Документы хозяйственной реформы 1965 г.

Программы политических партий начала ХХ века

Программы народнических организаций

Документы об отмене крепостного права

Программные документы декабристов

Судебники ХV—ХVI вв. о положении крестьян и холопов

Повесть временных лет (ПВЛ)

ХРЕСТОМАТИЯ

 

 

СБОРНИК ДОКУМЕНТОВ

ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

СТУДЕНТОВ

 

 

Красноярск 2013


 

История. Хрестоматия. Сборник документов для самостоятельной работы студентов: Учебно-справочное пособие для студентов всех специальностей всех форм обучения. / Составитель С.А. Рафикова. – Красноярск: СибГТУ, 2013. - 143 с.

 

Рецензент: В.В. Гришаев, профессор, д.и.н. (КГУ)

 

 

© С.А. Рафикова

© ГОУ ВПО «Сибирский государственный технологический университет», 2013

СОДЕРЖАНИЕ

От составителя……………………………….………………………..4

1.1. Легенда о призвании варягов………………..…………………………5

1.2. Легенда о крещении Руси………………………..…………………….5

 

2.1. Судебник 1497 г. ……………………………………………….……….9

2.2. Судебник 1550 г. ……………………………………………………….9

2.3. Указ 1597 г. о пятилетнем сроке сыска беглых крестьян……………10

2.4. Указ 1597 г. о холопах…………………………………………………10

 

3.1. «Русская правда» П.И. Пестеля………………………………………..12

3.2. «Конституция» Н.М. Муравьева……………………………………….22

 

4.1. «Манифест» 19 февраля 1861 г. ………………………………………39

4.2. «Общее положение о крестьянах, вышедших из

крепостной зависимости»…………………………….………………..42

 

5.1. «Земля и воля»………………..………………………………………..49

5.2. «Народная воля»…………….….………………………………………50

 

6.1. «Союз русского народа» (черносотенцы)……………………………54

6.2.«Союз 17 Октября» (октябристы)……………………………………..58

6.3. Конституционные демократы (кадеты)………………………………65

6.4. Социалисты-революционеры (эсеры)………………………………..71

6.5. Российская социал-демократическая рабочая партия (РСДРП)……78

7. Ленин В.И. Очередные задачи Советской власти…………………...84

8. Ленин В.И. О замене разверстки налогом…………………..………..100

9. Постановление ЦК КПСС «О преодолении культа личности

и его последствий»…………………………………….………………...109

10.1. Постановление мартовского (1965 г.) Пленума ЦК

«О неотложных мерах по дальнейшему развитию

сельского хозяйства в СССР»…………………………………………121

10.2. Постановление ЦК КПСС и СМ СССР

«Об улучшении управления промышленностью»……………………123

10.3. Постановление ЦК КПСС и СМ СССР

«О совершенствовании планирования и усилении

экономического стимулирования промышленного производства….129
ОТ СОСТАВИТЕЛЯ

 

Историческая наука основана на изучении, анализе, обобщении различных источников. В широком смысле данного понятия источники – все, что непосредственно отражает исторический процесс и дает возможность изучить прошлое человеческого общества. В хрестоматийный сборник включены источники, относящиеся к оригинальным письменным первоисточникам, - документы разных эпох истории России, рекомендованные для самостоятельной работы студентов в процессе изучении курса отечественной истории.

 

Знакомство с историческим первоисточником:

· повышает культуру образовательного процесса;

· позволяет почувствовать специфику документа и времени его создания;

· формирует навыки работы с документами различных типов (летописями, судебниками, программными документами и т.п.) и критики источника (внутренней и внешней);

· нацеливает на аналитическую деятельность посредством выделения основных идей, положений, позиций;

· способствует отработке техники написания грамотного конспекта.

 

Между тем, в фондах вузовской библиотеки необходимые для организации учебного процесса источники имеются в единичных экземплярах. Благодаря хрестоматии каждый студент сможет найти ключевые документы для конспектирования и самостоятельного анализа.

Для облегчения работы с первоисточником в рамках данного сборника:

· ряд документов адаптирован для студенческой аудитории;

· содержание некоторых из них сокращено за счет второстепенной информации;

· составлены списки контрольных вопросов, позволяющих сосредоточиться на основных положениях конспектируемого источника;

· рекомендована научная и методическая литература, способствующая более полному и глубокому восприятию изучаемого материала.

 

После предварительной самостоятельной работы с документом наиболее сложные вопросы студенты имеют возможность разобрать с преподавателем на семинарском занятии.