Тема 26. Управление страной в годы Великой Отечественной войны

 

1. Изменения в государственном управлении накануне войны.

2. Чрезвычайные органы власти в годы Великой Отечественной войны.

3. Центральные органы власти.

1. Изменения в государственном управлении накануне войны.

Начало 1940-х гг. ознаменовалось милитаризацией в управлении страной, которая была обусловлена, в частности и начавшейся второй мировой войной. Идеология государственности, представления о скором отмирании государства в процессе перехода к социализму были заменены идеологией сильного государства. На XVIII съезде ВКП(б) в 1939 г. было заявлено о сохранении государства не только при социализме, но и при победе коммунизма в одной стране.

Военная ситуация обострила проблему национально-территориального строительства. Присоединение Прибалтики, западных частей Украины и Белоруссии, а также Бессарабии сопровождалось реконструкцией органов государственного управления. Парламенты преобразовывались в Верховные Советы, кабинеты министров в Совнаркомы, вместо должностей президентов образовывались коллективные Президиумы Верховных Советов. Правда, в принятых Конституциях новых республик имелись некоторые отличия от Конституции СССР, что не могло не отразиться на дальнейшем поведении национально-бюрократических элит, взаимоотношениях их с союзным центром.

Усиливалось общесоюзное централизованное начало во всей системе государственного управления. В связи с продолжавшимся процессом разукрупнения и спецализации наркоматов были приняты меры по улучшению руководства хозяйственными ведомствами. Для координации деятельности общесоюзных и союзно-республиканских наркоматов в апреле 1940 г. при СНК СССР создаются шесть хозяйственных советов: по металлургии и химии, по машиностроению, по оборонной промышленности, по топливу и электрохозяйству, по товарам широкого потребления, по сельскому хозяйству и заготовкам. Эти советы имели право давать обязательные распоряжения наркоматам соответствующего профиля и фактически руководили ими. В состав каждого совета входили 3-5 человек во главе с заместителем Председателя Совнаркома.

Расширение бюрократического аппарата вызывало необходимость совершенствовать политический контроль над ним. Осуществлявший эту функцию НКВД оказался отягощенным не свойственными ему функциями. В связи с усилением репрессивных функций и расширением объема работы НКВД в феврале 1941 г. разделен на два наркомата: НКВД и НКГБ (он руководил и внешней разведкой в связи с обострением международной обстановки).

Усложнение хозяйственно-организационных задач вызвало изменения в аппарате контрольных органов государства. В целях установления строжайшего контроля над расходованием денежных средств, материальных ценностей и проверки исполнения постановлений правительства 6 сентября 1940 г. был создан НК госконтроля СССР. Ему переданы функции Комиссии советского контроля и Главного военного контроля, предоставлено право давать обязательные указания учреждениям и предприятиям, налагать дисциплинарные взыскания на их руководителей за неисполнение решений правительства, производить денежные начеты и привлекать к судебной ответственности лиц, виновных в бесхозяйственности. Во всех наркоматах создавались контрольно-инспекторские группы. Контрольную деятельность осуществляли профессиональные контролеры-ревизоры.

В июле 1940 г. утвержден новый состав Главного Военного Совета под председательством С.К. Тимошенко. 9 апреля 1941 г. реорганизован созданный еще в 1937 г. Комитет Обороны, которому придан статус чрезвычайного органа управления с определенными функциями. Состав КО сокращен до 5 человек. Усилено внимание к вопросам организации Красной Армии, укрепленным районам, развертывания производства вооружений и т.д.

 

2. Чрезвычайные органы власти в годы Великой Отечественной войны

Нападение фашистской Германии 22 июня 1941 г. на СССР потребовало изменить качественно государственное управление, условия и цели его функционирования, содержание, назначение, структуру, методы взаимоотношения высших, центральных и местных органов их личный состав. В основу внутренней политики, перестройки управления был «положен принцип максимальной централизации политического, хозяйственного и военного руководства». Произошла милитаризация конституционных органов государственного управления. Помимо милитаризованных, максимально централизованных органов управления создана целая система чрезвычайных, внеконституционных органов с особыми полномочиями, функционировавших на чрезвычайной нормативно-правовой основе.

Первым внеконституционным чрезвычайным органом управления, созданным в военное время, явилась Ставка Главного Командования (СГК). При Ставке существовал институт постоянных советников из 13 человек. Особенности состава и структуры Ставки породили ряд проблем в ее деятельности. Громоздкость (20 чел.) не позволила Ставке ни разу собраться в полном составе, тем более, что часть военачальников сразу отбыла на фронт. Требовалось привести состав и структуру Ставки в соответствие с реалиями властных отношений того времени. 10 июля СГК упразднена и создана Савка Верховного Командования под председательством И.В. Сталина, который 8 августа стал именоваться Верховным Главнокомандующим. Членами высшего органа стратегического руководства стали Молотов, Жуков, Буденный, Ворошилов, Тимошенко и Шапошников. Институт постоянных советников упразднялся.

30 июня 1941г. создан Государственный Комитет обороны (ГКО) во главе с И.В. Сталиным, сосредоточивший всю полноту власти в стране. Все члены ГКО входили в состав высшего партийно-государственного руководства, олицетворяли его. Ими был представлен узкий состав Политбюро ЦК ВКП(б) – негласный, неуставный орган, решавший все важнейшие вопросы государственной жизни.

Особенностью состава ГКО было и то, что в него входили первые лица важнейших в условиях войны органов партийно-государственного управления: ЦК ВКП(б), СНК СССР, Госплана, Управления кадров ЦК ВКП(б), транспортого внешнеполитического и силовых ведомств. В результате каждый член ГКО курировал привычную для себя сферу политики, экономики, военного строительства: Г.М. Маленков - производство самолетов, формирование авиационных частей, В.М. Молотов – произволство танков, К.Е. Ворошилов – формирование воинских частей, Н.А. Вознесенский – металлургию, нефть и химическую промышленность, Л.П. Берия-производство вооружения и боеприпасов.

ГКО не имел регламента работы, собирался не регулярно и не всегда в полном составе. Решения принимали председатель либо его заместители - В.М. Молотов и Л.П. Берия после консультаций с теми членами ГКО, которые курировали соответствующие ведомства. Поскольку высшие руководители страны одновременно входили в состав ГКО, Политбюро, Ставки, Совнаркома, то их решения оформлялись как директивы и постановления того или иного органа кправления в зависимости от характера вопроса.

Особенностью деятельности ГКО было отсутствие собственного разветвленного аппарата. Руководство осуществлялось через имевшиеся партийные и советские структуры власти. В важнейших отраслях народного хозяйства действовал институт уполномоченных ГКО, которые являлись также и представителями ЦК ВКП(б), что обеспечивало им неограниченные права. Уполномоченные были также во всех союзных и автономных республиках.

На местах формировались, действовали областные и городские комитеты обороны в наиболее важных стратегически важных регионах (всего примерно в 60 городах). В их состав входили превые должностные лица партийных, государственных органов управления, военные комиссары, коменданты гарнизонов, начальники управлений НКВД, связанные тесно с военным командованием. Представители их одновременно были членами соответствующих военных советов. Не имея своего штатного аппарата, как и ГКО в центре, городские комитеты обороны опирались на местные партийные, советские, хозяйственные, общественные органы. При них существовал институт уполномоченных, создавались опреативные группы для срочного решения вопросов, широко привлекался общественный актив. Вся деятельность комитетов была подчинена интересам обороны. Они вели также общественно-воспитательную работу среди населения, руководили мобилизацией населения и материальных ресурсов, формированием добровольческих подразделений, противопожарных и санитарных дружин, организацией МПВО, налаживали мирную жизнь в освобожденных городах. После ликвидации непосредственной угрозы городу они прекращали свою деятельность.

Были созданы также вспомогательные чрезвычайные органы. 24 июня 1941 г. создан Совет по эвакуации в составе Н.М. Шверника и его заместителя А.Н. Косыгина. Дополнительно в октябре 1941 г. образован Комитет по эвакуации продовольственных запасов, промышленных товаров и предприятий промышленности. В конце декабря 1941 г. вместо обоих названных органов создано Управление по делам эвакуации при СНК СССР, соответствующие управления в республиках, краях и областях эвакопункты на железных дорогах.

Подобными чрезвычайными органами стали также Комитет по продовольственному и вещевому снабжению Красной Армии, Комитет по разгрузке транзитных грузов, Транспортный комитет. Транспортный комитет работал до 11 мая 1944 г., когда его функции были переданы реорганизованному Оперативному бюро ГКО. Этот орган существовал с 8 декабря 1942 г. в составе В.М. Молотова, Л.П. Берия, Г.М. Маленкова, А.И. Микояна. Бюро контролировало все наркоматы оборонного комплекса, составляло квартальные имесячные планы производства, готовило для Председателя ГКО проекты соответствующих решений.

 

3.Центральные органы власти

Централизация управления сопровождалась с расширением прав его структур и должностных лиц. Постановлением Правительства «О расширении прав народных комиссаров СССР в условиях военного времени» (1 июля 1941 г.) наркомы, директора предприятий, начальники строек получили очень широкие права в использовании материальных, денежных ресурсов, перераспределении капитальных вложений и др., что способствовало инициативному, оперативному решению возложенных на них задач, воплотило тенденцию децентрализации отдельных звеньев государственного управления.

В начале войны Президиум Верховного Совета СССР образовал ряд новых наркоматов и других управленческих структур. В июне 1941 г. создан Комитет по учетуи распределению рабочей силы при СНК СССР, проводивший мобилизацию трудоспособного населения. При областных и краевых исполкомах создавались бюро по учету и распределению рабочей силы. Создание этих органов окончательно оформило сложившуюся еще до войны систему централизованного обеспечения промышленности кадрами во главе с Главным управлением государственными трудовыми резервами.

Для обеспечения вооруженных сил новейшими видами военной техники в сентябре 1941 г. создан Наркомат танковой промышленности, а в ноябре 1941 г. – наркомат минометного вооружения. Кроме того, в годы войны были созданы Главные управления по снабжению углем, нефтью, леосм, искусственным топливом и газом.

Неоднократно реорганизовывались карательные органы. 20 июля 1941 г. воссоздан единый НКВД (разделенный перед войной), куда влились органы госбезопасности и военной контрразведки. Руководство сосредоточилось в руках наркома Л.П. Берии. Весной 1943 г. разведка и контрразведка выделились в самостоятельный НКГБ, а военная контрразведка передана НК обороны, под личный контроль Сталина.

Милитаризация системы правоохранительных органов привела к пояалению в июле 1941 г. указа, в соответствии с которым в местностях, объявленных на военном положении и в районах военных действий часть территориальных судов и прокуратур преобразовывались в военные. В 1943 г. в состав трибуналов в дополнение к трем постоянным членам введены заседатели. Трибуналы рассматривали широкий круг дел – вплоь до спекуляции и хулиганства. В прифронтовой зоне власти имели право расстрелливать преступников без судебного разбирательства.