Товарная марка и товарная упаковка.
Товарная марка – это имя, термин, знак, символ либо их сочетание, которое идентифицирует товар, и указывают на его принадлежность к определенной фирме.
Товарная марка имеет следующие обозначения:
1) В виде фирменного имени, т.е. в форме слова, буквы, либо сочетания слов и букв, которые могут быть написаны и произнесены в слух (BMV, ADIDAS, L&M)
2) В виде фирменного знака, рисунка, символа, цветной раскраски, которые не могут быть произнесены вслух, но могут быть опознаны.
3) В виде торгового образа. Сочетание фирменного имени и фирменного знака.
Фирменные имена, символы и торговые образы имеют сугубо маркетинговое значение. Их задача отделить товары одной фирмы от другой. Используя или создавая известные товарные марки фирмы, обеспечивают себе общественное признание, широкое распространение и большую прибыль. В тех случаях, когда товарная марка юридически зарегистрирована, она становится товарным знаком, который защищен от посягательств конкурентов.
Официально зарегистрированный товарный знак гарантирует исключительное право фирмы на использование.
Изображается такой знак R - right reserves – права защищены;
TM – trade mark – торговая марка; С – copy right – интеллектуальная собственность.
Таким образом, товарная марка юридически защищена в том случае, если она зарегистрирована как товарный знак.
Функции товарной марки
1. Рекламная.
2. Гарантия качества.
3. Функции ограничивают одно юридическое лицо от другого.
Требования к товарной марке:
1. Должна легко запоминаться.
2. Быть броской и оригинальной.
3. Иметь положительный смысл при реализации в другие страны.
Для того чтобы использовать товарный знак другой фирмы с ней заключают лицензионный договор. Такое сотрудничество называется франчайзинг.
Важной составляющей товарной политики является упаковка, которая состоит из тары и маркировки (10 % от цены)
Тара – это нечто, куда помещают товар.
Различают внутреннюю тару – непосредственное вместилище продукта (флакон духов).
Внешняя тара – материал, служащий защитой для внутренней тары и удаляемый при подготовке к работе.
Транспортная тара – предназначена для хранения, погрузки, разгрузки и транспортировки.
Маркировка – это ярлыки, этикетки, надписи, изображения наносимые на тару.
Этикетки не только идентифицируют товар, но и дают потребителю информацию о нем (содержит название товара (изображение), сорт, размер, цену, код).
Если речь идет о пищевых продуктах, то должна быть указана дата изготовления и срок годности, состав, калорийность, иногда рецептура приготовления, если у товара есть негативное побочное воздействие должно быть указано в маркировке. Информация, содержащаяся в маркировке должна быть правдивой.
Функции упаковки:
1.Защита.
2.Хранение.
3.Транспортировка.
4.Использование.
5.Информирование.
6.Стимулирование сбыта.
Требования к упаковке:
- оригинальность
- функциональность и удобство
- эстетическое воздействие на потребителя
- возможность рекламного использования
- относительная дешевизна
- возможность последующей переработки.