Причины и начало Второй мировой войны. Внешняя политика Советского Союза накануне Великой Отечественной войны.

 

Около 400 года до н. э. великий китайский стратег Сунь Цзы записал самую глубокую мысль из когда–либо сказанного о войне: «Чтобы избежать сильного, нужно нанести удар по слабому».

Адольф Гитлер ничего не знал о высказывании Сунь Цзы. Между тем в течение первых семи лет своего диктаторства в Германии, с 1933 по 1940 год, он избегал сильных, нападал на слабых и достиг таких ошеломляющих успехов, что оказался в одном шаге от полной победы.

Однако после 1940 года Гитлер свернул с курса, который мог бы привести его к окончательной победе. Он напал на сильный Советский Союз, предоставив Британии и Соединенным Штатам время на то, чтобы создать мощную военную машину, и не сумел предотвратить удар этих стран по уже ослабленной Германии.

Столкновение союзников и Германии привело к самой грандиозной схватке в истории. Однако ее исход уже был предопределен роковыми ошибками Гитлера, допущенными им в 1940 году и позже. К 1945 году Германия была разбита, а Адольф Гитлер мертв.

Вторая мировая война (1939—1945 гг.) пролегла шестилетней кровавой полосой в истории цивилизации, стала общим бедствием для населения 61 страны — 80% жителей Земли, из которых более 50 миллионов погибли. В конце второй мировой войны человечество дотянулось до качественно нового по своей разрушительной силе ядерного оружия, что придало политическим итогам войны особое значение в истории международных отношений.

За два десятилетия после первой мировой войны в мире, особенно в Европе, накопились острые экономические, социально-политические и национальные проблемы. Как и в XIX в., одной из главных геополитических проблем Европы было объективное стремление значительной части немцев, исторически проживавших помимо Германии: в Австрии, Чехословакии, Франции, объединиться в едином национальном государстве. К тому же Германия, пережившая после поражения в первой мировой войне, по мнению многих немецких политиков, национальное унижение, стремилась вернуть утраченные позиции мировой державы. Таким образом создались особенно благоприятные условия для новой волны роста германского экспансионизма. Сохранялось и соперничество других держав, их стремление к переделу сфер влияния в мире. Мировые экономические кризисы 20—30-х гг. ускорили нарастание военно-политического противостояния в мире. Понимая это, многие политические и государственные деятели в Европе, Америке и Азии искренне стремились предотвратить или хотя бы отсрочить войну. В 30-е гг. шли переговоры о создании системы коллективной безопасности, заключались соглашения о взаимной помощи, о ненападении. И в то же время вновь в мире постепенно, но неуклонно складывались два противостоящих блока держав. Ядро одного из них составляли Германия, Италия и Япония, откровенно стремившиеся к решению своих внутренних экономических, социальных, политических и национальных проблем путем территориальных захватов и грабежа других стран. Второй блок, основу которого составляли Англия, Франция и США, поддерживаемые большими и малыми странами, придерживались политики сдерживания.

Как мы знаем из всей предыдущей истории человечества, в этих условиях исторически неизбежным и нормальным в доядерную эпоху являлось разрешение конфликта интересов великих держав путем войны. В этом отношении вторая мировая война отличалась от первой мировой войны лишь возросшими масштабами военных действий и связанных с ними бедствий народов и нередко она представляется как еще один раунд или матч-реванш в борьбе старых геополитических противников. Однако наряду с очевидными чертами сходства между первой и второй мировыми войнами были существенные различия.

В первой мировой войне противоборствующие стороны принципиально не различались по своим целям — и те и другие ставили задачу улучшения своего геополитического и экономического положения за счет некоторого изменения в свою пользу государственных границ и перераспределения сфер влияния. Во второй мировой войне агрессивный блок Германии, Италии и Японии стремился не просто к очередному переделу мира между державами, но к установлению фашистского «нового порядка» на всей планете. Это в частности означало полное или частичное уничтожение целых народов, жесточайшее угнетение оставшихся. В этих условиях противостоящий блок буржуазно-либеральных государств Великобритании, Франции, США и других объективно защищал не только собственные национальные интересы, но и уже выверенные к этому времени ценности цивилизации: национальное равноправие, религиозную и идеологическую терпимость, представительное государственное устройство.

Кроме этого новым фактором европейской и мировой политики стала Советская Россия (СССР). Безраздельно правившая в СССР коммунистическая партия открыто провозглашала своей целью строительство социализма и коммунизма не только в России, но и во всем мире, что объективно являлось угрозой существованию социально-политических режимов в других странах. Поэтому буржуазная элита и политики этих стран изначально рассматривали СССР в качестве стратегического противника и не верили миролюбивым заявлениям сталинского руководства. Вместе с тем, они не могли не считаться с СССР в силу его реальной военно-экономической мощи. В свою очередь отношение к буржуазно-либеральным государствам тогдашнего руководства СССР было омрачено еще очень свежим историческим опытом — интервенцией армий Великобритании, Франции, США в годы гражданской войны в России с целью свержения советской власти. Долгое время фашистским политикам удавалось использовать весьма обоснованное взаимное недоверие, СССР и буржуазно-либеральных государств для достижения своих целей: сперва прикрываясь «необходимостью защищать цивилизацию от коммунистической угрозы с востока» они получили разрешение на восстановление военно-экономического потенциала Германии, а затем добиваясь все новых уступок, шантажируя и тех и других угрозой вступить в сговор с противной стороной.

Ни одно из предвоенных дипломатических событий не вызывает сейчас такого интереса, как советско-германский договор о ненападении от 23 августа 1939 г. О нем много написано советскими историками. При рассмотрении договора важно исходить из той реальности, которая была при его заключении, а не руководствоваться соображениями, вырванными из контекста времени.

В соответствии с первоначальными наметками к основным военным операциям по обеспечению «жизненного пространства» гитлеровцы планировали приступить в 1942—1945 гг. Но сложившаяся обстановка приблизила начало этих операций. Во-первых, милитаризация Германии, быстрый рост ее вооруженных сил создали для гитлеровцев внутренние трудности: стране грозил финансово-экономический кризис, который мог вызвать недовольство населения. Самый простой и быстрый способ преодоления возникших трудностей гитлеровцы усматривали в расширении экономической базы за счет захвата богатств других стран, а для этого нужно было скорее начать войну.

Во-вторых, к более быстрому переходу к агрессивным акциям Германию и другие фашистско-милитаристские государства подталкивало попустительство им со стороны правящих кругов англо-франко-американского лагеря. Особенно наглядно податливость правящих кругов западных держав фашистским агрессорам была продемонстрирована Мюнхенским соглашением в сентябре 1938 г. Пожертвовав Чехословакией, они намеренно толкали Германию против СССР.

В соответствии с принятой военно-политическим руководством концепцией завоеваний Германия предполагала нанести последовательные удары по противникам с целью разгрома их одного за другим, сначала более слабых, а затем и сильных. Имелось в виду использование не только военных средств, но и различных методов из арсенала политики, дипломатии и пропаганды с задачей не допустить объединения противников Германии.

Зная об экспансионистских замыслах фашистской Германии, западные державы стремились направить ее агрессию против СССР. Их пропаганда неустанно твердила о слабости Красной Армии, о непрочности советского тыла, представляла СССР «колоссом на глиняных ногах».

В нацистской печати тоже можно было встретить немало утверждений о слабости СССР. Этим подогревались надежды правящих кругов англо-франко-американского лагеря на то, что германская экспансия будет направлена на восток. Однако германский генеральный штаб в 1938—1939 гг. (в отличие от 1940— 1941 гг.) оценивал Красную Армию как очень серьезного противника, столкновение с которым считал пока нежелательным. «Русские вооруженные силы военного времени, — говорилось, например, в сводке 12-го отдела генштаба от 28 января 1939 г., — в численном отношении представляют собой гигантский военный инструмент. Боевые средства в целом являются современными. Оперативные принципы ясны и определенны. Богатые источники страны и глубина оперативного пространства — хорошие союзники (Красной Армии)».

Характерно в этой связи мнение генералов — начальника штаба верховного главнокомандования вермахта В. Кейтеля и главнокомандующего сухопутными войсками В. Браухича. На вопрос Гитлера, чем кончится дело, если рейх нападет на Польшу, а Франция и Англия придут ей на помощь, оба генерала ответили, что Германия покончит с Польшей в течение месяца, Кейтель полагал также, что Германия разгромит затем также Францию и Англию. В случае же если против Германии выступит и Советский Союз, то, по мнению Браухича, она «потерпит поражение».

Основываясь на оценке силы своих противников, фашистское руководство наметило Польшу в качестве первой жертвы агрессии, хотя еще незадолго до этого Риббентроп предлагал польскому правительству проводить «общую политику в отношении России». А когда Польша отказалась быть вассалом Берлина, то гитлеровцы решили расправиться с нею военным путем, учитывая тот факт, что война с Советским Союзом, как с очень сильным противником, откладывалась ими на более поздний срок.

С начала 1939 г. в Германии развернулась интенсивная подготовка военного похода против Польши. Был разработан план, получивший наименование «Вейс». Он предусматривал нанесение «неожиданных сильных ударов» и достижение «быстрых успехов». Распоряжением начальника штаба верховного главнокомандования вооруженных сил Германии В. Кейтеля от 3 апреля 1939 г. осуществление плана «Вейс» должно было начаться «в любое время, начиная с 1 сентября 1939 г.». Политическое руководство Германии стремилось «по возможности изолировать Польшу», не допустить вмешательства в польские дела Англии, Франции и Советского Союза.

Осуществлявшиеся Германией мероприятия по подготовке нападения на Польшу не были секретом для правительства Англии, Франции, СССР и других стран. В мире сознавали опасность фашистской агрессии. Искренне стремясь к созданию коллективного фронта защиты мира, к сплочению сил неагрессивных стран, Советское правительство 17 апреля 1939 г. обратилось к Англии, а затем и к Франции с конкретными предложениями заключить соглашение о взаимной помощи, включая и военную конвенцию, на случай агрессии в Европе. Оно исходило из того, что нужны самые решительные и эффективные меры для предотвращения войны, в особенности твердая позиция великих держав в отношении проблемы коллективного спасения мира.

Правительства Англии и Франции встретили советские предложения сдержанно. Сначала они занимали выжидательную позицию, а затем, осознав опасность, угрожавшую им со стороны Германии, несколько изменили тактику и дали согласие на переговоры с Москвой, которые начались в мае 1935 г.

Серьезность намерения СССР достичь равноправного соглашения о военном сотрудничестве с Англией и Францией особенно проявилась на специальных переговорах военных миссий трех держав, начавшихся 12 августа 1939 г. в Москве. Партнерам по переговорам был предоставлен подробно разработанный план, согласно которому СССР обязывался выставить против агрессора в Европе 136 дивизий, 9—10 тыс. танков и 5—5,5 тыс. боевых самолетов.

В противоположность Советскому Союзу правительства Англии и Франции, как мы теперь знаем из открытых архивов, на переговорах в Москве действовали неискренне, вели двойную игру. Ни Лондон, ни Париж не хотели установления равноправных союзнических отношений с СССР, так как полагали, что это приведет к усилению социалистического государства. Их враждебность к нему осталась прежней. Согласие на переговоры было лишь тактическим шагом, но не отвечало сути политики западных держав. От увещевания и поощрения фашистской Германии уступками они перешли к ее запугиванию, стремясь заставить Германию пойти на соглашение с западными державами. Поэтому на переговорах с СССР Англия и Франция предлагали такие варианты соглашений, которые бы лишь поставили Советский Союз под удар, а их обязательствами по отношению к СССР не связывали. В то же время они старались обеспечить себе его поддержку на тот случай, если Германия, вопреки их желанию, двинется не на восток, а на запад. Все это свидетельствовало о стремлении Англии и Франции поставить Советский Союз в неравное, унизительное положение, об их нежелании заключить с СССР договор, который бы отвечал принципам взаимности и равенства обязательств. Провал переговоров был предопределен позицией, занятой правительствами западных стран.

Безрезультатность англо-франко-советских переговоров сводила на нет усилия правительства СССР по созданию коалиции неагрессивных государств. Советский Союз продолжал оставаться в международной изоляции. Ему грозила опасность войны на два фронта с очень сильными противниками: Германией — на западе и Японией — на востоке. С точки зрения руководства СССР продолжала также существовать опасность антисоветского сговора всего лагеря империалистов. В этой исключительно сложной им чреватой тяжелыми последствиями обстановке правительству СССР приходилось думать прежде всего о безопасности собственной страны.

С мая 1939 г., когда начались переговоры СССР с Англией и Францией, работники внешнеполитического ведомства Германии настойчиво вступали в контакты с представителями СССР в Берлине, различными неофициальными способами давали понять о готовности Германии пойти на сближение с СССР. Вплоть до середины августа 1939 г., пока существовала надежда на заключение англо-франко-советского договора о взаимной помощи, Советское правительство оставляло осуществлявшийся германской стороной зондаж без ответа, но одновременно внимательно следило за ее действиями.

20 августа Гитлер обратился с личным посланием к Сталину, предложив принять 22 или самое позднее 23 августа министра иностранных дел Германии, который «будет облечен всеми чрезвычайными полномочиями для составления и подписания пакта о ненападении». Таким образом, на принятие исключительно важных решений был отведен минимум времени.

Перед Советским правительством прямо встал вопрос: отклонить германское предложение или принять? Предложение, как известно. было принято. 23 августа 1939 г. был подписан советско-германский договор о ненападении сроком на 10 лет. Он означал резкий поворот во внешней политике Советского Союза, оказал значительное воздействие на военно-политическую ситуацию в мире, а также в некоторой степени повлиял на внутреннюю жизнь в СССР.

Договор сопровождал секретный протокол, по которому разграничивались сферы влияния сторон в Восточной Европе: в советской сфере оказались Эстония, Латвия, Финляндия, Бессарабия; в немецкой — Литва. В нем прямо не говорилось о судьбе Польского государства, но при любом раскладе, белорусские и украинские территории, включенные в его состав по Рижскому мирному договору 1920 г., должны были отойти к СССР.

При принятии Сталиным решения на заключение договора с Германией сыграл роль и японский фактор. Япония была открытым противником СССР. В августе 1939 г. шли упорные бои между советской и японской военными группировками на р. Халхкин-Гол. Япония находилась в союзе с фашистской Германией. Для Советского Союза существовала явная угроза войны на два фронта, если не в 1939 г., то в более поздний период, что не меняло сути дела. Договор с Германией, по мнению Сталина, избавлял СССР от такой угрозы. Япония, шокированная «предательством» своей союзницы, позднее также подписала с СССР Договор о ненападении.

Одной из дальних, стратегических целей Сталина при заключении договора с Германией было, хотя об этом открыто и не говорилось, столкнуть между собой две враждующие группировки и, таким образом, сохранить для Советского Союза мир если не на все время, то на достаточно длительный срок. Договор с Германией о ненападении предоставлял для СССР больше возможностей стоять в стороне от войны, чем договор с Англией и Францией о взаимной помощи, так как в случае его подписания Советское правительство вынуждено было бы включиться в войну с Германией сразу после ее нападения на Польшу. Война с Германией была для СССР опасна даже при наличии таких союзников, как Англия и Франция. Причем особой уверенности в этих союзниках у советского руководства не было. Ему были памятны события 1938 г., связанные с Чехословакией, когда Франция отказалась от союзнических обязательств по защите Чехословакии и предпочла вместе с Англией пойти на сговор с Гитлером, полностью проигнорировав интересы Советского Союза.

Решение правительства СССР заключить с Германией договор о ненападении было вынужденным, но вполне логичным в тогдашних условиях. В сложившейся обстановке у Советского Союза не было другого выбора, поскольку не удалось добиться подписания договора о взаимной помощи с Англией и Францией, а до намеченного заранее срока нападения Германии на Польщу оставались считанные дни.

С моральной точки зрения Советский Союз, заключив договор о ненападении с Германией, понес определенный урон в мировом общественном мнении, а также в международном коммунистическом движении. Неожиданное изменение политики СССР и в отношении с фашистской Германией показалось прогрессивно настроенным людям противоестественным. Они не могли знать всего того, что было известно Советскому правительству.

Неоднозначным было отношение к пакту советских людей. Они доверяли своему правительству и считали, что оно поступило правильно. Вместе с тем, не всем был понятен внезапный поворот в отношениях с фашистской Германией. Многое представлялось необъяснимым. Некоторые советские люди, особенно те, кто сражался против фашистов в Испании, чувствовали определенное замешательство, даже смущение и неловкость перед нашими единомышленниками в других странах, которые видели в Советском Союзе главную опору в борьбе с мировым фашизмом.

. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА СССР НАКАНУНЕ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
Внешняя политика СССР накануне Великой Отечественной войны.
Сложившаяся в Европе обстановка не оставляла сомнений в том, что гитлеровская Германия, усилившаяся в результате завоеваний, попытается напасть на Советское социалистическое государство. В этих условиях перед внешней политикой СССР стояли важнейшие задачи: максимально продлить мир для нашей страны, препятствовать распространению войны и фашистской агрессии. Необходимо было также создать благоприятные международные условия на случай нападения Германии на СССР. Это значило добиваться таких предпосылок, которые могли бы, с одной стороны, обеспечить создание антифашистской коалиции, а с другой -- лишить Германию возможных ее союзников в антисоветской войне. В апреле 1940 года в связи с фашистской агрессией против Дании и Норвегии над Швецией нависла угроза прямого нападения со стороны германских войск, вышедших к ее границам на важнейших стратегических направлениях. Советское правительство приняло меры к защите национальной независимости Швеции, несмотря на то, что в период cоветско-финляндской войны 1939 -- 1940 гг. она нелояльно вела себя по отношению к СССР. 13 апреля 1940 г. Советское правительство заявило германскому послу Шуленбургу, что оно "определенно заинтересовано в сохранении нейтралитета Швеции" и выражает пожелание, чтобы шведский нейтралитет не был нарушен". Посол телеграфировал в Берлин, что Советское правительство поставило его в известность о том, что "оно весьма заинтересовано в сохранении шведского нейтралитета, что нарушение его для него нежелательно и что Советское правительство надеется, что Швеция не будет затронута нашей акцией". Демарш правительства СССР восприняли в Берлине как серьезное предупреждение. 16 апреля Шуленбург передал ответ своего правительства, в котором говорилось, что Германия не распространит на Швецию свои военные операции на севере Европы и будет, безусловно, уважать ее нейтралитет, если Швеция не окажет помощи западным державам. Вскоре было опубликовано сообщение ТАСС, в котором указывалось, что "в Москве имел место обмен информациями по вопросу о нейтралитете Швеции между представителями СССР и Германии, причем было констатировано, что оба государства считают себя заинтересованными в сохранении нейтралитета Швеции". Шведский министр иностранных дел Гюнтер в беседе с Советским послом А. М. Коллонтай "взволнованно благодарил и сказал, что эта акция со стороны Советского Союза укрепит установку кабинета и твердую волю Швеции соблюдать нейтралитет. Особенно его обрадовало, -- заявил Гюнтер, -- Что Советский Союз сдерживает Германию". Премьер-министр Швеции также заявил Коллонтай 9 мая 1940 г. что он выражает Советскому правительству "глубочайшую благодарность за высказанное Советским Союзом понимание шведской позиции и поддержку линии нейтралитета", добавив, что "дружба с Советским Союзом является основной опорой Швеции". Советское выступление в защиту Швеции спасло ее от оккупации германскими войсками в момент их вторжения в другие скандинавские страны. 27 октября 1940 г. правительство СССР поручило вновь заверить шведское правительство, что "безусловное признание и уважение полной независимости Швеции представляет неизменную позицию Советского правительства". В интересах безопасности СССР и сохранения национальной независимости стран, над которыми нависла угроза германской агрессии, Советское правительство начиная с осени 1940 г. систематически предостерегало германское правительство против его действий в отношении этих стран. Советское правительство не раз заявляло Германии, что ее экспансия в Румынии, Болгарии и других балканских странах представляет серьезную угрозу интересам безопасности СССР. В ноябре 1940 г. в Берлине состоялись советско-германские переговоры, во время которых правительство СССР выступило в защиту Болгарии от нависшей над ней угрозы немецко-фашистской оккупации. Германские руководители в ответ на это предложили СССР "договориться о размежевании сфер влияния, явно стремясь поставить советскую внешнюю политику под свой контроль. При этом они требовали, чтобы Советский Союз признал Европу и Африку зоной владычества Германии и Италии, а Восточную Азию -- зоной владычества Японии, ограничив свою международную политику только районом "к югу от государственной территории Советского Союза в направлении Индийского океана". Со своей стороны германское правительство соглашалось признать территориальную неприкосновенность Советского Союза. Отстаивая национальную независимость и суверенитет Советского Союза и решительно выступая против империалистической политики раздела сфер влияния, правительство СССР со всей категоричностью отвергло германское предложение. Характерно, что западногерманские реакционные историки обвиняют Советский Союз в том, что он не пошел навстречу германским предложениям. "Русским, -- пишет Герлитц, -- издавна было свойственно проявлять во время подобных переговоров бесконечное терпение и упорство". Гитлер же, равно как и Риббентроп, "не обладал ни временем, ни терпением, ни крепкими нервами". Одновременно Советский Союз дважды предлагал болгарскому правительству подписать договор о дружбе и взаимной помощи. Предложения СССР были поддержаны народом Болгарии. В стране развернулось массовое движение за заключение договора с Советским Союзом. Если советская внешняя политика не смогла предотвратить захват Болгарии немецкими войсками, то это объяснялось в первую очередь предательской политикой самого болгарского царского правительства. Встретившись в эти дни с Гитлером, болгарский царь подобострастно сказал ему: "Не забывайте, что там, на Балканах, вы имеете верного приятеля, не оставляйте его". Дипломатические представители США и Англии в Софии рекомендовали правительству Болгарии отклонить Советские предложения. 17 января 1941 г. правительство СССР снова обратилось к Германии через ее посла в Москве. Напоминая о своих предыдущих заявлениях, оно опять предупреждало германское правительство, что Советский Союз считает территории в восточной части Балкан зоной своей безопасности и не может остаться безучастным к событиям в этом районе. Советское правительство распространяло сказанное им и на Финляндию, куда гитлеровцы также вводили свои войска. Когда же царское правительство Болгарии обманным путем пропустило в страну германские войска и сообщило об этом Советскому Союзу, оно получило надлежащий ответ. 3 марта 1941 года правительство СССР заявило болгарскому правительству, что оно не может разделить его мнения о правильности занятой им позиции в данном вопросе, так как "эта позиция, независимо от желания болгарского правительства, ведет не к укреплению мира, а к расширению сферы войны и к втягиванию в нее Болгарии. Советское правительство разоблачило предательскую политику правящей болгарской клики и продемонстрировало симпатии советского народа к трудящимся Болгарии, попавшим под иго немецко-фашистских захватчиков. Немецкое иго распространилось и на Венгрию, вся история освободительного движения которой связана с борьбой против угрозы германского и австрийского порабощения. Правительство СССР, стремясь воздействовать на национальное самосознание венгров, решило торжественно передать им знамена революции 1848-1949 гг., хранившиеся в советских музеях. Этим актом оно напоминало венгерскому народу о его многолетней истории национально-освободительной борьбы против немецких поработителей. На протяжении более двадцати лет после образования Советского государства королевское правительство Югославии отказывалось от дипломатических отношений с ним и проводило враждебную политику. Югославский же народ всегда питал симпатии к Советскому государству. Трудящиеся Югославии понимали, что единственным оплотом против фашизма является великий Советский Союз. Югославскому правительству пришлось пойти на установление нормальных отношений с СССР. В мае 1940 г. был подписан советско-югославский договор о торговле и мореплавании, а 25 июня того же года установлены дипломатические отношения. Перед самым началом гитлеровской агрессии против югославского народа Советское правительство выразило свое дружественное отношение к этому братскому славянскому народу. 5 апреля 1941 года, за три часа до вероломного нападения Германии на Югославию, в Москве был подписан советско-югославский договор о дружбе и ненападении, ставший моральной опорой трудящихся Югославии в годы величайших испытаний, выпавших на их долю. Непосредственно перед нападением Германии на СССР одной из важных задач советской внешней политики было предотвращение возможного участия в этом Турции и Японии. В борьбе за их нейтралитет Советский Союз использовал противоречия между Японией, Турцией и Германией. В марте 1941 г. германо-турецкие противоречия едва не привели к вооруженному конфликту между этими двумя государствами. Германский посол в Мадриде Хассель записал в своем дневнике 2 марта 1941 г., что Риббентроп настаивал на прямом нападении на Турцию. Зная о намерении Германии, Советское правительство сделало заявление, в котором говорилось, что, если Турция подвергнется нападению, она может рассчитывать на полное понимание и нейтралитет СССР. В ответ на это турецкое правительство заявило, что "в случае, если бы СССР оказался в подобной ситуации, СССР мог бы рассчитывать на полное понимание и нейтралитет Турции". Этот обмен заявлениями имел серьезное политическое значение. Во-первых был положен конец лживым инсинуациям как в вопросе о политике СССР в отношении Турции, так и в вопросе о его взаимоотношениях с Германией. Во-вторых этим подтверждался договор о нейтралитете, что, как известно, Советское правительство предлагало сделать еще в сентябре 1939 г., и подчеркивалась его ценность в создавшейся сложной международной обстановке. В-третьих, Германии было сделано серьезное предупреждение, что в случае ее нападения на Турцию, последняя может рассчитывать не только на нейтралитет Советского Союза, но и на "полное понимание" с его стороны. Термин "полное понимание", конечно, выходит за рамки обычной трактовки нейтралитета. Это предупреждение заставило гитлеровцев отказаться от задуманных ими авантюристических шагов в отношении Турции. Хотя турецкое правительство систематически нарушало свое обязательство о нейтралитете, все же, получив такое обязательство, советская внешняя политика добилась большого успеха, имевшего большое значение и для СССР и для самого турецкого народа. С 1931 г. Советский Союз стремился заключить договор о ненападении с Японией. На протяжении почти десяти лет японское правительство отказывалось от такого договора, проводя активную антисоветскую политику. Эта политика наряду с существованием военного союза между Японией и Германией создавала для СССР прямую угрозу войны на два фронта. В 1938-1939 гг. японские империалисты, опьяненные антисоветскими вожделениями, даже брали на себя инициативу в развязывании войны против СССР. Но внушительный урок, преподанный им Красной Армией у Хасана и на Халхин-Голе, несколько отрезвил захватчиков. Учитывая силу Советского Союза, правительство Японии в обстановке обострения японо-германских империалистических противоречий стало склоняться к заключению договора о ненападении с СССР. Вокруг этого вопроса развернулась острая политическая борьба. Заключению договора препятствовали наиболее авантюристические элементы в японском правительстве и военном командовании, тесно связанные с гитлеровской Германией. Оказывали давление на Японию и видные представители правящих кругов США, стремившиеся к ухудшению японо-советских отношений. Так, например, сенатор Вандерберг заявил, что "если только Япония и Советский Союз заключат договор о ненападении, то Соединенные Штаты немедленно введут эмбарго на экспорт американских товаров в Японию." Германское правительство также пыталось удержать Японию от заключения договора с Советским Союзом. 27 марта 1941 г. во время пребывания японского министра иностранных дел Мацуока в Берлине Риббентроп заверял своего коллегу, что война против СССР закончится легкой и быстрой победой. " На Востоке, -- говорил он, -- Германия держит войска, которые в любое время готовы выступить против России, и если Россия займет позицию, враждебную Германии, то фюрер разобьет Россию. В Германии уверены, что война с Россией закончится окончательным разгромом русских армий и крушением государственного строя". В ответ Мацуока заявил Риббентропу: "Япония всегда была лояльным союзником, который целиком отдаст себя общему делу". Тем не менее правительство Японии ограничилось лишь обещанием предпринять военные действия против владений США и Англии на Тихом океане. На обратном пути из Берлина в Токио Мацуока задержался в Москве, дав от имени своего правительства согласие на заключение советско-японского договора о нейтралитете. Японское правительство рассматривало этот договор как средство, дающее возможность выбрать наиболее удобный момент для нападения на СССР. Оно считало, что Советский Союз, полагаясь на договор, отведет свои войска с Дальнего Востока, что обеспечит Японии успех вероломного нападения. Коварные замыслы Японских правителей не являлись секретом для СССР. Но Советское правительство, в отличие от японского, искренне стремилось к миру на Дальнем Востоке. Договор давал возможность избежать одновременного нападения Германии и Японии. Дальнейшее развитие событий зависело от реальной обстановки, от отпора Советского Союза гитлеровской Германии. Советско-японский договор о нейтралитете был подписан 13 апреля 1941 г. Заключение этого договора явилось большой неожиданностью для Германии. Риббентроп дал указание германскому послу в Токио затребовать объяснений от японского правительства. Японское правительство ответило Берлину, что оно останется верным своим обязательствам по союзным договорам с Германией. Советско-японский договор встретили в правящих кругах США крайне недоброжелательно. Надежды этих кругов на то, что им удастся осуществить свои планы в отношении СССР и Японии путем провоцирования войны между ними, рушились. Благодаря усилиям Советского Союза начинали постепенно складываться для образования будущей антифашистской коалиции в случае нападения Германии на СССР. В их возникновении и развитии огромную роль сыграла советская внешняя политика. Советско-германский договор помог Советскому правительству в самый трудный момент обеспечить на некоторое время безопасность СССР. Благодаря договору Советский Союз выиграл время для подготовки к обороне. Значение договора сказалось и в том, что он затруднил намечавшееся объединение двух враждующих империалистических коалиций для совместного похода против СССР. Таким образом была ликвидирована попытка реакционных кругов Западной Европы и США дипломатически изолировать СССР и осуществить против него "крестовый поход" объединенного антисоветского фронта. Чтобы добиться сочувствия и поддержки правящих кругов США и Англии, германские империалисты решили заранее представить нападение на СССР как предупредительную войну против "большевистской угрозы". По приказу из Берлина германская агентура в западных фабриковала в западных странах вымышленные сведения о больших военных приготовлениях Советского Союза и подсовывала их многим информационным агентствам и реакционным газетам. Эти насквозь лживые сведения, выдаваемые каждый раз как "совершенно достоверные", обычно появлялись "в дипломатических кругах" Виши или Токио и оттуда распространялись по всему свету, разрастаясь, как снежный ком, катящийся с горы. В таком невероятно раздутом виде эта патентованная ложь попадала на страницы американских газет. Немецкая же печать в это время ханжески сетовала на то, что тревожные сообщения, поступающие со всех концов мира, омрачают советско-германские отношения. Правительства США и Англии не оставались глухи к сообщениям, распространявшимся немецко-фашистской агентурой. Антисоветская клевета находила здесь благодатную почву. Правящие круги США и Англии были крайне заинтересованы в том, чтобы вовлечь СССР в конфликт с Германией, так как они видели в этом спасение для себя. Исходя из своих собственных интересов, правительства США и Англии решили предупредить Советский Союз о возможном нападении на него Германии. Предупреждения правительств США и Англии вовсе не означали, что они заботились о безопасности СССР. Даже накануне нападения Германии на СССР эти правительства пытались вести двойную игру: они хотели убедить Советский Союз в своем дружественном к нему расположении и в то же время не оставляли мысли о сокрушении Советского социалистического государства. СССР строго соблюдал все условия советско-германского договора о ненападении, чтобы не дать правящим кругам Германии ни малейшего повода для его нарушения и оправдания своей агрессии. В создавшейся обстановке крайне важно было сочетать величайшую осторожность по отношению к возможным провокациям и строгое соблюдение советско-германского договора о ненападении, одновременно принимая необходимые меры по приведению Вооруженных Сил СССР в полную боевую готовность. Но из-за допущенного И. В. Сталиным серьезного просчета в оценке военно-политической обстановки, сложившейся непосредственно накануне Великой Отечественной войны, такого сочетания осуществлено не было. Прилагая все усилия к тому, чтобы предотвратить нападение Германии на СССР, И. В. Сталин до самого последнего момента стремился повлиять на германское правительство. Чтобы еще раз проверить намерения Германии и попытаться воздействовать на нее, Советское правительство 13 июня передало текст сообщения ТАСС, опубликованного на следующий день. В этом сообщении говорилось, что распространяемые иностранной, особенно английской, печатью, заявления о приближающейся войне между СССР и Германией не имеют никаких оснований, так как не только СССР, но и Германия неуклонно соблюдают условия советско-германского договора о ненападении, и что, "по мнению советских кругов, слухи о намерении Германии порвать пакт и предпринять нападение на СССР лишены всякой почвы...". Сообщение ТАСС от 14 июня отражало неправильную оценку Сталиным сложившейся к тому времени военно-политической обстановки. Это сообщение, опубликованное в те дни, когда война стояла уже у порога, неправильно ориентировало советских людей, ослабляло бдительность советского народа и его Вооруженных Сил. Германское правительство не реагировало на сообщение ТАСС и не опубликовало его в своей стране. Основываясь на этом и на других фактах, Советское правительство поздно вечером 21 июня через германского посла в Москве обратило внимание правительства Германии на серьезность положения, предложив обсудить состояние советско-германских отношений. Это предложение было немедленно отправлено Шуленбургом в Берлин. Оно попало в столицу Германии в тот момент, когда до фашистского нападения оставались уже не часы, а минуты. Так Советское правительство вплоть до самого нападения Германии пыталось предотвратить войну. Список литературы: 1. "История Великой Отечественной Войны Советского Союза 1941-1945" под ред. Поспелова П. Н. 2. "Великая Отечественная война. Вопросы и ответы." М., 1990 г. 3. "Великая Отечественная война. Энциклопедический словарь." М., 1979 г. 4. "Правда" от 11 декабря 1939 г.