Теория круговорота.
Движение как способ существования материи.
Лекция 7.
20.03.2013
I. Учение о движении разрабатывалось на протяжении всей истории философии.
Гераклит – основоположник древней диалектики (объективной).
«Все течет, все изменяется» (Гераклит)
Гераклит обращает внимание на противоречивость вещей в мире. противоречивость – это характеристика определенной вещи, явления или процесса, которые друг друга обуславливают и предполагают, но с другой стороны – отрицают, вытесняют (например, сутки). Переход противоположностей друг в друга есть причина всех изменений.
Движение в мире существует в самых разнообразных формах, но на различных этапах развития философской науки существовали теории, которые абсолютизировали одну форму движения, игнорируя другие. Например:
Согласно этой теории все изменения в мире сводятся к прохождению одних и тех же стадий и завершается возвратом в исходную точку, а затем вновь начинается сначала – Пифагорийцы. Полный круг=760 тыс. лет.
Философия Ницше включает в себя теорию о вечном возвращении: вместе с вещами возвращаемся и мы.
2) Есть теории, которые абсолютизируют механическое движение – Галилей, Ньютон, Гоббс, французские материалисты 18 века: все вещи, все изменения объяснялись на основе механического движения. С позиций механического движения объяснялась живая материя, природные и социальные изменения. Такая позиция характерна для механистического материализма.
Механицизм – сведение высших, более сложных форм движения к низшим, а также объяснение высших форм на основе закономерностей низших.
В 18 веке французские материалисты выдвинули идею об атрибутивности движения.
Атрибутивность движения – представление о том, что движение является внутренним необходимым неотъемлемым свойством материи, это способ бытия материи.
«Все во Вселенной нахдится в движении…»
В конце 19 века на основании целого ряда открытий в области физики возникло особое направление – энергетизм. àобоснование движения в отрыве от материи (имеет отношение к метафизике).
II. Философское понимание движения.
Движение – любое изменение как способ существования материи, ее атрибут.
Движению присущи особые свойства:
1) Объективный характер
2) Единство абсолютного и относительного
3) Противоречивость
· Объективность движения
Осуществляется независимо от сознания людей; движение всегда есть изменение какой-либо реальности; нет «чистого» движения как нет и «чистой» материи
· Абсолютность движения
Материя не может быть реальностью без движения. Движение – это способ существования материи à движение, равно как и материя, неуничтожимо. В то же самое время движение является и относительным: абсолютная природа движения проявляется через конкретные формы материи, и в этом смысле движение является единым абсолютного и относительного. Не только каждая отдельная форма материи находится в движении, но и движение осуществляется в какой-либо конкретной форме. Таких форм множество, например, превращение элементарных частиц друг в друга, обмен веществ в живых организмах, преобразования в обществе.
· Противоречивость
Любое изменение предполагает свое состояние покоя. Покой и движение находятся в единстве, но в этом единстве изменение абсолютно, а покой – относителен. Изменения всегда приводят к новым состояниям в мире, а покой лишь констатирует сохранность, пребывание этих норм в обычном состоянии. Противоречивый характер проявляется не только в единстве изменения и покоя, но и в единстве прерывности и непрерывности, единстве эволюции и революции, в единстве качественных и количественных изменений.
Движение, как и материя, объективно и абсолютно. Оно не привносится извне, а заключено в природе бытия.
Ф. Энгельс «Диалектика природы»:
Классификация форм движения:
1) Механическое движение
2) Физическое движение
3) Химическое движение
4) Биологическое движение
5) Социальное движение
Порядок в этой классификации имеет значение, формы движения расположены по усложнению. При выделении этих форм Энгельс опирался на следующие принципы:
1) Каждая форма движения соотносится с определенным уровнем организации материи
2) Между формами движения существуют те же генетические связи, что и между уровнями организации материи
3) Каждая форма движения имеет свою специфику
4) Высшая форма деятельности принципиально не сводима к нижестоящей, хотя и включает ее.
Сейчас не выделяют фиксированное число форм деятельности, а выделяют 3 основных группы форм деятельности:
1) Движение в неорганической природе (пространственные передвижения, движение элементарных частиц и полей, изменения в структуре макроскопических тел, изменения геологические)
2) Движение в живой природе (обмен веществ, процессы отражения, процессы саморегуляции, управления, воспроизводства, взаимодействие всей биосферы с природными системами Земли и общества)
3) Движение в обществе (все многочисленные виды человеческой деятельности, все формы отражения и преобразования мира, в котором живет и действует человек)