Теория круговорота.

Движение как способ существования материи.

Лекция 7.

20.03.2013

I. Учение о движении разрабатывалось на протяжении всей истории философии.

Гераклит – основоположник древней диалектики (объективной).

«Все течет, все изменяется» (Гераклит)

Гераклит обращает внимание на противоречивость вещей в мире. противоречивость – это характеристика определенной вещи, явления или процесса, которые друг друга обуславливают и предполагают, но с другой стороны – отрицают, вытесняют (например, сутки). Переход противоположностей друг в друга есть причина всех изменений.

Движение в мире существует в самых разнообразных формах, но на различных этапах развития философской науки существовали теории, которые абсолютизировали одну форму движения, игнорируя другие. Например:

Согласно этой теории все изменения в мире сводятся к прохождению одних и тех же стадий и завершается возвратом в исходную точку, а затем вновь начинается сначала – Пифагорийцы. Полный круг=760 тыс. лет.

Философия Ницше включает в себя теорию о вечном возвращении: вместе с вещами возвращаемся и мы.

 

2) Есть теории, которые абсолютизируют механическое движение – Галилей, Ньютон, Гоббс, французские материалисты 18 века: все вещи, все изменения объяснялись на основе механического движения. С позиций механического движения объяснялась живая материя, природные и социальные изменения. Такая позиция характерна для механистического материализма.

 

Механицизм – сведение высших, более сложных форм движения к низшим, а также объяснение высших форм на основе закономерностей низших.

В 18 веке французские материалисты выдвинули идею об атрибутивности движения.

Атрибутивность движения – представление о том, что движение является внутренним необходимым неотъемлемым свойством материи, это способ бытия материи.

«Все во Вселенной нахдится в движении…»

В конце 19 века на основании целого ряда открытий в области физики возникло особое направление – энергетизм. àобоснование движения в отрыве от материи (имеет отношение к метафизике).

II. Философское понимание движения.

Движение – любое изменение как способ существования материи, ее атрибут.

Движению присущи особые свойства:

1) Объективный характер

2) Единство абсолютного и относительного

3) Противоречивость

 

· Объективность движения

Осуществляется независимо от сознания людей; движение всегда есть изменение какой-либо реальности; нет «чистого» движения как нет и «чистой» материи

· Абсолютность движения

Материя не может быть реальностью без движения. Движение – это способ существования материи à движение, равно как и материя, неуничтожимо. В то же самое время движение является и относительным: абсолютная природа движения проявляется через конкретные формы материи, и в этом смысле движение является единым абсолютного и относительного. Не только каждая отдельная форма материи находится в движении, но и движение осуществляется в какой-либо конкретной форме. Таких форм множество, например, превращение элементарных частиц друг в друга, обмен веществ в живых организмах, преобразования в обществе.

· Противоречивость

Любое изменение предполагает свое состояние покоя. Покой и движение находятся в единстве, но в этом единстве изменение абсолютно, а покой – относителен. Изменения всегда приводят к новым состояниям в мире, а покой лишь констатирует сохранность, пребывание этих норм в обычном состоянии. Противоречивый характер проявляется не только в единстве изменения и покоя, но и в единстве прерывности и непрерывности, единстве эволюции и революции, в единстве качественных и количественных изменений.

Движение, как и материя, объективно и абсолютно. Оно не привносится извне, а заключено в природе бытия.

Ф. Энгельс «Диалектика природы»:

Классификация форм движения:

1) Механическое движение

2) Физическое движение

3) Химическое движение

4) Биологическое движение

5) Социальное движение

Порядок в этой классификации имеет значение, формы движения расположены по усложнению. При выделении этих форм Энгельс опирался на следующие принципы:

1) Каждая форма движения соотносится с определенным уровнем организации материи

2) Между формами движения существуют те же генетические связи, что и между уровнями организации материи

3) Каждая форма движения имеет свою специфику

4) Высшая форма деятельности принципиально не сводима к нижестоящей, хотя и включает ее.

Сейчас не выделяют фиксированное число форм деятельности, а выделяют 3 основных группы форм деятельности:

1) Движение в неорганической природе (пространственные передвижения, движение элементарных частиц и полей, изменения в структуре макроскопических тел, изменения геологические)

2) Движение в живой природе (обмен веществ, процессы отражения, процессы саморегуляции, управления, воспроизводства, взаимодействие всей биосферы с природными системами Земли и общества)

3) Движение в обществе (все многочисленные виды человеческой деятельности, все формы отражения и преобразования мира, в котором живет и действует человек)