Документы хозяйственной реформы 1965 г.
Программы политических партий начала ХХ века
Программы народнических организаций
Документы об отмене крепостного права
Программные документы декабристов
Судебники ХV—ХVI вв. о положении крестьян и холопов
Повесть временных лет (ПВЛ)
ХРЕСТОМАТИЯ
СБОРНИК ДОКУМЕНТОВ
ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
СТУДЕНТОВ
Красноярск 2013
История. Хрестоматия. Сборник документов для самостоятельной работы студентов: Учебно-справочное пособие для студентов всех специальностей всех форм обучения. / Составитель С.А. Рафикова. – Красноярск: СибГТУ, 2013. - 143 с.
Рецензент: В.В. Гришаев, профессор, д.и.н. (КГУ)
© С.А. Рафикова
© ГОУ ВПО «Сибирский государственный технологический университет», 2013
СОДЕРЖАНИЕ
От составителя……………………………….………………………..4
1.1. Легенда о призвании варягов………………..…………………………5
1.2. Легенда о крещении Руси………………………..…………………….5
2.1. Судебник 1497 г. ……………………………………………….……….9
2.2. Судебник 1550 г. ……………………………………………………….9
2.3. Указ 1597 г. о пятилетнем сроке сыска беглых крестьян……………10
2.4. Указ 1597 г. о холопах…………………………………………………10
3.1. «Русская правда» П.И. Пестеля………………………………………..12
3.2. «Конституция» Н.М. Муравьева……………………………………….22
4.1. «Манифест» 19 февраля 1861 г. ………………………………………39
4.2. «Общее положение о крестьянах, вышедших из
крепостной зависимости»…………………………….………………..42
5.1. «Земля и воля»………………..………………………………………..49
5.2. «Народная воля»…………….….………………………………………50
6.1. «Союз русского народа» (черносотенцы)……………………………54
6.2.«Союз 17 Октября» (октябристы)……………………………………..58
6.3. Конституционные демократы (кадеты)………………………………65
6.4. Социалисты-революционеры (эсеры)………………………………..71
6.5. Российская социал-демократическая рабочая партия (РСДРП)……78
7. Ленин В.И. Очередные задачи Советской власти…………………...84
8. Ленин В.И. О замене разверстки налогом…………………..………..100
9. Постановление ЦК КПСС «О преодолении культа личности
и его последствий»…………………………………….………………...109
10.1. Постановление мартовского (1965 г.) Пленума ЦК
«О неотложных мерах по дальнейшему развитию
сельского хозяйства в СССР»…………………………………………121
10.2. Постановление ЦК КПСС и СМ СССР
«Об улучшении управления промышленностью»……………………123
10.3. Постановление ЦК КПСС и СМ СССР
«О совершенствовании планирования и усилении
экономического стимулирования промышленного производства….129
ОТ СОСТАВИТЕЛЯ
Историческая наука основана на изучении, анализе, обобщении различных источников. В широком смысле данного понятия источники – все, что непосредственно отражает исторический процесс и дает возможность изучить прошлое человеческого общества. В хрестоматийный сборник включены источники, относящиеся к оригинальным письменным первоисточникам, - документы разных эпох истории России, рекомендованные для самостоятельной работы студентов в процессе изучении курса отечественной истории.
Знакомство с историческим первоисточником:
· повышает культуру образовательного процесса;
· позволяет почувствовать специфику документа и времени его создания;
· формирует навыки работы с документами различных типов (летописями, судебниками, программными документами и т.п.) и критики источника (внутренней и внешней);
· нацеливает на аналитическую деятельность посредством выделения основных идей, положений, позиций;
· способствует отработке техники написания грамотного конспекта.
Между тем, в фондах вузовской библиотеки необходимые для организации учебного процесса источники имеются в единичных экземплярах. Благодаря хрестоматии каждый студент сможет найти ключевые документы для конспектирования и самостоятельного анализа.
Для облегчения работы с первоисточником в рамках данного сборника:
· ряд документов адаптирован для студенческой аудитории;
· содержание некоторых из них сокращено за счет второстепенной информации;
· составлены списки контрольных вопросов, позволяющих сосредоточиться на основных положениях конспектируемого источника;
· рекомендована научная и методическая литература, способствующая более полному и глубокому восприятию изучаемого материала.
После предварительной самостоятельной работы с документом наиболее сложные вопросы студенты имеют возможность разобрать с преподавателем на семинарском занятии.