Теория производства, или тайна богатства народов

 

У. Петти: «Труд - отец... богатства,

Земля - его мать»

 

В чем же состояла тогда задача Смита как ученого? Чтобы ответить на этот вопрос, придется обратиться к другой части интеллектуального наследия классической школы - к тому, где и как искали классики политической экономии основания для объяснения явлений хозяйственной жизни. Их претензии на создание научной теории экономике - подчеркнем это еще раз - были связаны отнюдь не с «невидимой рукой» рынка. Экономическая наука родилась из стремления понять и объяснить тайну богатства.

Творцы новой науки не могли удовлетвориться объяснением, что богатство - это деньги, а его источник - торговля. Этот взгляд вы глядел логичным до тех пор, пока торговля представлялась своего рода «холодной войной» за богатство-золото: кто продает товар и выручает деньги, тот обретает богатство, кто покупает товар - тот богатств растрачивает. Напротив, если торговля - дело взаимовыгодное и добровольное, если торговая сделка - всего лишь смена владельцев соответствующих благ, то и деньги, вырученные от такой сделки, не могут быть источником богатства. Страна тем богаче, чем больше создает продукта. Вспомним знаменитую пушкинскую «экономическую строфу» из «Евгения Онегина», в которой лаконично и точно выражен конфликт взглядов на природу богатства: золото или «простой продукт» - герой поэмы:

 

...был глубокий эконом,

то есть умел судить о том,

как государство богатеет,

и чем живет, и почему

не нужно золото ему,

когда простой продукт имеет.

 

Речь шла об осознании того, что источник богатства следует искать не в торговле, не в обмене, а в самом производстве, что именно развитие производства - основа хозяйственного благополучия нации. Одним из пионеров этого взгляда был англичанинУильям Петти(1623-1687), у которого мы находим знаменитую формулу «Труд - отец и активный принцип богатства, Земля - его мать»[35]. Труд и земля - таковы два источника богатства. Петти даже объяснял, как разграничить вклад каждого из этих источников: если сравнить продукт невозделанной трудом земли и аналогичный продукт, выращенный на возделанной земле, то первый можно считать «чистым продуктом земли», а приращение продукта во втором случае - «чистым продуктом труда». Этот анализ подводит Петти к объяснению «таинственной природы... денежной ренты»: если земледелец, работающий исключительно собственными руками «... из жатвы вычтет зерно, употребленное им для обсеменения, а равно и все то, что он потребил и отдал другим в обмен на платье и для удовлетворения своих естественных и других потребностей, то остаток хлеба составляет естественную и истинную земельную ренту этого года[36].

Определив ренту как избыток продукта над затратами на его создание, Петти дал новое объяснение природе богатства - объяснение, вокруг которого вскоре начала выстраиваться теория классической политической экономии.

Новаторский дух Петти ярко проявился и в его«Политической арифметике», написанной в 70-е годы XVII в. и опубликованной посмертно в 1690 г. От этой книги ведут свою родословную статистика и эконометрика. Разъясняя свой подход, Петти писал: «...вместо того, чтобы употреблять только слова в сравнительной и превосходной степени и умозрительные аргументы, я вступил на путь выражения своих мнений на языке чисел, весов и мер... используя только аргументы, идущие от чувственного опыта, и рассматривая только причины, имеющие видимые основания в природе»[37].

Пользуясь скудными и отрывочными данными, Петти проявлял чудеса изобретательности в стремлении дать количественную оценку хозяйственным явлениям своего времени. Ему принадлежат первые попытки оценить величину национального дохода, скорость обращения денег, демографические показатели.