьем мире:

· Первый мир – физический (всевозможных физических состояний)

· Второй мир – психический (всевозможных состояний сознания)

· Третий мир – мир научного знания (включает в себя мир объективного содержания мышления)

Автор считает, что содержанием третьего мира являются теории, научные проблемы, системы доказательств, знания, содержание книг, журналов. Третий мир возник в результате взаимодействия первого мира со вторым. Язык – предпосылка появления третьего мира.

Поскольку третий мир существует самостоятельно, а его содержание объективно, то субъект из познавательной деятельности исключается.

В своей теории Поппер поставил важную гносеологическую проблему: если знание зависит от субъекта, то оно не может быть объективным, а если знание объективно, тогда нужно отказаться от субъекта.

Указанная проблема может рассматриваться и решаться как проблема взаимодействия индивидуального и общественного субъекта познания.

Идеи и теории приобретают самостоятельное существование в том смысле, что они перестают принадлежать людям, которые их разработали, выдвинули, они становятся достоянием общества. Но дает ли это обстоятельство право полностью исключить субъект из процесса познания? Нет. Знание не является результатом деятельности индивидуального субъекта, оторванного от общества. Познание невозможно без знаний, которые уже стали общественным достоянием, с другой стороны, познание невозможно без субъекта, а таким субъектом является человек, индивид, обладающий познавательными способностями, сознанием, суммой знаний, различными навыками. Знания, добытые таким субъектом, выражаются в понятиях, теориях, учениях. Все это фиксируется в языке и транслируется.

Нужно подчеркнуть, что гносеологический субъект имеет социальную природу, иначе говоря, это общественный человек, он усвоил имеющиеся в обществе достижения материальной и духовной культуры. В широком смысле под субъектом познания может рассматриваться целый коллектив или социальная группа и даже гносеологическим субъектом является общество в целом. Более того, общество в целом – это универсальный субъект. Оно (общество) объединяет в себе субъекты всех уровней и поколений. Однако, общество осуществляет познание не иначе как через познавательную деятельность индивидуального субъекта.

Познание – это всегда взаимодействие субъекта и объекта, поэтому и сама познавательная деятельность, и ее результат содержат в себе и субъективное (то, что зависит от субъекта), и объективное (то, что зависит от объекта).

Субъективная сторона в познании существует обязательно, и это связано с тем, что познающий субъект – это не абстрактный, а живой, конкретный человек, связанный с определенными социальными отношениями, что сказывается на познавательной деятельности.

Предпосыльное знание (ПЗ) – все то, чем изначально нагружен субъект познания: знания, навыки, установки. ПЗ предшествует познавательной деятельности и является ее условием.

Виды ПЗ:

1) Явное, т.е. логически оформленное, зафиксированное в языке.

2) Неявное, т.е. неосознанное, невербализованное. Такое знание выражается в эмоциональных оценках, в образах.

ПЗ включено в познавательный процесс, и это демонстрирует связь субъективного познания с конкретными социально-культурными целями.

Но не следует преувеличивать роль ПЗ в познавательной деятельности, что делают некоторые философы.

Общество рассматривается как универсальный субъект: осуществляет все виды человеческой деятельности. Познание – это один из многих видов общественной деятельности. Специфика познания заключается в том, что эта деятельность духовная, имеющая дело с идеальными образами и имеющая внутреннюю логику развития.

Познание как процесс: чувственное и рациональное познание.

В процесс познания включается вся психическая деятельность человека, но основную роль выполняют 2 вида познания: чувственное и рациональное.

1) Чувственное познание.

Чувственное познание (сенситивное) – познание с помощью органов чувств, оно дает непосредственное знание о предметах и их свойствах и протекает в 3 основных формах: ощущение, восприятие, представление.

Ощущение – чувственный образ отдельного свойства предмета.

Восприятие – целостный образ, возникающий в результате его непосредственного воздействия на органы чувств. Образуется на основе ощущений и представляет собой их комбинацию.

Представление – более сложная форма чувственного познания; в сознании сохраняется образ отдельного предмета, воспринимавшийся человеком раньше. Результат прошлых воздействий на органы чувств, воспроизведение и сохранение образа при его отсутствии в данный момент.

Важную роль играют память и воображение, благодаря которым мы воспроизводим многое. Но память и воображение формируют представление не только о реальных предметах. Они формируют и фантастические образы, которые являются комбинацией нескольких реальных предметов.

Чувственное познание дает знание об отдельных свойствах и предметах действительности.

Можно ли считать чувственное знание достоверным? Не обманывают ли нас органы чувств?

Для сомнений в истинности чувственных знаний есть объективные основания. Как известно, многие животные обладают органами чувств, которые превосходят органы чувств человека. Органы чувств человека формировались не только в результате биологической эволюции, но также и в процессе практического взаимодействия человека с внешним миром, поэтому они очеловечились, и природа органов чувств биосоциальна. К сказанному нужно добавить, что человек постоянно совершенствует свои познавательные способности с помощью специально изготавливаемых и применяемых орудий познания. Поэтому физиологическая ограниченность органов чувств человека не является серьезным препятствием в познании внешнего мира.

Одни и те же предметы вызывают у разных людей разные ощущения, следовательно, ощущения и знания у каждого свои. Разность ощущений объясняется физиологическими различиями, эмоциональным и физическим состоянием. Из сказанного следует, что познание обязательно включает в себя субъективную составляющую. Но нельзя абсолютизировать субъективную сторону познания, нельзя считать, что в ощущениях и восприятиях нет объективного содержания, которое отражает действительность.