Рекомендации для выполнения контрольных работ.
Тема 14. СССР — Россия: смена модели экономического развития в 90-е гг. XX века. Основные направления развития в начале XXI века
Состояние российской экономики в конце 1991 г. Альтернативы экономического развития. Трудности поиска рыночной модели хозяйствования. «Шокотерапия». Начало экономических реформ в России. Либерализация цен. Ликвидация системы централизованного распределения ресурсов. Кризис неплатежей. «Обвальное» падение курса рубля. Рыночный курс и продолжение администрирования экономики. Развитие реформ в 1993–1994 гг. Обмен денежных купюр. Борьба за власть и ее влияние на общеэкономическую ситуацию в стране. Распад рублевой зоны. Натурализация экономических отношений между хозяйственными субъектами. Рост товарных и фондовых бирж. Проведение массовой приватизации. Легализация частнокапиталистического предпринимательства. Споры по вопросу о сущности и путях проведения приватизации. Первый этап приватизации: ваучерная приватизация. Создание чековых инвестиционных фондов. Второй этап приватизации: переход к денежной форме приватизации и борьба за реальную собственность. Практика залоговых аукционов. Основное содержание третьего (текущего) этапа приватизации. Малая приватизация. Приватизация жилья. Трудности проведения земельной приватизации. Реорганизация колхозно-совхозной системы. Развитие фермерства и личных подсобных хозяйств. Финансово-экономическая помощь Запада. Проблемы возвращения России в систему мирохозяйственных связей и отношений. Место современной России в мировой экономике.
Итоги проведения реформ в 1990-х гг. Либерализация экономических отношений и изменение роли государства в регулировании экономических процессов. Социальные издержки реформ. Криминализация экономики. Макроэкономическая нестабильность. Причины, уроки экономического кризиса 1998 г., дефолт. Основные тенденции и ориентиры экономического развития России на рубеже веков ХХ-ХХI, оценка социально-экономического положения страны в условиях современного мирового экономического кризиса.
Общие методические указания:
По заочной форме обучения студенты выполняют письменные контрольные работы, предусмотренные учебными планами вузов.
Контрольная работа – это самостоятельное письменное изложение результатов изучения теоретических вопросов в форме ответа на поставленные проблемы в заданиях с использованием элементов табличного метода и представления результатов анализа на основе исследования научной литературы.
Контрольная работа выполняет следующие функции:
- способствует усвоению учебного материала и закрепляет знания по дисциплине;
- формирует навыки аналитической деятельности, позволяет выяснить пробелы в знаниях и получить вовремя помощь от преподавателя;
- учит письменно излагать свои мысли при решении проблемных вопросов о развитии хозяйственной жизни общества в разные исторические периоды.
Основные требования к контрольной работе.
При написании контрольной работы необходимо соблюдать следующие требования:
- работа должна быть выполнена на основе учебной, монографической, периодической и справочной литературы;
- решение проблемных вопросов сопровождается объяснением выполняемых действий;
- содержание работы излагается самостоятельно; оформление должно быть грамотным и аккуратным;
- вопросы могут быть изложены в виде экономического эссе (в приложении дано описание методического приема)
- работа должна быть выполнена в срок, установленный учебными планами.
Студент, не выполнивший контрольную работу, к зачету не допускается.
Порядок выполнения контрольной работы.
Контрольную работу рекомендуется выполнять в следующем порядке:
- ознакомиться с заданием, подобрать литературу и статистический материал;
- изучить литературу и обработать фактический материал;
- построить алгоритм исследования проблемного вопроса или составить план к изучению теоретических вопросов;
- написать текст и оформить работу;
- сдать контрольную работу в деканат факультета.
Оформление контрольной работы.
Для выполнения контрольной работы необходимо использовать шрифт Times New Roman, размер шрифта 14. Работа должна быть отпечатана через 1,5 интервала с полями: слева 30 мм, справа – 10 мм, сверху – 20 мм, снизу – 20 мм. Объем работы - не менее10 страниц. Все страницы в работе нумеруются арабскими цифрами на верхнем поле посередине текста, начиная со страницы 2. На титульном листе работы номер страницы не ставится.
В контрольной работе оформление ссылок должно быть в форме информации в квадратных скобках, содержащей ссылку на номер источника в списке использованной литературы и указание страницы источника, на которой размещен цитируемый текст, например: [2, c. 4].
Выбор варианта контрольной работы.
Студентам предлагается выбор из 2-х вариантов заданий, исходя из порядкового номера контрольного задания и начальной буквы фамилии студента.
Начальная буква фамилии студента | Порядковый номер контрольного задания |
А, О, Ю | 1, 14 |
Б, П, Я | 2,15 |
В, Р | 3, 16 |
Г, С | 4, 17 |
Д, Т | 5, 18 |
Е, У | 6, 19 |
Ж, Ф | 7, 20 |
З, Х | 8, 21 |
И, Ц | 9, 22 |
К, Ч | 10, 23 |
Л, Ш | 11, 24 |
М, Щ | 12, 25 |
Н, Э | 13, 1 |
Приложения:
1. Оформление титульного листа.
2. Оформление таблиц и рисунков.
3. Оформление списка литературы.
5. Вопросы к экзамену.
Задания для контрольных работ
Вариант 1
1. Объясните причины существования различных вариантов периодизации экономического развития общества.
2. Проведите соотношение между целями и итогами реформ Петра I.
Вариант 2
1. Определите причины существования нескольких теорий, в основе которых лежит цивилизационный подход.
2. Охарактеризуйте роль государства во внешней торговле России в разные исторические периоды.
Вариант 3
1. Оцените влияние на экономическую жизнь процесса общественного разделения труда и вызванных им изменения в хозяйственной деятельности.
2. Превращение Японии в одну из ведущих индустриальных государств
Вариант 4
1. Теория экономических систем И. Валлерстайна, основные положения, противоречия.
2. Проведите сравнительный анализ экономической роли государства в становлении индустриальной системы в европейских государствах, результаты представьте в виде таблицы.
Вариант 5
1. Составить таблицу сравнительного анализа формационного и цивилизационного подходов к периодизации жизни общества.
2. Утрата экономического лидерства Англией в Европе и экономическая депрессия начала 70-х гг. Экономические реформы правительства М. Тэтчер.
Вариант 6
1. Оцените влияние античного рабовладения и азиатского способа производства на формирование норм морали западной и восточной культуры.
2. Переход от индикативного планирования и политики голлизма к консервативной политике во Франции.
Вариант 7
1. Клиометрика как новый подход к изучению экономической истории.
2. Сущность «рейганомики». Социально-экономическое положение США на рубеже ХХ-ХIХ вв.
Вариант 8
1. Какую роль в экономической жизни общества сыграло формирование института семьи и частной собственности?
2. Экономическая программа Л. Эрхарда в ФРГ, феномен германского «экономического чуда».
Вариант 9
1. Назовите экономические и социально-политические основы формирования феодальной хозяйственной системы.
2. Назовите основные различия этатистской и либеральной моделей на примерах Великобритании, Франции, Японии, США и Германии.
Вариант10
1. «Соборное уложение» 1649 г. как юридическое оформление крепостного права в России.
2. Проведите сравнительный анализ последствий Первой мировой войны для экономики европейских стран.
Вариант 11
1. Назовите экономические причины и последствия Великих географических открытий.
2. Проведите сравнительный анализ экономической политики периода «оттепели» и «перестройки».
Вариант 12
1. Какую роль в экономической жизни США сыграли войны за независимость и Гражданская война.
2. Назовите причины краха перестройки и распада СССР.
Вариант 13.
1. Что такое революция цен, какое влияние она оказала на формирование капиталистических отношений?
2. Оцените влияние нефтяных кризисов 70-х гг. на экономику СССР. Можно ли утверждать о проявлениях «голландской болезни» в отечественной экономике?
Вариант 14
1. Охарактеризуйте мануфактурный период в Англии.
2. Дайте характеристику развивающимся странам, в чем причины неравномерности экономического развития.
Вариант 15
1. Промышленный капитализм его основные черты и варианты.
2. Процесс становления и развития европейской экономической интеграции: этапы, противоречия, оценка современного состояния ЕС.
Вариант 16.
1. Что такое меркантилизм, его влияние на экономическую жизнь страны?
2. Охарактеризуйте процесс становления государственного социализма в СССР.
Вариант 17.
1. Что такое процесс первоначального накопления, как он протекал в Англии и других странах?
2. Глобализация, её сущность, закономерность. Глобальные проблемы и предлагаемые пути их решения.
Вариант 18
1. Особенности феодального хозяйства России в ХY-ХYII вв. Причины объединения русских княжеств.
2. Охарактеризуйте отличительные особенности экспортоориентированной и импортозамещающей моделей развития стран.
Вариант 19.
1. Сельское хозяйство Западной Европы в период развитого феодализма: закономерности и страновые особенности.
2. Проанализируйте предпосылки необходимые для перехода к индустриальному обществу. Постройте таблицу сравнительного анализа.
Вариант 20.
1. Основные формы феодального землевладения в экономике феодальной России.
2. Сравните экономическую политику, предложенную Ф. Д. Рузвельтом в США и нацистами в Германии.
Вариант 21.
1. Оцените влияние социально-экономической политики Екатерины II на международное положение России.
2. Определите роль КНР в смене мирового лидера, сделайте подтверждение на основе сбора и обработки экономической информации.
Вариант 22.
1. Назовите причины и оцените значение реформы 1861 г. для развития капиталистических отношений в России.
2. Оцените состояние отечественной экономики в период холодной войны.
Вариант 23.
1. Становление экономики индустриального типа в США.
2. Причины и последствия процесса либерализации отечественной экономики 90-х годов
Вариант 24.
1. Выделите особенности развития капиталистических отношений в России.
2. Назовите причины краха и распад колониальной системы мира.
Вариант 25.
1. Проанализируйте факторы быстрого экономического роста США, Германии и Японии в конце XIX – начале XX веков.
2. Проведите сравнительный анализ причин кризисов 1998 и 2008 г.г. в России.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ, ИНФОРМАЦИОННОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Рекомендуемая литература
Базовые учебники:
1. История экономики: учебник / под общ. ред. О. Д. Кузнецовой, И.Н. Шапкина. – 2-ое изд., испр. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2013.
Основная литература:
1. Конотопов М.В., Сметанин С.И. Экономическая история. Издательство: Дашков и К, 2012
2. Конотопов М.В., Сметанин С.И. История экономики России. Кнорус, 2011
3. Заславская М.Д. История экономики: Учебное пособие для бакалавров Издательство: Дашков и К, 2013, 294 с.
Дополнительная литература:
1. История мировой экономики: учебник/ под ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой Издательство: ЮНИТИ-ДАНА, 2012 г.
2. Савельев В. Н. История экономики зарубежных стран: учебное пособие. Издательство: Издательство МГОУ, 2011с
3. Акопова И.И. История экономики. М.: Юристъ, 2001, 171 с.
4. Вощанова Г.П., Гоздина Г.С. История экономики. М.: ИНФРА–М, 2001.- 231 с.
5. Тимошина Т.М. Экономическая история России. Уч. пособие/ Моск. Гос. Ун-т. 2000. 431 с.
6. Тимошина Т.М. Экономическая история зарубежных стран. Уч. пособие/ ред. М.Н. Чепурина. М.: Юстицин форм. 2000, 495 с.
7. Верт Н. История Советского государства. 1900-1991. М., 1989.
8. Гэлбрейт Д.К. Экономические теории и цели общества. М.: Прогресс, 1979.
9. Сметанин С.И. История предпринимательства в России. Курс лекций: учебное пособие / С.И. Сметанин. – 4-е изд. М.: КНОРУС,2011. – 192 с.
10. Яковец Ю.В. История цивилизаций. М.: ВлаДар. 1995.
Приложение 1.