Судебник 1497 г.

2.1.

СУДЕБНИКИ ХV—ХVI вв. О КРЕСТЬЯНАХ И ХОЛОПАХ (извлечения)

Публикуется по: Хрестоматия по истории СССР с древнейших времен до конца 18 в. – С.106-109. Первый общерусский судебник появился при Иване III в 1497 г., в 1550 г. был принят новый судебник Ивана IV, а в 1597 г., при Федоре Иоанновиче принимаются указы о сыске беглых и о холопах.

 

57. О христианском отказе. А христианом отказыватися из волости, ис села в село, один срок в году, за неделю до Юрьева дня осеннего и неделю после Юрьева дни осеннего. Дворы пожилые платят в поле за двор рубль, а в лесех полтина. А которой христианин поживет за ним год, да поидеть прочь, и он платит четверть двора, а два года поживеть да пойдеть прочь, и он полдвора платит; а три годы поживет, а пойдет прочь, и он платит три четверти двора; а четыре годы поживет, и он весь двор платит.

 

2.2.
Судебник 1550 г.

88. А крестианом отказыватись из волости в волость и из села в село один срок в году: за неделю до Юрьева дни до осеннего и неделя по Юрьеве дни осеннем. А дворы пожилые платят в поле рубль и два алтына, а в лесех, где десять връст до хоромного лесу, за двор полтина и два алтына ... А пожилое имате с ворот. А за повоз имати з двора по два алтына; а в лесах, оприч того пошлин на нем не имати. А останетца у которого крестианина хлеб в земли, и как тот хлеб пожнет, и он с того хлеба или с стоачего даст боран два алтына; а по кои места была рож его в земле, и он подать цареву и великаго князя платит со ржы, а боярьского дела ему, за кем жыл, не делати. А попу пожылого нет, и ходити ему вон безсрочно воля. А которой крестианин с пашни продаст ся в холопи в полную, и он выйдет безсрочно ж, и дожылого с него нет; а которой хлеб его останется в земле, и он с того хлеба подать цареву и великого князя дает; а не похочет подати платити, и он своего хлеба земленаго лишен (...)

76. А о холопстве суд. По полной холоп грамоте. По ключу по селскому з докладною холоп з женою и з детми, которые у однова государя с ним в одной крепости и которые породилися в холопстве; а которые его дети а родились до холопства, а учнут жыти у иного государя, или себе учнут жыти, то не холопи а по городцкому ключю не холоп. По робе холоп; по холопе роба (...) По духовной холоп. По приданой робе холоп, а по холопе роба...
77. А отпускные давати з боарьского докладу; а бояром к тем отпускным печати свои прикладывати, а дьяком подписывати (...) А хто положит отгпускную без боарьского докладу (...) и без дьячей подписи, хотя и государя своего руку, и та отпускная не в отпускную...

80. А холопа рать полонит, а выбежит не полону, и он свободен, а старому государю, не холоп. А похочет тот холоп к своему старому государю, и того холопа явити бояром, а дьаку подписати на старой крепосте, и пошлины имати з головы по алтыну (...)

81. А детей боарьских служилых и их детей, которые не служивали, в холопи не примати никому, опричь тех, которых государь от службы отставит (...)