III. Перспективы урегулирования

Беспорядки на палестинских территорияхвспыхнули с новой силой после 28 сентября 2000 г.Поводом стало посещение одним из правых политиков Израиля А. Шароном Храмовой горы в Иерусалиме. Пода­вить выступления палестинцев правительство Израиля не смогло. В декабре 2000 г. стало ясно, что вскоре предстоят новые выборы.

Они состоялись 6 февраля 2001 г.,убедительную победу (с отрывом В 25%) одержал Ариэль Шарон.Он и стал новым премьер-министром Израиля. Вначале марта ему удалось создать коалиционное прави­тельство, привлечь к союзу Партию труда и ее лидера Шимона Переса, назначив его министром иностранных дел.

Создание в Израиле нового правительства, победа на выборах А. Шарона были крайне негативно восприняты в арабских странах. Руководитель палестинской интифады Марван Баргуси (лидер ФАТХ на Западном берегу) прямо призвал палестинцев ответить массовыми выступлениями протеста. С тех пор ситуация постоянно накаляется: на террористические акции палестинцев Израиль отвечает жесткими действиями.

С начала 2001 г. Израиль прекратил перечисление в Палестинскую автономию средств, собранных с налогов палестинцев, работающих I) Израиле. Фактически установлена блокада территорий: перекрыта по­дача воды, энергии, связь прервана. В мае 2001 г. международная ко­миссия под руководством бывшего сенатора США Джоржа Митчелла предложила некоторые рекомендации по урегулированию положения. Но практическое осуществление «Плана Митчелла» остается под большим вопросом. Уже 1 июня 2001 г. последовал акт терроризма, по­вергший в шок весь Израиль, — взрыв на молодежной дискотеке «Дольфи», в результате которого погибли 20 израильских подростков. С августа 2001 г. начались рейды израильской армии на территорию Палестинской автономии, что еще более накаляет ситуацию.

С тех пор столкновения израильтян с палестинцами происходят по­стоянно. Летом 2002 г. Израиль полностью оккупировал территорию

Палестинской автономии и проводил там чистки среди палестинских организаций; были арестованы лидеры экстремистов, в том числе руко­водители организации «Бригада мучеников Аль-Лксы» и «Хамас». Лишь в сентябре 2002 г. была снята осада с резиденции Я. Арафата и частично разморожены средства палестинской автономии (40 млн. долл.). Нача­лась ликвидации нелегальных израильских поселений на Западном берегу. В настоящее время обсуждается новый план, предложенный МИДом Да­нии (Пьер Стинг): план рассчитан на период до июля 2005 г. и предусма­тривает оказание помощи Палестинской автономии для проведения ре­форм и развития экономики.

В сентября 2002 г. Израиль вновь стал обстреливать резиденцию .Я. Арафата в г. Рамалла. К тому же у Арафата вновь возникли пробле­мы с внутренней оппозицией в рядах ООП: одна из организаций — «Народный фронт освобождения Палестины» — отказалась прини­мать участие во встречах палестинских руководителей до тех пор, по­ка не будет освобожден ее лидер — Ахмад Саадат, арестованный в ян­варе 2002 г. руководством Палестинской автономии.

Успехи, достигнутые в урегулировании палестинской проблемы, весь­ма значительны. Опасность новой войны на Ближнем Востоке умень­шилась, хотя и поговаривают о новой возможности таковой в 2002 г. С Египтом и Иорданией у Израиля установлены нормальные дипло­матические отношения, правда, Иордания приостановила их с 1 апре­ля 2002 г. С Сирией ведутся переговоры. Израиль в принципе согла­сился на эвакуацию Голанских высот. Это позволяет надеяться, что следующей страной, с которой будет заключен мирный договор, ста­нет Сирия. За ней последует Ливан, позиция которого по проблеме мирного урегулирования с Израилем «полностью связана с сирий­ской», имеется в виду серия соглашений, заключенных между Лива­ном и Сирией в 1991 г.

Тем не менее есть объективные препятствияв деле дальнейшего урегулирования и неясности, вызывающие беспокойство за судьбу стран на Ближнем Востоке.

Во-первых,неясна ситуация в самом Израиле:чем закончится поли­тический кризис, какое будет правительство, какие настроения будут преобладать в израильском обществе, насколько упорным окажется сопротивление религиозных экстремистов-иудаистов? В настоящее время почти 80% населения Израиля составляют евреи, но и арабское население довольно многочисленно — 15%; в кнессет избрано сейчас 10 депутатов от арабского населения. За 1990-е гг. население Израиля иыросло почти на треть, главным образом за счет еврейской эмигра­ции из СССР. В Израиль прибыло за это время около 900 тыс. бывших советских граждан; они уже создали две политические партии, имеют сиоих депутатов в кнессете и, как полагают, содействовали радикали­зации настроений в израильском обществе.

Во-вторых,спорным остается вопрос об израильских поселенцах. Внастоящее время их общее число около 140 тыс.; есть тенденция к сокращению: в 1990 г. они составляли 15% еврейского населения Израиля, сейчас — не более 9%. Палестинцы настаивают не только на ликвидации поселений, но и на отъезде самих поселенцев. Израиль­тяне выступают против такого решения; они настаивают на «праве ев­реев проживать в любом месте их исторической родины».

В-третьих, террорпалестинских организаций способен сорвать лю­бое урегулирование. Впоследние годы экстремизм явно усилился, и это неслучайно. По мере достижения независимости Палестины стано-иится анахронизмом существование десятков тысяч вооруженных бойцов в лагерях палестинских беженцев. Что им делать, когда цель борьбы будет достигнута, ведь молодые люди ни дня в жизни не ра­ботали, они привыкли жить за счет международной помощи, решать нее проблемы с помощью насилия. Это проблема многих стран, пере­живших долгую гражданскую войну: армия, ставшая влиятельной си--лой в обществе, никогда не допустит роспуска вооруженных сил. Этим и объясняются настоятельные попытки сорвать наметившиеся сдвиги it мирном урегулировании.

В-четвертых,возникает вопрос: как долго сможет Я. Арафат бороть­ся с экстремистскими настроениями среди палестинцев?В настоящее время полиция и силы безопасности Палестинской автономии прово­дят операции по зачистке территорий, производят сотни арестов, ча­сто во взаимодействии с силами безопасности и армией Израиля. Это может вызвать реакцию негодования среди арабского населения и при­вести к устранению Я. Арафата из руководства автономии. А кто смо­жет его заменить?

Уже сейчас есть потенциальные соперники, и прежде всего офици­ально назначенный на пост премьер-министра Палестинской автоно­мии некто Абу Мазен (Махмуд Аббас), он же генеральный секретарь ООП. Отношения между ним и Арафатом не всегда складываются хорошо.

В-пятых,камнем преткновения может стать вопрос об Иерусали­ме, который уже с 1980 г. аннексирован и объявлен столицей Израиля. Это город, в котором находятся религиозные святыни трех вели­ких религий: иудаизма, христианства и ислама. Многие мусульмане считают, что ни в коем случае нельзя оставлять его полностью в руках Израиля. Большинство требуют восстановления положения, сущест­вовавшего до 1967 г., когда Иерусалим был разделен на две части: за­падную (еврейскую) и восточную (арабскую). Именно восточный Ие­русалим должен стать столицей арабского государства в Палестине, считают они. Удастся ли Израилю найти приемлемую формулу урегу­лирования статуса этого города — от этого зависит многое.

В-шестых,достаточно сложным является и вопрос о распределении водных ресурсов.Дело в том, что Палестина крайне бедна водой; основ­ная масса берется из подземных источников, большинство которых на­ходится на Западном берегу Иордана. Во всяком случае именно оттуда Израиль получает в настоящее время 70% всей потребляемой воды. В случае провозглашения независимого государства вряд ли можно рассчитывать на сохранение существующего порядка распределения водных ресурсов, а это, по заявлениям многих видных израильских политиков, равнозначно «самоубийству государства». Это, вероятно, одна из причин, объясняющих, почему правящие круги Израиля наста­ивают на сохранении статуса автономии для Западного сектора и Газы, в то время как ООП добивается независимости этих территорий. — В-седьмых,серьезным препятствием в дальнейшем урегулирова­нии может стать непримиримость и радикализм отдельных арабских ру­ководителей,таких, как С. Хусейн в Ираке или М. Каддафи в Ливии. Они вряд ли смирятся с мирным урегулированием. Подтверждаются слова палестинского писателя Фаваза Турки: «Многие арабские лиде­ры пользуются палестинской проблемой то как знаменем, то как тряпкой для вытирания ног!».

Многое будет зависеть от того, какую политику станет проводить Сирия: если она пойдет на заключение мирного договора с Израилем, это позволит исключить возможность любых конфликтов арабских стран с Израилем в будущем. Многое сейчас зависит от нового прези­дента Сирии Башира Асада.Если будут выведены сирийские войска из Ливана, появятся шансы на заключение мирного договора и с Из­раилем. А после Сирии наступит и очередь Ливана.

В-восьмых,очень важно поведение молодежи и интеллигенции араб­ских стран.Настораживает, что около 70% арабских студентов, окон­чивших элитные университеты на Западе, по возвращении в родные места становятся фундаменталистами.

Возможным выходом мог бы стать трансферт населения, как ара­бов, так и евреев. Такие случаи не раз бывали в прошлом, достаточно вспомнить урегулирование между Грецией и Турцией после Первой мировой войны. Но с учетом политических настроений, позиций противостоящих сторон осуществить все это крайне сложно. В слу­чае американской акции против Ирака вполне может начаться мас­совая депоратация арабов из Израиля — они будут восприниматься I стране как сочувствующие врагу. А. Шарон может воспользоваться случаем, чтобы «очистить» территорию Палестинской автономии от арабов. Они, разумеется, направятся в Иорданию, большинство на­селения которой и так уже составляют палестинцы. Не исключено, что именно в Иордании начнутся массовые выступления против ко­роля Абдаллы II.

В настоящее время впервые в истории появились реальные шансы па провозглашение независимого арабского государства в Палестине. Если это произойдет, мир станет свидетелем решающего шага в урегу­лировании всех проблем Ближнего Востока. Однако развитие собы­тий, развернувшихся в этом регионе осенью 2000 г., внушает серьез­ную тревогу за его будущее.

Выводы

/. К началу 1990-х гг. постепенно сложились предпосылки для преодоления ту­пика в ближневосточном урегулировании: прекращена «холодная война», ус­тановлены дипломатические отношения СССР с Израилем, США и Израиль признали необходимость переговоров с палестинцами и согласились на их про­ведение, завершилась гражданская война в Ливане, сменилось правительство в Израиле.

2. К числу важнейших достижений в урегулировании следует отнести решение о создании палестинской автономии на Западном берегу и в Газе, а также мирный договор с Иорданией.

3. Проведение в жизнь договоренностей между Израилем и ООП наталкивает­ся на сопротивление экстремистов; был убит премьер-министр Израиля И. Рабин, среди палестинцев активизировались исламские фундаменталис­ты, не удалось достичь и договоренностей с Сирией.

4. Несмотря на достигнутые успехи, остаются серьезные препятствия в деле дальнейшего урегулирования ближневосточной проблемы. Главные из них свя­заны с радикальными элементами как в Израиле, так и в арабских странах. Это делает непредсказуемым дальнейшее развитие ситуации на Ближнем Востоке.