Тема 22. Система государственного устройства Советской России в конце 1917-1920 гг.

1. Становление государственного управления в конце 1917 г. - начале 1918 г.

2. Управление в период «военного коммунизма».

1. Становление государственного управления в конце 1917 г. - начале 1918 г.

Ленинская концепция государства

Свергнув Временное правительство, большевики приступили к формированию государственности на новых началах. Основы большевистского учения о государстве были разработаны их лидером - В.И. Лениным. Он вслед за Марксом рассматривал государство как средство эксплуатации одних классов другими. Исходя из этого тезиса, он считал необходимым разрушение существующей модели государственного устройства и создание принципиально иной формы политической системы – пролетарского социалистического государства.

Пролетариат учреждает собственное государство не для установления свободы в обществе. Оно ему нужно для насильственного подавления своих противников. Кроме того, пролетарская власть нуждается в собственном государстве для решения еще одной задачи: «руководства громадной массой населения, крестьянством, мелкой буржуазией, полупролетариями в деле «налаживания» социалистического хозяйства». По мнению Ленина, диктатура пролетариата в политической области, порывая с буржуазным демократизмом, обеспечивает «максимум демократизма для рабочих и крестьян». Максимум этот достигается отстранением эксплуататоров, всех противников пролетариата от участия в политической деятельности.

Государственной формой диктатуры пролетериата, вовлечения трудящихся в политическую жизнь должна быть, согласно Ленину, Республика Советов. Она должна сочететь черты государственной и общественной организации; в ней соединяются элементы представительной и непосредственной демократии. Советы – учреждения, которые одновременно и законодательствуют, и исполняют законы, и сами же контролируют выполнение своих законов. Строится и функционирует такого рода республика на основе демократического централизма, что означает (по крайней мере, должно означать) выборность всех органов власти снизу доверху, подотчетность их и подконтрольность, сменяемость депутатов и т.д. Роль коммунистической партии в общем механизме пролетарской государственной власти Ленин определяет так: «Диктатуру осуществляет организованный в Советы пролетариат, которым руководит коммунистическая партия большевиков».

Одним из главных постулатов марксистского учения о государ­стве являлось положение о его отмирании по мере приближения к высшей фазе общественного развития. Основополагающей здесь признавалась широко из­вестная мысль Ф.Энгельса, изложенная им в «Анти-Дюринге»: «Когда не будет общественных классов, ко­торые нужно держать в подчинении, когда не будет господства одного класса над другим и борьбы за су­ществование, коренящейся в современной анархии производства, когда будут устранены вытекающие от­сюда столкновения и насилие, тогда уже некого будет подавлять и сдерживать, тогда исчезнет надобность в государственной власти, исполняющей ныне эту функцию. Первый акт, в котором государство высту­пит действительным представителем всего общества — обращение средств производства в общественную соб­ственность, — будет его последним самостоятельным действием в качестве государства. Вмешательство го­сударственной власти в общественные отношения станет мало-помалу излишним и прекратится само со­бой... Государство не «отменяется», оно отмирает».

… Ленинский анализ теории государ­ства находился в русле воззрений основоположников марксизма. Ленин как марксист стоит за отмирание государства. По его мнению: «…пролетарское государство сейчас же после его победы начнет отмирать, ибю в обществе без классовых противоречий государство не нужно и невозможно». Разумеется, окончательное отмирание государства Ленин увязывает с выполнением ряда социально-экономических и общекультурных условий. Хотя при этом необходимо отметить, что вождь октябрьской революции, столкнувшись с прак­тикой, высказывался об отмирании государства утвер­дительно, но с некоторыми оговорками типа «... мы вправе говорить лишь о неизбежном отмирании госу­дарства, подчеркивая длительность этого процесса, его зависимость от быстроты развития высшей фазы ком­мунизма и оставляя совершенно открытым вопрос о сроках или о конкретных формах отмирания, ибо материала для решения таких вопросов нет». Тем не менее в отношении времени, когда должна произойти ликвидация государственной власти, Ленин выдвигал вполне определенный содержательный ориентир: пол­ное отмирание государства произойдет при переходе от первой фазы общественного развития (переходного периода от социалистической революции) к высшей его фазе (коммунизму). Магистральным путем такого перехода определялось все более, а затем поголовное привлечение трудящихся к государственному управле­нию. В завершенном виде эта идея была озвучена Ле­ниным перед делегатами VII съезда РКП(б): «Переход через Советское государство к постепенному уничто­жению государства путем систематического привлече­ния все большего числа граждан, а затем и поголовно всех граждан к непосредственному и ежедневному не­сению своей доли тягот по управлению государст­вом».

Взгляды Ленина на власть и политику оказали главное воздействие на развитие теории и практики большевизма, создание политической системы на новых началах.

II съезд Советов и становление государственного управления в конце 1917 г. - начале 1918 г.

Формирование новой системы государственного устройства в России началось на II съезде Всероссийском съезде Советов, который открылся 25 октября 1917 г. в Петрограде. Было зарегистрировано 649 делегатов (390 большевиков, 160 эсеров, 72 меньшевика и т.д.). В ходе работы съезда его состав изменился: собрание покинули представители бундовцев, правых эсеров и части меньшевиков, а большевики получили дополнительно более 80 голосов за счет прибытия опоздавших.

Характерной отличительной чертой новой власти было соединение законодательных и исполнительных функций. Съезд Советов сформировал новые органы власти. Они были определены в следующем виде. Верховным органом власти объявлялся Всероссийский съезд Советов. Между съездами функции этого органа возлагались на Всероссийский центральный исполнительный комитет (ВЦИК). Из 101 его члена 62 были большевиками, 29 – левыми эсерами, 6 – меньшевиками-интернационалистами. Председателем ВЦИК был избран Л.Б. Каменев, которого 8 ноября заменил Я.М. Свердлов. ВЦИК создавал отделы, которым принадлежало право контроля, смещения правительства или изменения его состава. Кроме того, ВЦИК являлся также и исполнительным и распорядительным органом. Следует правда отметить, что II Всероссийский съезд Советов только конституировал себя верховным законодательным учреждением родившегося государства, закрепил положение республики Советов. Однако съезд не регламентировал положение и деятельность верховных государственных учреждений, их положение было определено III Всероссийским съездом Советов (январь 1918 г.) и Конституцией РСФСР 1918 г.

Съезду принадлежало также право формирования правительства – Совета народных комиссаров. Так как союзники большевиков – левые эсеры первоначально отказались войти в правительство, то оно было сформировано исключительно из большевиков. Председателем СНК стал В.И. Ленин. СНК осуществлял общее управление делами, издание декретов, имеющих силу закона, объединение деятельности всех центральных ведомств и контроль за деятельностью местных органов. В деятельности СНК строго проводился принцип коллективности руководства. Ядром СНК являлась коллегия наркомов, для текущей работы создавался специальный аппарат в лице отделов, комисссий.

Переговоры большевиков с левыми эсерами завершились 10 декабря 1917 г. согласием последних войти в состав правительства. Они получили семь наркоматов (внутренних дел, земледелия, юстиции, почт и телеграфов и др.). Кроме того, в остальных наркоматах представители партии левых эсеров заняли посты заместителей наркомов и членов коллегий. Они были введены также и в другие центральные учреждения. Заключение этого блока позволило более эффективно воздействовать на управленческие процесссы, расширить социальную базу государственной власти Росссии. В период существования левого блока с декабря 1917 г. до марта-июня 1918 г. воздействие органов государственной власти на общестенные процессы было таково, что удалось сравнительно легко избежать крупных вооруженных столкновений, гражданской войны. Последняя началась с распадом левого блока весной-летом 1918 г.

К началу 1918 г. были распущены старые органы власти и управения, в основном были сформированы наркоматы. 2 декабря 1917 г. при СНК был образован Высший Совет народного хозяйства (ВСНХ), который призван был руководить хозяйственно-экономической жизнью страны. Ближайшей задачей ВСНХ была организация рабочего управления на национализированных предприятиях и налаживанме там социалистического производства. ВСНХ координировал деятельность хозяйственных наркоматов.

28 октября 1917 г. Народный комисссариат внутренних дел (НКВД) принял постановление о создании Рабоче-крестьянской милиции. При СНК была образована Всероссийская чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией и саботажем (председатель - Ф.Э. Дзержинский). 15 января 1918 г. Ленин подписал Декрет «О рабоче-крестьянской Красной Армии». Первоначально РККА строилась на добровольческих началах. В феврале 1918 г. был подписан декрет об организации РККФ и создан комиссариат по морским делам.

Важным шагом в деле юридического закрепления сложившихся общественных отношений и государственных институтов явилось принятие Конституциии РСФСР. Она была принята на V Всероссийском съезде Советов состоявшемся 4-14 июля 1918 г. (см. отдельно семинар).

 

2. Управление в период «военного коммунизма».

С июля 1918 г. в Советской республике установилась однопартийная система. Поднявшая мятеж против РКП(б) ПЛСР, была исключена из системы Советов. В результате партия большевиков получила неограниченное влияние в государственных и общественных структурах, она перестала быть контролируемой со стороны оппозиции. Ежегодно происходили партийные съезды и конференции, на которых принимались решения по важнейшим вопросам строительства нового общества. Так, на VIII съезде РКП(б) (март 1919 г.) была принята новая программа партии (первая была принята еще в 1903 г. совместно с меньшевиками). В программе была подвергнута критике идея правового демократического государства, основанного на разделении властей (оно трактовалось как «буржуазное извращение»). В области общеполитической основной задачей партии провозглашалось всемерное развитие «пролетарской демократии» в форме советской власти, которая якобы осуществляет «высший тип демократизма». Предлагалось расширить права местного самоуправления, предоставит рабочим и крестьянам права и свободы.

Без обсуждения правящей партией не решалась ни одна управленческая проблема. В свою очередь, самой партией руководит Центральный Комитет. Внутри него образуются еще более узкие коллегии (Политбюро, Оргбюро). Они и главенствуют в ЦК. Так Политбюро занималось решением проблем, не терпящих отлагательства. Выборы ЦК осуществлялись на альтернативной основе: на 19 мест выдвигалось 60-65 кандидатур.

Политические, военные, социально-экономические меры, проводимые ЦК РКП(б), полностью распространялись на всю территорию Советской России. О чем свидетельствуют следующие слова В.И. Ленина «Ни один важный политический или организационный вопрос не решается ни одним государственным учреждением в нашей республике без руководящих указаний Цека партии». На местах линию и политику большевистского ЦК претворяли в жизнь 50 губернских, 350 уездных и почти 1200 волостных комитетов РКП(б). В годы гражданской войны начало происходить сращивание партийного и государственного аппарата. Коммунисты составили подавляющее большинство во всех правящих учреждениях, на съездах Советов и в исполнительных органах. К марту 1920 г. в сфере государственного управления работало около 200 тыс. членов партии. Происходило совмещение должностей, когда председатель местного парткома являлся одновременно и председателем исполкома. Все это значительно облегчало проведение в жизнь партийных решений.

Правящая партия закрепила в своих решениях основные принципы организации и деятельности государственного аппарата, разработанные Лениным: 1. Единство Советов и их полновластие. 2. Партийное руководство. 3. Участие трудящихся масс в государственном упралении. 4. Демократический централизм. 5. Равноправие национальностей. 6. Единоначалие и коллегиальность. 7. Контроль и проверка исполнения. 8. Социалистическое планирование. 9. Социалистическая законность. 10. Постоянное совершенствование государственного аппарата. 11. Возрастание роли науки в управлении общественными процессами.

Важным звеном в государственной системе являлась армия. В июле 1918 г. на V Всероссийском съезде Советов был законодательно оформлен переход ко всеобщей воинской повинности. На основании постановления ВЦИК от 2 сентября 1918 г. был создан Революционный военный совет Республики (РВСР) – орган, осуществлявший в годы гражданской войны непосредственное руководство армией и флотом, а также всеми учреждениями военного и морского ведомств. Все советские учреждения и организации были обязаны рассматривать и утверждать решения РВСР в первую очередь. Председателем РВСР являлся народный комиссар по военным и морским делам (утверждался ВЦИК), члены назначались СНК. Фактически бессменным председателем являлся Л.Д. Троцкий. В ноябре 1918 г. был образован Полевой штаб, осуществлявший непосредственное руководство военными действиями. 30 ноября 1918 г. ВЦИК учредил верховный орган управления Совет рабочей и крестьянской обороны под председательством В.И. Ленина, что завершило меры по организации Красной Армии. Новый орган власти и управления был призван установить твердый режим во всех отраслях народного хозяйства и кооординировать работу ведомств.

Гражданская война отрезала от Советской России ряд экономических районов страны: Украину, Сибирь, Кавказ. В кратчайшие сроки большевики создали систему особых чрезвычайных мер антикризисного управления экономикой, назвав их военным коммунизмом. Сущность военного коммунизма в том, что государство концентрировало в своих руках материальные, трудовые и людские ресурсы для наиболее целесообразного использования их в интересах обороны. На основании декрета от 26 июня 1918 г. было национализировано 2500 предприятий. Они управлялись на основании строгой централизации. Высшим органом управления промышленностью оставался ВСНХ. Оперативное повседневное руководство предприятиями каждой отдельной отрасли было сосредоточено в т.н. главных комитетах - главках (Главнефть, Главсоль и др.). До конца 1918 г. было создано 42 главка. Между главком и предприятием в ряде отраслей стояло еще одно звено – трест, управлявший несколькими предприятиями. Такая система централизованного управления получила название «главкизма».

Введение системы главкизма означало, что все предприятия каждой отрасли подчинялись своему главку – отделу ВСНХ. Все экономические отношения между предприятиями прекращались, в управлении использовались исключительно административные методы.

В политической жизни страны возросла роль общественных организаций. Быстро росло число членов Российского Коммунистического союза молодежи (в октябре 1918 г. – 20 тыс. чел, в октябре 1920 г. – 200 тыс.). Большую роль на производстве играли профсоюзы (4 млн. чел. в 1920 г.). Им принадлежало право выбирать третью часть членов фабрично-заводских управлений (две трети назначало правительство), они осуществляли нормирование труда и заработной платы, определяли размер продовольственного пайка.

В 1918 г. была образована продовольственная инспекция, сыгравшая большую роль в осуществлении контроля за деятельностью органов Наркомпрода. Нередки были случаи, когда местные Советы создавали инспекционные группы из рабочих. Их опыт был использован при реорганизации в октябре 1920 г. Наркомата государственного контроля в Народный комиссариат рабоче-крестьянской испекции.

Размышляя о причинах победы большевиков в гражданской войне, один из современных исследователей – В.В. Кожинов пришел к следующим выводам: «…государство в России в течение веков имело идеократический характер, то есть власть основывалась не на системе законов, как на Западе, а на определенной системе идей. Ко времени Революции властвующая идея так или иначе выражалась в из­вестной формуле «православие, самодержавие, народность», которая еще сохраняла свое значение для людей, отправлявшихся в 1914 году на фронт. Но Февральский переворот «отделил» Церковь от государства, уничтожил самодержавие и выдвинул в качестве образца западноевро­пейские (а не российские) формы общественного бытия, где властвует не идея, а закон.

И…победа Октября над Временным правительством и над возглавляемой «людьми Февраля» Белой армией была неизбежна, в частности, потому, что большевики создавали имен­но идеократическую государственность, и это в конечном счете соответ­ствовало тысячелетнему историческому пути России. Ясно, что больше­вики вначале и не помышляли о подобном «соответствии» и что их «вла­ствующая идея» не имела ничего общего с предшествующей. И для сторонников прежнего порядка была, разумеется, абсолютно неприем­лема «замена» Православия верой в Коммунизм, самодержавия — дик­татурой ЦК и ВЧК, народности, которая (как осознавали наиболее глу­бокие идеологи) включала в себя дух «всечеловечности», — интернаци­онализмом, то есть чем-то пребывающим между (интер) нациями. Однако «идеократизм» большевиков все же являл собой, так сказать, менее утопическую программу, чем проект героев Февраля, предпола­гавший переделку России — то есть и самого русского народа — по за­падноевропейскому образцу».