Рекомендации для выполнения контрольных работ.

Тема 14. СССР — Россия: смена модели экономического развития в 90-е гг. XX века. Основные направления развития в начале XXI века

Состояние российской экономики в конце 1991 г. Альтернативы экономического развития. Трудности поиска рыночной модели хозяйствования. «Шокотерапия». Начало экономических реформ в России. Либерализация цен. Ликвидация системы централизованного распределения ресурсов. Кризис неплатежей. «Обвальное» падение курса рубля. Рыночный курс и продолжение администрирования экономики. Развитие реформ в 1993–1994 гг. Обмен денежных купюр. Борьба за власть и ее влияние на общеэкономическую ситуацию в стране. Распад рублевой зоны. Натурализация экономических отношений между хозяйственными субъектами. Рост товарных и фондовых бирж. Проведение массовой приватизации. Легализация частнокапиталистического предпринимательства. Споры по вопросу о сущности и путях проведения приватизации. Первый этап приватизации: ваучерная приватизация. Создание чековых инвестиционных фондов. Второй этап приватизации: переход к денежной форме приватизации и борьба за реальную собственность. Практика залоговых аукционов. Основное содержание третьего (текущего) этапа приватизации. Малая приватизация. Приватизация жилья. Трудности проведения земельной приватизации. Реорганизация колхозно-совхозной системы. Развитие фермерства и личных подсобных хозяйств. Финансово-экономическая помощь Запада. Проблемы возвращения России в систему мирохозяйственных связей и отношений. Место современной России в мировой экономике.

Итоги проведения реформ в 1990-х гг. Либерализация экономических отношений и изменение роли государства в регулировании экономических процессов. Социальные издержки реформ. Криминализация экономики. Макроэкономическая нестабильность. Причины, уроки экономического кризиса 1998 г., дефолт. Основные тенденции и ориентиры экономического развития России на рубеже веков ХХ-ХХI, оценка социально-экономического положения страны в условиях современного мирового экономического кризиса.

 


 

Общие методические указания:

По заочной форме обучения студенты выполняют письменные контрольные работы, предусмотренные учебными планами вузов.

Контрольная работа – это самостоятельное письменное изложение результатов изучения теоретических вопросов в форме ответа на поставленные проблемы в заданиях с использованием элементов табличного метода и представления результатов анализа на основе исследования научной литературы.

Контрольная работа выполняет следующие функции:

- способствует усвоению учебного материала и закрепляет знания по дисциплине;

- формирует навыки аналитической деятельности, позволяет выяснить пробелы в знаниях и получить вовремя помощь от преподавателя;

- учит письменно излагать свои мысли при решении проблемных вопросов о развитии хозяйственной жизни общества в разные исторические периоды.

 

Основные требования к контрольной работе.

При написании контрольной работы необходимо соблюдать следующие требования:

- работа должна быть выполнена на основе учебной, монографической, периодической и справочной литературы;

- решение проблемных вопросов сопровождается объяснением выполняемых действий;

- содержание работы излагается самостоятельно; оформление должно быть грамотным и аккуратным;

- вопросы могут быть изложены в виде экономического эссе (в приложении дано описание методического приема)

- работа должна быть выполнена в срок, установленный учебными планами.

Студент, не выполнивший контрольную работу, к зачету не допускается.

 

Порядок выполнения контрольной работы.

Контрольную работу рекомендуется выполнять в следующем порядке:

- ознакомиться с заданием, подобрать литературу и статистический материал;

- изучить литературу и обработать фактический материал;

- построить алгоритм исследования проблемного вопроса или составить план к изучению теоретических вопросов;

- написать текст и оформить работу;

- сдать контрольную работу в деканат факультета.

 

Оформление контрольной работы.

Для выполнения контрольной работы необходимо использовать шрифт Times New Roman, размер шрифта 14. Работа должна быть отпечатана через 1,5 интервала с полями: слева 30 мм, справа – 10 мм, сверху – 20 мм, снизу – 20 мм. Объем работы - не менее10 страниц. Все страницы в работе нумеруются арабскими цифрами на верхнем поле посередине текста, начиная со страницы 2. На титульном листе работы номер страницы не ставится.

В контрольной работе оформление ссылок должно быть в форме информации в квадратных скобках, содержащей ссылку на номер источника в списке использованной литературы и указание страницы источника, на которой размещен цитируемый текст, например: [2, c. 4].

 

Выбор варианта контрольной работы.

Студентам предлагается выбор из 2-х вариантов заданий, исходя из порядкового номера контрольного задания и начальной буквы фамилии студента.

 

Начальная буква фамилии студента Порядковый номер контрольного задания
А, О, Ю 1, 14
Б, П, Я 2,15
В, Р 3, 16
Г, С 4, 17
Д, Т 5, 18
Е, У 6, 19
Ж, Ф 7, 20
З, Х 8, 21
И, Ц 9, 22
К, Ч 10, 23
Л, Ш 11, 24
М, Щ 12, 25
Н, Э 13, 1

Приложения:

1. Оформление титульного листа.

2. Оформление таблиц и рисунков.

3. Оформление списка литературы.

5. Вопросы к экзамену.

Задания для контрольных работ

 

Вариант 1

1. Объясните причины существования различных вариантов периодизации экономического развития общества.

2. Проведите соотношение между целями и итогами реформ Петра I.

Вариант 2

1. Определите причины существования нескольких теорий, в основе которых лежит цивилизационный подход.

2. Охарактеризуйте роль государства во внешней торговле России в разные исторические периоды.

Вариант 3

1. Оцените влияние на экономическую жизнь процесса общественного разделения труда и вызванных им изменения в хозяйственной деятельности.

2. Превращение Японии в одну из ведущих индустриальных государств

 

Вариант 4

1. Теория экономических систем И. Валлерстайна, основные положения, противоречия.

2. Проведите сравнительный анализ экономической роли государства в становлении индустриальной системы в европейских государствах, результаты представьте в виде таблицы.

 

Вариант 5

1. Составить таблицу сравнительного анализа формационного и цивилизационного подходов к периодизации жизни общества.

2. Утрата экономического лидерства Англией в Европе и экономическая депрессия начала 70-х гг. Экономические реформы правительства М. Тэтчер.

 

Вариант 6

1. Оцените влияние античного рабовладения и азиатского способа производства на формирование норм морали западной и восточной культуры.

2. Переход от индикативного планирования и политики голлизма к консервативной политике во Франции.

 

Вариант 7

1. Клиометрика как новый подход к изучению экономической истории.

2. Сущность «рейганомики». Социально-экономическое положение США на рубеже ХХ-ХIХ вв.

 

Вариант 8

1. Какую роль в экономической жизни общества сыграло формирование института семьи и частной собственности?

2. Экономическая программа Л. Эрхарда в ФРГ, феномен германского «экономического чуда».

 

Вариант 9

1. Назовите экономические и социально-политические основы формирования феодальной хозяйственной системы.

2. Назовите основные различия этатистской и либеральной моделей на примерах Великобритании, Франции, Японии, США и Германии.

 

Вариант10

1. «Соборное уложение» 1649 г. как юридическое оформление крепостного права в России.

2. Проведите сравнительный анализ последствий Первой мировой войны для экономики европейских стран.

 

Вариант 11

1. Назовите экономические причины и последствия Великих географических открытий.

2. Проведите сравнительный анализ экономической политики периода «оттепели» и «перестройки».

 

Вариант 12

1. Какую роль в экономической жизни США сыграли войны за независимость и Гражданская война.

2. Назовите причины краха перестройки и распада СССР.

 

Вариант 13.

1. Что такое революция цен, какое влияние она оказала на формирование капиталистических отношений?

2. Оцените влияние нефтяных кризисов 70-х гг. на экономику СССР. Можно ли утверждать о проявлениях «голландской болезни» в отечественной экономике?

 

 

Вариант 14

1. Охарактеризуйте мануфактурный период в Англии.

2. Дайте характеристику развивающимся странам, в чем причины неравномерности экономического развития.

 

Вариант 15

1. Промышленный капитализм его основные черты и варианты.

2. Процесс становления и развития европейской экономической интеграции: этапы, противоречия, оценка современного состояния ЕС.

 

 

Вариант 16.

1. Что такое меркантилизм, его влияние на экономическую жизнь страны?

2. Охарактеризуйте процесс становления государственного социализма в СССР.

 

Вариант 17.

1. Что такое процесс первоначального накопления, как он протекал в Англии и других странах?

2. Глобализация, её сущность, закономерность. Глобальные проблемы и предлагаемые пути их решения.

 

 

Вариант 18

1. Особенности феодального хозяйства России в ХY-ХYII вв. Причины объединения русских княжеств.

2. Охарактеризуйте отличительные особенности экспортоориентированной и импортозамещающей моделей развития стран.

 

Вариант 19.

1. Сельское хозяйство Западной Европы в период развитого феодализма: закономерности и страновые особенности.

2. Проанализируйте предпосылки необходимые для перехода к индустриальному обществу. Постройте таблицу сравнительного анализа.

 

Вариант 20.

1. Основные формы феодального землевладения в экономике феодальной России.

2. Сравните экономическую политику, предложенную Ф. Д. Рузвельтом в США и нацистами в Германии.

 

Вариант 21.

1. Оцените влияние социально-экономической политики Екатерины II на международное положение России.

2. Определите роль КНР в смене мирового лидера, сделайте подтверждение на основе сбора и обработки экономической информации.

 

Вариант 22.

1. Назовите причины и оцените значение реформы 1861 г. для развития капиталистических отношений в России.

2. Оцените состояние отечественной экономики в период холодной войны.

 

Вариант 23.

1. Становление экономики индустриального типа в США.

2. Причины и последствия процесса либерализации отечественной экономики 90-х годов

 

Вариант 24.

1. Выделите особенности развития капиталистических отношений в России.

2. Назовите причины краха и распад колониальной системы мира.

 

 

Вариант 25.

1. Проанализируйте факторы быстрого экономического роста США, Германии и Японии в конце XIX – начале XX веков.

2. Проведите сравнительный анализ причин кризисов 1998 и 2008 г.г. в России.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ, ИНФОРМАЦИОННОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Рекомендуемая литература

Базовые учебники:

1. История экономики: учебник / под общ. ред. О. Д. Кузнецовой, И.Н. Шапкина. – 2-ое изд., испр. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2013.

Основная литература:

1. Конотопов М.В., Сметанин С.И. Экономическая история. Издательство: Дашков и К, 2012

2. Конотопов М.В., Сметанин С.И. История экономики России. Кнорус, 2011

3. Заславская М.Д. История экономики: Учебное пособие для бакалавров Издательство: Дашков и К, 2013, 294 с.

Дополнительная литература:

1. История мировой экономики: учебник/ под ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой Издательство: ЮНИТИ-ДАНА, 2012 г.

2. Савельев В. Н. История экономики зарубежных стран: учебное пособие. Издательство: Издательство МГОУ, 2011с

3. Акопова И.И. История экономики. М.: Юристъ, 2001, 171 с.

4. Вощанова Г.П., Гоздина Г.С. История экономики. М.: ИНФРА–М, 2001.- 231 с.

5. Тимошина Т.М. Экономическая история России. Уч. пособие/ Моск. Гос. Ун-т. 2000. 431 с.

6. Тимошина Т.М. Экономическая история зарубежных стран. Уч. пособие/ ред. М.Н. Чепурина. М.: Юстицин форм. 2000, 495 с.

7. Верт Н. История Советского государства. 1900-1991. М., 1989.

8. Гэлбрейт Д.К. Экономические теории и цели общества. М.: Прогресс, 1979.

9. Сметанин С.И. История предпринимательства в России. Курс лекций: учебное пособие / С.И. Сметанин. – 4-е изд. М.: КНОРУС,2011. – 192 с.

10. Яковец Ю.В. История цивилизаций. М.: ВлаДар. 1995.

 


 

Приложение 1.