ДОКУМЕНТЫ ОБ ОТМЕНЕ КРЕПОСТНОГО (извлечения)

§ 19

Россия есть государство единое и неразделимое

Что же в особенности касается до России, то, дабы в полной мере удостовериться, до какой степени федеративное образование государства было бы для нее пагубно, стоит только вспомнить, из каких разнородных частей сие огромное государство составлено. Области его не только различными гражданскими законами судятся, но совсем различные языки говорят, совсем различные веры исповедуют, жители оных различные происхождения имеют, к различным державам некогда принадлежали; и потому ежели сию разнородность еще более усилить через федеративное образование государства, то легко предвидеть можно, что сии разнородные области скоро от коренной России тогда отложатся, и она скоро потеряет тогда не только свое могущество, величие и силу, но даже может быть и бытие свое между большими или главными государствами. Она тогда снова испытает все бедствия и весь неизъяснимый вред, нанесенные древней России удельною системою, которая также не что иное была, как род федеративного устройства государства; и потому, если какое-нибудь другое государство может еще сомневаться во вреде федеративного устройства, то Россия уже никак сего сомнения разделять не может; она горькими опытами и долголетними бедствиями жестоко заплатила за сию ошибку в прежнем государственном образовании. А посему, соединяя все сии обстоятельства в общее соображение, постановляется коренным законом Российского государства, что всякая мысль о федеративном устройстве отвергается совершенно, яко пагубнейший вред и величайшее зло. Избегать надлежит всего того, что посредственно или непосредственно, прямо или косвенно, открыто или потаенно, к таковому устройству государства вести бы могло.

Вследствие всего здесь сказанного объявляется Российское государство в пределах, выше обозначенных, единым и неразделимым, отвергающим при том совершенно всякое федеративное образование, устройство и существование государства (...)


ГЛАВА ВТОРАЯ. О ПЛЕМЕНАХ, РОССИЮ НАСЕЛЯЮЩИХ

§1.Разделение племен, Россию населяющих, на три главные разряда

Общая масса всех российских обитателей может на три главные разряда быть разделена. Первый разряд состоит из коренного народа русского. Второй — из племен, к России присоединенных. Третий из иностранцев, в России живущих. Коренной народ русский есть племя славянское. Народы, к России присоединенные, составляют другие различные племена. Иностранцы, в России живущие, суть частные лица разных наций. дабы с ясной положительностью судить можно было о мероприятиях, коим должны подлежать все различные оттенки коренного народа русского, все различные племена, в России обретающиеся, и все иностранцы, в России находящиеся, надлежит основное соображение изложить, коим Временное верховное правление обязывается в сем отношении руководствоваться.


§ 2.Законы должны быть одинаковы на целом пространстве государства

 

ГЛАВА ТРЕТЬЯ. О СОСЛОВИЯХ, В РОССИИ ОБРЕТАЮЩИХСЯ

§ 3.Аристокрация богатств

(...) Отличительная черта нынешнего столетия ознаменовывается явною борьбою между народами и феодальною аристокрациею, во время коей начинает возникать аристокрация богатств, гораздо вреднейшая аристокрации феодальной, ибо сия последняя общим мнением потрясена быть может и, следовательно, некоторым образом от общего мнения зависит, между тем как аристокрация богатств, владея богатствами, находит в них орудия для своих видов, противу коих общее мнение совершенно бессильно и посредством коих она приводит весь народ, как уже сказано, в совершенную от себя зависимость. А потому обязано всякое благомыслящее правительство не только такового распределения народа не допускать, но даже и все меры принимать, дабы таковые сословия отдельным от массы народной составлением сами собой не устанавливались и не образовывались; а тем более обязано их уничтожать, ежели они где-либо существуют.

 

§ 4.Все должны быть пред законом равны

(...) Все люди в государстве имеют одинаковое право на все выгоды, государством доставляемые, и все имеют равные обязанности нести все тягости, нераздельные с государственным устроением. Из сего явствует, что все люди в государстве должны непременно быть пред законом совершенно равны и что всякое постановление, нарушающее сие равенство всех пред законом, есть нестерпимое зловластие, долженствующее непременно быть уничтоженным (...) Сословия тем еще пагубнее, что они только одним пристрастием дышат, что некоторым членам народа выгоды дают, в коих другим отказывают без всякой причины и без всякой для государства пользы, что для пресыщения корысти нескольких людей жестокую оказывают несправедливость против наибольшей части народа и что противны цели государственного существования, состоящей не в пристрастии к малому числу, но в елико возможно большем благоденствии многочисленнейшего числа людей в государстве.

А из всего вышесказанного следует, что учреждение сословий непременно должно быть уничтожено, что все люди в государстве должны составлять только одно сословие, могущее называться гражданским, и что все граждане в государстве должны иметь одни и те же права и быть перед законом все равны (...)


§ 6. Дворянство

Обладать другими людьми, как собственностью своею, продавать, закладывать, дарить и наследовать людей наподобие вещей, употреблять их по собственному своему произволу без предварительного с ними соглашения и единственно для собственной своей пользы прибыли, выгоды, а иногда и прихоти, есть дело постыдное, противное человечеству, противное законам естественным, противное святой вере христианской, противное, наконец, заповедной воле всевышнего, гласящего в священном писании, что люди пред ним все равны, и что одни деяния их и добродетели разницу между ими поставляют. И потому не может долее в России существовать позволение одному человеку иметь и называть другого своим крепостным. Рабство должно быть решительно уничтожено, и дворянство должно непременно отречься от гнусного преимущества обладать другими людьми. — Нельзя ожидать, чтобы нашелся хотя один довольно злосовестный дворянин, чтобы не содействовать всеми силами к уничтожению рабства и крепостного состояния в России; но ежели бы, паче всякого чаяния, нашелся изверг, который бы словом или делом вздумал сему действию противиться или оное осуждать, то Временное верховное правление обязывается всякого такового злодея безизъятно немедленно взять под стражу и подвергнуть его строжайшему наказанию яко врага отечества и изменника противу первоначального коренного права гражданского. Сие уничтожение рабства и крепостного состояния возлагается на Временное верховное правление яко священнейшая и непременнейшая его обязанность (...)


§ 7. Купечество

(...) Известно, что лучший способ для доставления народному богатству возможности процветать состоит в даровании свободы, обращая внимание правительства на промышленность народную с тою только целью, чтобы распространять познания и сведения, необходимые для промышленности, и вообще просвещение, и чтобы устранять препятствия, частные способы превышающие. Из сего явствует, что свобода есть главная необходимость для народной промышленности. Свобода же сия состоит в трех главных предметах:

1) чтобы каждый гражданин имел право и позволение заниматься тою или теми отраслями промышленности, которые он заблагорассудит избрать, лишь бы честен был и к законам исполнителен.

2) Чтобы каждому дозволено было любою заниматься промышленностью не только в одних городах и назначенных местах, но равным образом и в селениях всякого рода и вообще везде, где только пожелает.

3) И чтобы сама промышленность была освобождена, елико возможно более, от всяких затруднений и препятствий, производимых иногда не только худо обдуманными постановлениями, но и посторонними действиями и причинами, так, чтобы она находила в распоряжениях правительства не препоны своему преуспеванию, но, напротив того, — защиту и содействие (...)


§ 8.Военные поселяне

(...) Одна из первейших обязанностей Временного верховного правления состоит в уничтожении военных поселений и в освобождении от ужасного сего ига всех селений, ныне к оным принадлежащих. На основании всего здесь сказанного обязывается Временное верховное правление: 1) в военных поселениях отделить войско от поселян, причислить войско к общему составу армии на общих правилах и разместить войско по разным местам сообразно общему расквартированию армии. 2) Привести военные поселения в общее земледельческое состояние, составить из оного волости на основании общих правил, военных поселян признать гражданами наравне со всеми прочими россиянами, даровать им совершенно те же права и устроить в прекращающихся военных поселениях тот же образ управления, как и в прочих местах России, и 3) все меры принять, какие только нужными и возможными окажутся, для доставления военным поселянам нужных льгот и необходимых средств для поправления разоренных имуществ. А вместе с тем и возвратить к семействам сих несчастных, находившихся ныне по разным местам в ссылке и заточении (...)


Глава IV. О народе в политическом отношении

§6
Порядок должен в государстве существовать и не может быть иначе введен, как разделением государственного пространства на части; почему и имеет вся Россия быть разделена на области. Каждая область — на несколько губерний. Каждая губерния — на несколько уездов. Каждый уезд, наконец, — на несколько волостей. Дальнейшее же разделение каждой волости на частные имущества или поместья не есть уже разделение политическое или общественное, но есть разделение гражданское или частное. Из сего явствует, что при разделении земельного пространства государства на части волость должна быть признана политическою единицею. Сему разделению ответствует образование провинции и установление степеней чиноначальства. Вверху над всеми оными находится верховная власть а внизу под оными — весь народ. Верховная власть управляет целым пространством государства, а народ весьма естественным образом распределяется по волостям, т. е. по политическим единицам государственного пространства. Политическое благоустройство состоит в полной соразмерности и совершенном соответствии между образом политического существования частных лиц, народ составляющих, и образом устроения правительства со всеми различными отраслями государственного правления. Сия двойная цель совершенно достигается земским сим распределением. Посему и должен быть народ российский распределен по волостям таким образом, чтобы каждый россиянин был приписан к которой-либо волости и считался бы членом той волости. Все члены одной и той же волости составляют вместе, так сказать, одно политическое семейство под названием волостного общества. Сие распределение народа по волостям имеет заменить ныне существующее распределение по сословиям и отраслям промышленности. Промышленность предоставится всем россиянам одинаковым образом, а сословия сольются в одно общее сословие гражданское. Каждый россиянин будет гражданином Российского государства и в особенности гражданином такой-то волости.

Для удобнейшего введения сего порядка должна каждая волость два списка своим членам или гражданам содержать: один гражданский, а другой скарбовый. Первый означает членов волости по лицу, а второй — по имуществу. Первый содержит имена всех граждан, к той волости приписанных и в составе волостного общества считающихся. Второй содержит имена всех граждан, имеющих какое-нибудь имение в той волости. Из сего явствует, что один и тот же россиянин может состоять в одно и то же время в скарбовых списках нескольких волостей, ибо в разных волостях имения может иметь и, следовательно, с каждого имения на общих правилах подать платить обязан, между тем как в гражданском списке только одной волости состоять может, ибо гражданский список означает лицо, а каждый гражданин есть только одно лицо, и каждое лицо только один голос в государстве иметь может.


§9

Разделение земельного пространства государства на части бывает двоякого рода: политическое и гражданское. Первое необходимо для лучшего устройства правления; второе образует частные собственности. Первое остается в непременном положении всегда одно и то же; второе подвергается частным изменениям по случаю права обладания. для введения первого было объяснено предположение о разделении России на области, уделы, округа, уезды и волости и сказано, что волости составляют единицы сего разделения. Теперь приступаем к рассмотрению гражданского разделения земель, которое там начинается, где политическое оканчивается: т. е. от волостей.

О сем гражданском разделении земель много было рассуждаемо, причем все сии рассуждения на два главные мнения разделены быть могут. Первое мнение объясняется таким образом: человек находится на земле, только на земле может он жить, только от земли может он пропитание получать. Всевышний сотворил человеческий род на земле и землю отдал ему в достояние, дабы она его питала. Природа производит сама все то, что к пище человека служить может. Следовательно, земля есть общая собственность всего рода человеческого, а не частных лиц, и посему не может она быть разделена между несколькими только людьми за исключением прочих (...) Второе мнение, напротив того, объясняет, что труды и работы суть источники собственности и что тот, который землю удобрял и оную способной сделал к произведению разных произрастаний, исключительное должен на ту землю иметь право обладания (...) Посему и должна вся земля быть собственностью нескольких людей, хотя бы сим правилом и было большинство людей от обладания землею исключено.

Сии два мнения совершенно друг другу противоречат, между тем как из них каждое много истинного и справедливого содержит. Сие происходит оттого, что оба сии мнения заключения свои до крайности доводят. А дабы ясно усмотреть можно было, в каком отношении каждое из сих мнений справедливо и в каком каждое ложно, надлежит следующими правилами руководствоваться: 1) человек может только на земле жить и только от земли пропитание получать; следовательно, земля есть собственность всего рода человеческого, и никто не должен быть от сего обладания ни прямым, ни косвенным образом исключен. 2) С учреждением гражданских обществ сделались сношения между людьми многообразнее, и возникло понятие о собственности. Охранение сего права собственности есть главная цель гражданского быта и священная обязанность правительства. 3) Законы политические должны утверждать и обеспечивать законы духовные и естественные, а не нарушать оных. Сии последние законы должны всегда иметь перевес над первыми, ибо они поставлены от Бога и природы и суть неизменны; между тем как политические поставлены от людей и часто переменяются. 4)Наперед надо помышлять о доставлении всем людям необходимого для жития, а потом уже о приобретении изобилия. На первое каждый человек имеет неоспоримое право, потому что он — человек, на второе имеет право только тот, который сам оное приобрести успеет. 5) Установив возможность для каждого человека пользоваться необходимым для его жития, не подвергая его для приобретения оного зависимости от других, надлежит только дать обеспечение и совершенную свободу приобретению и сохранению изобилия. — Соображая сии коренные правила с вышеизъясненными двумя мнениями, можно легко приступить к изысканию средств для соглашения обоюдных выгод и всех преимуществ и устранения обоюдных несправедливостей.

§10
Сии средства состоят в разделении земель каждой волости на две половины по угодиям, как то в предыдущей главе объяснено было в статье о казенных крестьянах. Одна половина получит наименование земли общественной, другая — земли частной. Земля общественная будет всему волостному обществу совокупно принадлежать и неприкосновенную его собственность составлять. Она ни продана, ни заложена быть не может. Она будет предназначена для доставления необходимого всем гражданам без изъятия и будет подлежать обладанию всех и каждого. Земли частные будут принадлежать казне или частным лицам, обладающим оными с полною свободою и право имеющим делать из оной что им угодно. Сии земли, будучи предназначены для образования частной собственности, служить будут к доставлению изобилия (...)


§11
Главные начала, могущие основанием служить для постановлений касательно общественных земель, суть следующие: общественная земля должна в каждой волости разделена быть на участки. — Каждый участок должен быть так велик, чтобы необходимое для житья одного тягла доставлять мог. Тяглом разумеется муж с женою и тремя детьми. — Земские сии участки должны раздаваться членам волостного общества.
— Они участки сии получают не в полную собственность, но для того, чтобы их обрабатывать и пользоваться их произрастаниями. — Каждый участок отдается в обработку на один год, по истечении коего переходит оный в другие руки или опять же за тем же хозяином утверждается (...) — Каждый член волостного общества имеет право столько требовать участков, сколько пожелает; принужден же к тому никто быть не может. Сие право распространяется равным образом на граждан, имеющих собственные свои частные земли и на неимеющих таковых, ибо они суть все члены волостного общества. Когда требуется менее участков, нежели сколько их имеется, тогда получает каждый требователь желаемое число, а остальные участки могут отдаваться на откуп посторонним лицам. — Когда требуется более участков, нежели их имеется, тогда остаются без удовлетворения и требования тех граждан, которые наибольшее число участков требуют, так что в сем случае всегда большие требования сравниваются с меньшими. — При невозможности удовлетворить равным требованиям предпочитаются не имеющие частных земель в своей собственности тем, которые таковыми землями обладают; пропитывающиеся от одного земледелия — тем, которые занимаются еще и другой какой-нибудь промышленностью, одним словом, предпочитается тот, кто беднее (...) Так как общественная земля устанавливается для доставления каждому необходимого для жития, то и должен каждый заниматься своим участком с усердием и прилежанием, а посему волостное общество и сохраняет власть за гласный и доказанный разврат лишать права на общественные земские участки. Употребление же и действие сей власти должны ясным и положительным образом определены быть для устранения всякой несправедливости, всякого пристрастия и злоупотребления.

В каждой волости должен быть волостной банк учрежден, из коего бы каждый гражданин той волости мог вспомоществование получить, и к сему банку полезно присоединить страховое учреждение. Из сего банка получать будут граждане нужное число денег на первоначальное обзаведение своего хозяйства, когда в земледельческое состояние поступать будут (...)


§ 12

Когда порядок сей в полной мере введен будет и окончательное возымеет установление и действие, тогда от него для России следующие окажутся неоцененные выгоды и последствия:

1) каждый россиянин будет совершенно в необходимом обеспечен и уверен, что в своей волости всегда клочок земли найти может, который ему пропитание доставит и в коем он пропитание сие получать будет не от милосердия ближних и не отдаваясь в их зависимость, но от трудов, коих приложит для обрабатывания земли, ему самому принадлежащей яко члену волостного общества наравне с прочими гражданами. Где бы он ни странствовал, где бы счастия ни искал, но всегда в виду иметь будет, что ежели успехи стараниям изменят, то в волости своей, в сем политическом своем семействе, всегда пристанище и хлеб насущный найти может.

2) Какое сильное и благодетельное влияние - таковая уверенность и таковой порядок должны иметь на нравственность народную, легко усмотреть можно. Что более всего к преступлениям людей склоняет, как не нищета и совершенный недостаток? Устраняя ужасные сии поводы ко злу и разврату, постановление сие укрепит нравственность и добродетель. Оно большую часть случаев к подлости и подобострастию решительно отвратит и тем самым возвысит дух народный и вселит в граждан ту благородную самостоятельность, которая признана быть должна сильнейшею подпорою государства.

3) Сие постановление ни в чем не препятствует стремлению к изобилию и улучшению земледелия, ибо земли для последней сей цели предоставленные, составляют половину всех земель вообще и в полной мере для того

достаточны. Оно не только не препятствует, но даже напротив того, еще более к тому способствует, вселяя во всех уверенность, что в необходимом никто нуждаться не будет.


Глава V О народе в гражданском отношении

§7
Право собственности или обладания есть право священное и неприкосновенное, долженствующее на самых твердых, положительных и неприкосновенных основах быть утверждено и укреплено, дабы каждый гражданин в полной мере уверен был в том, что никакое самовластие не может лишить его ниже малейшей части его имущества. В сем духе определяются следующие два правила: 1) ежели кто собственности своей лишен быть должен для блага общего, то надлежит к тому приступить не иначе, как когда полномерное существует убеждение в том, что благо общее неминуемо того требует и не может иначе быть достигнуто, но и в сем случае должно всегда последовать наперед предварительное полное возмездие. 2) Конфискация имущества в пользу казны никогда существовать не должна. Имущество частного человека может быть отнято у него для заплаты его долгов и для взноса законных пеней, но однако же не полным количеством, а единственно необходимым количеством для выручения нужной на сказанные предметы суммы. По наложении же судом политической смерти на гражданина его имение никогда не должно быть конфисковано, но оно должно быть отдано его наследникам, взирая на него, как на умершего.


§ 10

Личная свобода есть первое и важнейшее право каждого гражданина и священнейшая обязанность каждого правительства. На ней основано все сооружение государственного здания и без нее нет ни спокойствия, ни благоденствия. Вследствие сего постановляются следующие неизменные правила:

1) никто из граждан не должен свободы быть лишен и под стражу посажен иначе, как законным образом и законным порядком. Всякое действие, сему противное, наводит строжайшую ответственность на нарушителей. 2) Одно полицейское ведомство имеет право граждан брать под стражу (...) 3) Военная сила может полиции содействовать, когда будет то от полиции требовано, но ежели сама кого под стражу возьмет в отсутствие полиции, то немедленно того к ней представлять обязана. Что же касается до военнослужащих, то само собою разумеется, что за воинские преступления подлежат они военному суду и от военного начальства зависят. 4) Полиция имеет право всякого гражданина взять под стражу, хоть он частный человек, хоть он гражданский чиновник, хоть военный, с тем только, чтобы сие было законным образом исполнено. 5) В дом гражданина никто войти не может без его согласия; в случае же обязанности взять его под стражу должна полиция предъявить ему письменное предписание от волостного правления или высшего местного начальства об отводе его под стражу с объявлением причин. 6) На улице и вообще вне частного дома может каждый гражданин под стражу быть взят и без письменного предписания; но о причинах сего с ним поступка должно ему быть письменно во всяком случае объявлено прежде истечения 24-х часов, в противном случае должен он быть немедленно освобожден. 7) Никто не должен быть содержим под стражею в иных местах, как в стражных домах, от правительства назначенных и всем гражданам таковыми известных, и не иначе быть в оных с ними поступаемо, как законным образом, под опасением строжайшей ответственности. 8) Содержащийся под стражею может всегда на поруки быть отдан, разве вышнее начальство иначе прикажет; но в сем случае должна быть ему засвидетельствованная копия с сего предписания выдана. 9) Содержащийся под стражею может принимать посещение, от кого пожелает; и происходить может сие или без полицейского свидетеля или при таковом, смотря на предписание начальства, которое в самых важнейших только случаях в таковых посещениях вовсе отказать может с письменным объявлением о причинах. 10) Никто не может быть судим иным порядком, как обыкновенным законным судебным, и в том именно месте, которое законом определено и назначено. Посему никогда не должны никакие чрезвычайные судебные комиссии или чрезвычайные суды быть учреждаемы, ниже в каком бы то ни было случае законный судебный порядок быть для каких бы то ни было причин нарушаем. 11) Никто не может быть судим иначе, как по точным словам закона... и притом по законам, существовавшим прежде преступления, в коем он обвиняется, и не иначе быть обвинен, как когда его преступление совершенно доказано. 12) Волостное правление и наместные собрания имеют право заступаться за членов своих волостей, ежели где-нибудь сии правила в отношении к ним были нарушены, и представлять о том вышнему начальству, обязанному непременно таковое ходатайство рассмотреть и по содержанию оного полное следствие произвести и удовлетворение сделать. — Устроение всех подробностей сего распорядка представляется усмотрению верховного правления, обязанного оный таким образом учредить, чтобы всякое самоволие решительно было устранено (...)


§18

Коренные правила в отношении к свободе книгопечатания постановляются следующие:

1) Каждый гражданин имеет право писать и печатать все то, что он хочет, с тем только, чтобы его имя было на его сочинении выставлено. От сего исключаются одни только личные ругательства, которые никоим образом допускаемы быть не должны. 2) Каждый гражданин пользуется правом иметь типографию с тем только, чтобы о том было предварительно правительство извещено и чтобы на каждой печатной вещи находилось имя хозяина типографии. 3) За мнения и правила, в сочинении изложенные, отвечает каждый писатель на основании вышепомянутых правил об учении и проповедовании, противных законам и чистой нравственности, и судится общим судебным порядком. 4) Ежели в сочинении излагаются какие-нибудь происшествия или что-нибудь утверждается, то сочинитель обязан оные доказать, ежели к суду обиженною стороною призван будет. Если же доказать может, то подвергается уголовному наказанию по суду присяжных, судясь обыкновенным порядком и 5) сему распорядку подлежат все сочинения большие и малые, все переводы, все ведомости и срочные издания, все живописи, гравировки и, одним словом, все то, что какого бы то ни было рода сочинение составляет. Верховному правлению разрешается все подробности по своему усмотрению постановить; срочные же сочинения должны быть издаваемы не иначе, как по предварительному извещению правительства о сем намерении (...)

Коренные правила в отношении к свободе вероисповедания и духовных действий состоят в следующем: 1) христианская православная, греко-российская вера признана быть должна господствующею верою великого государства Российского. 2) Все прочие христианские вероисповедания, равно как и инородные веры, дозволяются в России, если только не противны они российским законам, духовным и политическим, правилам чистой нравственности и не нарушают естественных обязанностей человека (...)

 


3.2.

«Конституция» Н. М. Муравьева

Вступление
Опытвсех народов и всех времен доказал, что власть самодержавная равно гибельна для правителей и для обществ: что она не согласна ни с правилами святой веры нашей, ни с началами здравого рассудка. Нельзя допустить основанием Правительства произвол одного человека; невозможно согласиться, чтобы все права находились на одной стороне, а все обязанности на другой. Слепое повиновение может быть основано только на страхе и не достойно ни разумного повелителя, ни разумных исполнителей. Ставя себя выше законов, государи забыли, что они в таком случае вне законов, вне человечества! Что невозможно им ссылаться на законы, когда дело идет о других; и не признавать их бытие, когда дело идет о них самих. Одно из двух: или они справедливы — тогда к чему же не хотят и сами подчиняться оным; или они несправедливы — тогда зачем они хотят подчинять им других. Все народы европейские достигают законов и свободы. Более всех их народ Русской заслуживает и то и другое.

Но какой образ правления ему приличен? Народы малочисленные бывают обыкновенно добычею соседей и не пользуются независимостью. Народы многочисленные пользуются внешнею независимостью, но обыкновенно страждут от внутреннего утеснения и бывают в руках деспота орудием притеснения и гибели соседних народов. Обширность земель, многочисленное войско препятствуют одним быть свободными; те, которые не имеют сих неудобств, страждут от своего бессилия. Федеральное или Союзное Правление одно разрешило сию задачу, удовлетворило всем условиям и согласило величие народа и свободу граждан.

Под надзором государя одно законодательное Собрание находится в столице и делает все распоряжения общие для всего государства; частные распоряжения, касающиеся до областей, предоставлены областным законодательным собраниям, образованным наподобие Столичного, и таким образом доставляется благосостояние целого и частей.

 

Глава 1. О народе русском и правлении

1. Русский народ, свободный и независимый, не есть и не может быть принадлежностью никакого лица и никакого семейства.

2. Источник Верховной власти есть народ, которому принадлежит исключительное право делать основные постановления для самого себя.

 

Глава II. О гражданах

3. Гражданство есть право определенном в сем Уставе порядком участвовать в общественном управлении: посредственно, т. е. выбором чиновников или избирателей; непосредственно, т.е. быть самому избираемым в какое-либо общественное звание по законодательной, исполнителъной или судебной власти.

4. Граждане суть те жители Российской империи, которые пользуются правами, выше определенными.

5. Чтоб быть гражданином, необходимы следующие условия:

1. Не менее 21 года возраста;

2. Известное и постоянное жительство;

3. Здравие ума;

4. Личная независимость;

5. Исправность платежа общественных повинностей;

6. Непорочность пред лицом закона.

6. Иностранец, не родившийся в России, но жительствующий 7 лет сряду в оной, имеет право просить себе гражданства российского у судебной власти, отказавшись наперед клятвенно от правительства, под властью которого прежде находился.

7. Иностранец, не получивши гражданства, не может исполнять никакой общественной, ни военной должности в России; не имеет права служить рядовым в войске российском и не может приобрести земель.

8. Чрез 20 лет, по приведении в исполнение сего Устава Российской империи, никто, не обучившийся русской грамоте, не может быть признан гражданином.

9. Права гражданства теряются на время:

1. Судебным объявлением о расслаблении ума;

2. Нахождением под судом;

3. Судебным определением о временном лишении прав;

4. Объявленным банкротством;

5. Общественною недоимкою;

6. Нахождением в услужении при ком-либо;

7. Неизвестностью местопребывания, занятий и средств к пропитанию.

Навсегда:

1. Вступлением в подданство иностранного государства;

2. Принятием службы или должности в чужой земле без согласия своего правительства;

3. Приговором суда к бесчестному наказанию, влекущему за собою лишение гражданских прав;

4. Если гражданин без согласия Веча примет подарок, пенсию, знак отличия, титло или звание почетное или приносящее прибыль от иностранного правления, государя или народа.

Глава III. О состоянии, личных правах и обязанностях русских

10. Все русские равны пред законом.

11. Русскими почитаются все коренные жители России и дети иностранцев, родившихся в России, достигшие совершеннолетия, доколе они не объявят, что не хотят пользоваться сим преимуществом.

12. Каждый обязан носить общественные повинности, повиноваться законам и властям Отечества и явиться на защиту Родины, когда потребует того Закон.

13. Крепостное состояние и рабство отменяются. Раб, прикоснувшийся земли Русской, становится свободным. Разделение между благородными и простолюдинами не принимается, поелику противно вере, по которой все люди братья, все рождены благо по воле божией, все рождены для блага и все просто люди (...)

14. Всякий имеет право излагать свои мысли и чувства невозбранно и сообщить оные посредством печати своим соотечественникам. Книги, подобно всем прочим действиям, подвержены обвинению граждан пред судом и подлежат присяжным.

15. Существующие ныне гильдии и цехи в купечестве, ремеслах уничтожаются

16. Всякий имеет право заниматься тем промыслом, который ему покажется выгоднейшим: земледелием, скотоводством, охотою, рыбной ловлей, рукоделиями, заводами, торговлею и так далее.

17. Всякая тяжба, в которой дело идет о ценности, превышающей фунт чистого серебра (25 рублей серебром), поступает на суд присяжных.

18. Всякое уголовное дело производится с присяжными.

19. Подозреваемый в злоумышлении может быть взят под стражу постановленными Уставом властями и учрежденным порядком, но в 24 часа (под ответственность тех, которые его задержали) должно ему объявить письменно о причине его задержания, в противном случае он немедленно освобождается.

20. Заключенный, если он не обвинен по уголовному делу, немедленно освобождается, если найдется за него порука.

21. Никто не может быть наказан, как в силу закона, обнародованного до преступления и правильно и законным образом приведенного в исполнение.

22. Устав сей определяет, каким чиновникам и в каких обстоятельствах предоставляется право давать письменные приказания задержать кого-либо из граждан, сделать домовой обыск, забрать его бумаги и распечатать письма его. Равным образом определит оный ответственность за таковые поступки.

23. Право собственности, заключающее в себе одни вещи, священно и неприкосновенно.

24. Земли помещиков остаются за ними. Дома поселян с огородами оных признаются их собственностью со всеми земледельческими орудиями и скотом, им принадлежащим.

25. Крестьяне экономические и удельные будут называться общими владельцами, равно как и ныне называющиеся вольными хлебопашцами, поелику земля, на которой они живут, предоставляется им в общественное владение и признается их собственностью. Удельное правление уничтожается.

26. Последующие законы определят, каким образом сии земли поступят из общественного в частное владение каждого из поселян и на каких правилах будет основан раздел общественной земли между ними.

27. Поселяне, живущие в арендных имениях, равно делаются вольными, но земли остаются за теми, кому они были даны, и по то время, по которое даны.

28. Военные поселения немедленно уничтожаются. Поселенные батальоны и эскадроны с родственниками рядовых вступают в звание общих владельцев

29. Разделение людей на 14 классов отменяется. Гражданские чины, заимствованные у немцев и ничем не отличающиеся между собою, уничтожаются, сходственно с древними постановлениями народа русского. Названия и сословия однодворцев, мещан, дворян, именитых граждан заменяются все названием гражданина или русского.

30. Жалованье священнослужителям будет производиться и впредь. Равным образом они освобождаются от постоя и подвод.

31. Кочующие племена не имеют прав гражданских. Право участвовать в выборе волостного старшины предоставляется однако же и оным.

32. Граждане имеют право составлять всякого рода общества и товарищества, не испрашивая о том ни у кого позволения, ни утверждения (...)

33. Каждое таковое общество имеет право делать себе постановления, лишь бы оные не были противны сему Уставу и законам общественным.

34. Никакое иностранное общество не может иметь в России подведомственных себе обществ или сотовариществ.

35. Никакое нарушение закона не может быть оправдано повелением начальства. Сперва наказывается нарушитель закона, потом подписавшие противозаконное повеление.

36. Граждане имеют право обращаться с своими жалобами и желаниями к Народному Вечу, к императору и к правительствующим сословиям держав.

37. Подземелья и казематы крепостные, вообще все так называемые
государственные темницы уничтожаются, никто не может быть заключен иначе, как в назначенных на сей предмет общественных темницах.

38. Обвиненные не должны быть заключены в одних местах с осужденными; заключенные за долги или за легкие проступки — с преступниками и злодеями.

39. Тюремное начальство должно быть избираемо гражданами из людей добросовестных, и которые были быв состоянии ответствовать за всякий противозаконный и бесчеловечный поступок с заключенными.

40. Нынешние полицейские чиновники отрешаются и заменяются по выборам жителей.

41. Всякий гражданин, который бы насилием или подкупом нарушил свободный выбор народных представителей, предается суду.

42. Никто не может быть беспокоиваем в отправлении своего богослужения по совести и чувствам своим, лишь бы только не нарушал законов природы и нравственности.

 

Глава IV. О России

43. В законодательном и исполнительном отношениях все в России делятся на 13 держав, 2 области и 569 уездов или поветов. Все население полагается в 22 630 000 жителей мужеского пола (...) Державы делятся на уезды, уезды на волости от 500 до 1500 жителей мужеского пола. Всудебном отношении державы делятся на округи, равные нынешним губерниям.


Глава V. О внутреннем устройстве волостном и уездном или поветовом

44. Вкаждом уезде граждане, имеющие недвижимой собственности на 500 рублей серебром или движимой на 1000 рублей серебром, собираются в уездном городе и выбирают тысяцкого на один год. Те, которые пользуются землями в общественном владении, не суть владельцы и, следовательно, сюда не принадлежат.

45. Общие владельцы не имеют право каждый лично участвовать в выборе тысяцкого, народных представителей и других чиновников, но все общество на сходке имеет право назначить одного избирателя с каждых 500 жителей мужеского пола, и сии избиратели, назначенные общими владельцами, подают голоса наравне с прочими гражданами как уполномоченные целым обществом, лишь только они предьявят поверителъные грамоты своего общества, засвидетельствованные волостными старейшинами. Впрочем, каждый из общих владельцев, имеющий капитал, означенньий выше, участвует в выборах непосредственно и не лишается прав избирательства качеством общего владельца. За то он не участвует в избрании уполномочивающего общества.

46. Чтоб быть тысяцким, должно иметь по крайней мере 21 год от рождения. Непорочного поведения и недвижимого имения в собственном своем владении ценою не менее 1500 фунтов чистого серебра (30000 рублей серебром или движимого не менее 3000 фунтов чист [ого] серебра (60 000). Если избранный в сие звание не владеет таковым имением, то он не должен принимать сего звания. В противном случае он лишается места и вносит пеню в 100 фунтов чистого серебра (2000 рублей серебром).

47. Должность тысяцкого состоит в следующем:

1) Он созывает граждан для выбора представителей, выборных, членов дум, держав и проч. и председательствует в сих собраниях;

2) Исполняет определения судей, посылает вызовы к суду, объявляет определения
правителей держав, составляет список присяжных;

3) Собирает доходы общественные;

4) Наблюдает за общественными темницами и исполнением уголовных наказаний;
5) Охраняет судей во время отправления ими их должности. Представляет требования уезда, говорит всегда от его имени, берет под стражу нарушителей порядка; в сем случае каждый обязан ему повиноваться и вспомоществовать при востребовании;

6) Составляет два списка тех из граждан уезда, кои владеют недвижимым имением ценою не менее 1500 фунтов чистого серебра или движимым — ценою не менее 3000 фунтов чистого серебра. 2-й — тем, кои владеют недвижимым имением не менее 250 фунтов серебра или движимым не менее 500 фунтов чистого серебра. Граждане первого списка могут быть (ежели при том отвечают прочим условиям) избраны в члены Верховной думы, правители держав, наместники державных правителей, тысяцкие и члены державных дум и члены державных судов.

Граждане второго списка могут быть присяжными и избирателями.
Граждане первого списка пользуются правами следующего списка.
Граждане, коих имена нанесены в сии списки, не лишены тем прав остальных граждан.

48. Все списки должны быть напечатаны и обнародованы.

49. В уездах, в которых вовсе бы не находилось людей, владеющих имением в 1500 фунтов чистого серебра, или в которых находилось бы менее 20-ти, должно выбирать на те места, в которые требуется сие условие из определенного большинством голосов избирателей числа владельцев и капиталистов, которые приближаются своим имуществом к требуемому состоянию, включая в число сие и тех немногих или того, кто бы пользовался означенным имуществом; сей дополнительный список печатается вместе с первым списком.

50. Тысяцкий, приняв сие звание, должен непременно объявить обстоятельно, сколь велико его имение. Сие записывается в особую книгу, хранящуюся у него, и каждый имеет право требовать себе копию с его показания, дабы удостовериться в том, что он пользуется требуемым имением.

51. Тысяцкий должен иметь жительство в уезде. Он может быть выбран несколько раз сряду.

52. Тысяцкий избирает себе двух или трех помощников, смотря по величине уезда, и назначает себе писарей и ездовых.

53. Он наблюдает за их поведением, может отрешить и заменить другими.

54. Каждый тысяцкий, помощник и старейшина получают вознаграждение по окончании года. Тысяцкий в 1500 рублей серебром, помощник в 500 рублей серебром, старейшина — в 100 рублей серебром.

55. Когда уезд слишком обширен, чтобы все те, которые пользуются правом гражданства, могли удобно собираться в одно место, то тысяцкий назначает два, три или четыре собрания в разных местах в одно и то же время. В одном присутствует он сам, в других — его помощники.

56. В выборе сем участвуют все граждане без изъятия и различия.

57. Обыватели каждой волости избирают на год или более волостного старейшину. Обязанность его есть, кроме управления волостного, отбирать показания обывателей, имеющих недвижимую или движимую собственность, разделить их на вышеозначенные статьи и представить тысяцкому.

58. Волостные старейшины находятся под особым начальством тысяцкого, который поверяет доставленные ими сведения, принимает обвинения жителей и показания их. Убедясь гласною расправою, тысяцкий имеет право внести пропущенных в списки или вычеркнуть имена тех, которые не должны в них находиться.


Глава VI. О народном вече

59. Народное вече, состоящее из Верховной думы и Палаты народных представителей, облечено всею законодательною властию (...)


Глава VII. О Палате представителей, о числе и выборе представителей

61. Палата представителей составлена из членов, выбранных на два года гражданами держав.

62. Во время своего избрания представитель должен жительствовать в избравшей его державе.

63. Лица, принявшие на себя подряды и поставки на общественные требы, не могут до совершенного окончания оных быть представителями.

64. Кроме означенных в § 5 условий, чтоб быть представителем, требуется только доверие большего числа избирателей уезда или повета, с следующими однако ограничениями:

Иностранец, получивший право русского гражданства, может быть избран в представители только через 7 лет после его гражданствования.

65. Число представителей определяется соразмерно населению следующим образом:

Каждые 50 000 обывателей мужеского пола посылают в Палату представителей одного представителя. В числе сих 50000 должно только полагать жителей, имеющих оседлость, постоянное жилище, не принимая в счет кочующих племен (...)

72. Палата представителей сама избирает председателя, она одна пользуется правом предавать суду сановников империи.


Глава VIII. О Думе верховной

73. Верховная дума состоит из трех граждан державы, двух граждан Московской области и одного гражданина донской области. Всего 42 члена. Члены Верховной думы избираются правительственными сословиями держав и областей, т.е. обеими соединенными в одно место палатами выборных и державными думами.

74. Немедленно по прибытии в столицу членов Верховной думы они разделяются на три разряда, по возможности равные. Члены первого разряда выходят из думы по истечении 2-х лет. Члены второго разряда по истечении 4-х. Члены третьего разряда — по истечении 6-ти лет, так что треть всей думы возобновляется каждые два года новым избранием. Если же в продолжение двух годов между выходами откроются места смертью членов или увольнением оных, то исполнительная власть сих держав сделает временное назначение (если б это случилось в такое время, когда правительное собрание держав распущено), пока правительное собрание не заменит оного.

75. Условия, необходимые чтоб быть членом Верховной думы, суть: 30 лет возраста, 9 лет гражданства в России для иностранца и жительство во время избрания в той державе, которая его избирает, недвижимого имения ценою на 1500 фунтов чистого серебра или движимого на 3000 фунтов чистого серебра.

76. Дума избирает сама своего председателя, наместника председателя и прочих своих чиновников. Председатель наблюдает за порядком рассуждений, но не имеет голоса. Наместник занимает его место, когда он в отсутствии.

77. Верховной думе принадлежит суд над министрами, верховными судьями и всеми прочими сановниками империи, обвиненными народными представителями. Никто не может быть объявлен виновным, как только 2/3 голосов присутствующих членов. дума не имеет права назначить другого наказания, как только объявить подсудимого виновным и лишить его занимаемого места и звания. дальнейшее суждение над виновным продолжается в присутственных местах обыкновенным порядком судебным с присяжными, по письменному обвинению блюстителя (генерал-прокурора), который лично ответствует суду, когда, обвинение докажется несправедливым. Изобличенный судом государственный сановник подвергается казни, определенной законами.

Дума участвует вместе с императором в заключении мира, в назначении судей верховных судебных мест, главнокомандующих сухопутных и морских сил, корпусных командиров, начальников эскадр и верховного блюстителя. Для сего потребно большинство 2/3 Думы.

Глава IХ. О власти, преимуществах Народного веча и составлении законов

78. Народное вече собирается по крайней мере раз в год. Открытие его заседаний назначается на первый вторник декабря месяца, доколе законом не будет определено другого срока (...)

80. Каждая палата имеет право сделать свое постановление наказывать членов своих за непристойное поведение и в случае преступления, но отнюдь не мнений, исключить члена определением голосов.

81. Заседания обеих палат публичные. Обе палаты однако ж по предложению императора рассуждают с замкнутыми дверями, выслав наперед всех посторонних. Сие происходит равным образом в Палате представителей, когда 50 членов оной требуют тайного совещания в Верховной думе по востребованию 5 членов. Женщины и несовершеннолетние до 17-летнего возраста не допускаются на заседания обеих палат.

82. Каждая палата ведет дневные записки своих рассуждений и печатает оные от времени до времени, кроме того, что они определят оставить тайным. Мнения членов каждой палаты в пользу или против какого-то предложения должны быть записаны в журнал по востребованию 1/5присутствующих членов.

83. Члены Верховной думы и представители получают из общественной казны вознаграждение за свое служение за каждый день, в котором они присутствовали на заседании, равное 21 золотнику чистого серебра (5 рубл. серебром). За каждые 100 верст, которые им должно проехать от своего местопребывания до столицы и обратно к себе, получают они также вознаграждение, равное 43 золотникам чистого серебра (10 рублей серебром).

84. Ни в каком случае, кроме измены, преступления и нарушения общественного порядка нельзя брать под стражу членов Народного веча ни во время заседаний, ни на пути их в столицу, ни во время возвращения их. Нигде нельзя их тревожить за то, что они говорили каждый в своей палате, и никто не вправе требовать от них объяснений речей их. Член палаты, уличенный в преступлении, до приговора судебного исключается своею палатою.

85. Никакой должностной человек, в службе общественной находящийся, не может быть членом ни той, ни другой палаты, пока он будет сохранять свою должность.

86. Никакой член Думы, ни представитель, в продолжении всего того времени, на которое он избран во сие звание, не может быть назначен ни в какую гражданскую должность, которая была бы учреждена, или которой бы выгоды были в то время увеличены или умножены.

87. О всяком предложении налогов или набора ратников должно быть наперед рассуждаемо в Палате представителей (...)

88. Всякий проект закона прочитается три раза в каждой палате. Между всяким чтением должно пройти три дни по крайней мере, после каждого чтения происходят рассуждения. После первого чтения проект закона печатается и раздается всем присутствующим членам.

89. Всякое предложение получившее согласие Думы и Палаты представителей, должно еще быть представлено императору, чтобы получить силу закона. Если император одобряет предложение, то подписывает оное; если не одобряет, то отсылает с своими замечаниями в ту палату, в которую оно сначала поступило; палата записывает в журнал все замечания императора против сего предложения и вновь открывает об оном рассуждения. Если после сего вторичного суждения о предложении 2З членов остаются в пользу предложения, то оное поступает со всеми замечаниями императора в другую палату, которая начнет также разбирать оное вновь, и там, если таковых большинство одобряет оное, то становится уже от того законом. В подобных сему случаях члены палаты должны отдать свои голоса чрез одно выражение да или нет, и в журнале каждой палаты записываются имена всех членов, подававших свои предложения против сего предложения.

90. Ежели император по прошествии 10 дней (исключая воскресных) не возвратит представленного ему проекта, то оный получает силу закона...

91. Проект, отвергнутый одною из палат, может быть только вновь представлен в следующий съезд Народного веча.

92. Народное вече имеет власть постановлять и отменять законы судные исполнительные, то есть:

1) Издать для России Уложение гражданское, уголовное, торговое и военное; установить учреждения по благочинию и правила судопроизводства и внутреннего управления присутственных мест.

2) Объявлять законом, в случае нашествия или возмущения, что такая область находится на военном положении и под военными законами;

3) Обнародовать закон о всепрощении;

4) Распускать правительные собрания держав в случае, если б оные преступали пределы своей власти, и повелеть избирателям приступить к новым выборам;

5) Объявлять войну;

6) Устройство, содержание, управление, расположение и движение войск сухопутных и морских, система укрепления пределов, берегов, пристаней, набор, пополнение войск и внутренняя стража зависят от узаконений Народного веча;

7) Налоги, займы, поверка расходов, пенсии, жалованья, все сборы и издержки, одним словом все финансовые меры. Но оно не может утвердить никакой бюджет более, нежели на два года;

8) Все меры правительства о промышленности, о богатстве народном, учреждения ямов, почт, содержания сообщений сухопутных и водяных, заведение новых, учреждение банков;

9) Покровительствует наукам и полезным искусствам: дает сочинителям и изобретателям исключительное право пользоваться определенное число лет их сочинениями и изобретениями;

10) Постановления правил для награждения гражданских чиновников, устройство порядка службы во всех отраслях управления и статистические отчеты всех частей правительства;

11) Получать донесение министров в случае болезни телесной или нравственной императора, кончины или отречения, объявляет регентство или провозглашает наследника императором;

12) Избирает правителей держав.

93. Народное вече не имеет власти ни учреждать новых конституционных законов, ни отменить существующих, одним словом не имеет права издавать постановлений ни о каком предмете, не помещенном в сем исчислении прав его (...)

97. Народное вече от времени до времени издает в общенародное сведение подробный отчет всякого общественного прихода и расхода. Казначейство российское не отпускает никакой суммы: как вследствие утвержденного Народным вечем закона. Право изменить Устав или избрать другое поколение на царство принадлежит народному и Державным соборам, а не Народному вечу.

98. Народное вече не имеет власти ни постановлять, ни запрещать какое-либо вероисповедание или раскол. Вера, совесть и мнения граждан, пока оные не обнаруживаются противозаконными действиями, не подлежат власти Народного веча (...)


Глава Х. О верховной исполнительной власти

101. Император есть: верховный чиновник Российского правительства. Его права и преимущества суть:

1) Власть его наследственная по прямой линии от отца к сыну, но от тестя она не переходит к зятю;

2) Он соединяет в особе своей всю исполнительную власть;

З) Он имеет право останавливать действие законодательной власти и принуждает ее ко вторичному рассмотрению закона;

4) Он верховный начальник сухопутной и морской силы;

5) Он верховный начальник всякого отделения земских войск, поступающих в действительную службу империи;

6) Он может требовать письменного мнения главного чиновника каждого департамента о всяком предмете, с его обязанностью сопряженным;

7) Ведет переговоры с иностранными державами и заключает мирные трактаты с совета и согласия Верховной думы, лишь только две трети присутствующих членов Думы на то согласились. Трактат, таковым образом заключенный, поступает в число верховных законов;

8) Он назначает посланников и министров и консулов и представляет Россию во всех ее отношениях с иностранными державами. Он назначает всех чиновников, о которых говорено в сем Уставе;

9) Назначает судей верховных судебных мест с совета и согласия Верховной думы;

10) Не может однако ж помещать в трактатах статей, нарушающих права и состояние граждан внутри отечества. Равным образом не может включать в оные без согласия Веча народного условий напасть на какую-либо землю, не может уступить никакого участка земель, принадлежащих России;

10) Назначает судей верховных судебных мест с совета и согласия Верховной Думы;

11) Он наполняет все места, сделавшиеся свободными, когда Народное вече распущено, и дает от себя постановленным временным чиновникам грамоты на сии места, которые имеют силу до окончания первого съезда Думы.

12) Он означает и постановляет по каждой отрасли дел или в каждом приказе главу (...)

13) Он обязан при каждом съезде обеих палат доставлять Народному вечу сведения о состоянии России и представлять его суждению принятие мер, которые ему покажутся необходимыми или приличными;

14) Он имеет право созывать обе палаты, а Верховную думу в случае переговора или суда;

15) Не может употреблять войск во внутренности России в случае возмущения, не сделав о том предложения Народному вечу, которое немедленно обязано удостовериться посредством следствия о необходимости военного положения;

16) По востребованию его обе палаты разбирают его предложение в тайном совещании, если сие покажется ему нужным;

17) Если б палаты не согласились между собою на время отсрочки их заседаний, то он может отсрочить оные, но не более как на три месяца;

18) Он принимает послов и уполномоченных иностранных правительств;

19) Наблюдает за строгим исполнением общественных законов;

20) Дает грамоты назначения всем чиновникам империи;

21) Ему дается титул Его императорского величества, никакой другой титул не допускается (...)

22) Народное вече определяет, с каким обрядом новый император принимает сие звание;

23) Император при вступлении своем в правление произносит следующую присягу посреди Народного веча: «Я клянусь торжественно, что буду верно исполнять обязанности императора российского и употреблю все мои силы на сохранение и защиту сего конституционного Устава России».

102. Кабинет уничтожается; ясак сибирских народов и все так называемые регалии поступают в общественное казначейство, но император получает на содержание свое и своего семейства ежегодно из общественного казначейства сумму, равную цене 102000 фунтов чистого серебра (2000000 рублям серебряным), в которых он никому не обязан давать отчета.

103. Особы, составляющие семейство императора, не отличаются от частных лиц, подчинены тем же учреждениям и тому же влиянию правительства, как и все прочие и не пользуются никакими особыми правами и преимуществами.

104. Так называемый двор не может иметь существования, признанного законами в земле благоустроенной, и для того император властен иметь обер-камергеров, камергеров, обер-гофмаршалов, обер-церемониймейстеров, обер-гофмейстеров, обер-шенков, шталмейстеров, камер-юнкеров, камер-пажей, штатс-дам, гоф-фрейлин и прочее. Но все сии звания иностранные не дают особам, носящим оные, права почитать себя в общественной службе, когда они себя посвятили служению одного лица, и потому они не получают ни жалованья, ни каких-либо вознаграждений из общественного казначейства; но император имеет право давать им жалованье из отпускаемых ему 8 000 000. Сверх того они лишаются на то время прав гражданства, т. е. права избирать и преимущества быть избранным в общественную должность, поелику они находятся в частном служении.

105. Правитель империи не может удалиться из оной без важных неудобств (...)

106. Выезд императора из России не иначе поставляется, как оставление оной и отречением от звания императорского; в таком случае Народное вече немедленно провозглашает наследника его императором.

107. Совершеннолетие императора полагается 18 лет. В случае объявленной министрами неспособности телесной или нравственной императора и признанной Народным нечем, наследник его заступает место временного правителя (регента), буде это временный недуг, место императора, буде нет надежды на исправление его здравия.

108. В случае, если б наследник императора не достиг 18-ти летнего возраста, тогда место правителя России занимает председатель Думы верховной; председательство же Думы верховной переходит его наместнику. Через каждые 4 года избирается новый правитель поочередно — первый раз думою из всей Палаты представителей, во второй Палатою представителей из среды Верховной думы и так далее, до совершеннолетия наследника.

109. Член думы или народный представитель, занимающий место правителя России, во все время получает вознаграждение ежегодное, равное ценности 2000 фунтов чистого серебра (40 000 рублей серебряных). Временный правитель пользуется всеми правами, предоставленными сим Уставом императору (...)

111. Женщины не наследуют императорской власти, и не доставляют никому на оную права посредством брака — общество людей свободных не есть отчина и не может служить веном. Императорское звание учреждено наследственным для удобства, а не потому, чтобы оно было в самом деле семейственным достоянием. Итак, по пресечении мужеского поколения народ учредит вид правления или приступит к избранию другого семейства (...)

114. Всякий чиновник исполнительной власти отвечает за каждое свое действие, никто не может оправдаться полученным приказанием, ибо в гражданском быту слепое повиновение не может быть допущено, и всякий исполнитель противозаконного веления будет наказан так, как и подписавший веление. Император не подлежит суждению (если же сам император лично учинит какое-либо преступление, за которое никто другой не подлежит ответственности: то сие приписывается нравственному недугу Народным нечем, котором в таком случае учреждает регенство, посредством общего закона).

 

Глава ХI. О внутренних властях и правительствах держав

115. Правительство каждой державы состоит из трех отдельных, независимых друг от друга властей, но содействующих к одной цели, а именно — правительствующей, исполнительной и судной.

Глава ХII. О правительственной власти держав

116. Правительствующая власть каждой державы поручается правительствующему собранию, состоящему из Палаты выборных и из думы. Правительственное собрание — в столичном городе каждой державы.

117. Раздел первый. О Палате выборных:

1) Палата выборных составлена из членов, избранных гражданами на один год (...)

3) Число выборных определено следующим образом: каждые 10 000 жителей мужеского пола посылают одного выборного в правительствующее собрание своей державы (...)

118. Раздел второй — О державной думе.

1) Дума составлена из членов, избранных на 4 года теми же избирателями, как и выборные, и на тех же сходках в последний вторник сентября месяца; на первый раз по введении сего Устава все члены державных дум изберутся на одной сходке; впоследствии на ежегодных сходках будет избираться только 1/4 часть думы для замены выбывающей ежегодно 1/4 части членов.

2) Члены Думы должны отвечать следующим условиям: иметь по крайней мере 30 лет возраста, иметь жительство в державе, которая их избирает на то время, и пользоваться уже 9-ти летним гражданством в России, если они не родились русскими, быть непорочного поведения, иметь недвижимого имения, коего цена равнялась [бы] 750 фунтам чистого серебра, или движимого на 1500 фунт, чистого серебра (от 15000 до 30 000 серебреных рублей).

3) Число членов державных дум полагается около трети числа выборных (...)

4) Дума, по собрании своем, немедленно разделяется на четыре части, по возможности равные, из коих одна ежегодно по жребию выходит и заменяется новыми выборными, так что в продолжении 4-х лет вся дума возобновляется.

119. Раздел третий. О внутреннем устройстве и власти правительствующих собраний (...)

Вообще правительные собрания руководствуются правилами, изложенными для Народного веча.

Правительное собрание каждой державы имеет право:

1. Делать постановления, касающиеся до внутреннего управления держав;

2. Делать новое разделение края, более сообразное с нуждами и средствами жителей;

3. Установлять, в каких городах или местечках будет происходить выбор народных представителей и каким образом сей выбор должен происходить;

4. Делать всякие постановления, сообразные с сим Уставом и с постановлениями, оными не отмененными;

5. Учреждать налоги для собственного управления державы и потребностей оной, как-то: дорог, каналов, строений, издержек на правительственное собрание, плату чиновников исполнительной власти, на судебную часть и прочее, зависят от правительственного собрания каждой державы. Общие налоги для содержания войска сухопутного и морского, крепостей, почт, связей с иностранными государствами, вознаграждение членов Народного веча, палаты верховных чиновников, продолжение сообщений, превозмогающих местные средст