III. Проблемы внешней политики Турции

Ситуация выглядела патовой:ни одна партия не располагала боль­шинством, достаточным для формирования правительства. Было решено создать коалицию из двух партий,их лидеры должны будут попе­ременно возглавлять кабинет министров.После выборов 1995 г. премье­ром стала Тансу Чиллер,с 1995 г. возглавившая Партию верного пути (бывший лидер-президент — С. Демирель). В сентябре 1996 г.прави­тельство возглавлял уже лидер Партии благоденствия Н. чЭрбакан.

В сентябре 1986 г. частичные выборы в меджлисподтвердили сниже­ние популярности Партии отечества: она получила лишь 32% голосов. Произошли и другие изменения в расстановке политических сил. В мае 1986 г.последовал самороспуск НДП. В ноябре 1986г. часть На­роднической партии объединилась с социал-демократами — образо­валась единая Социал-демократическая народническая партия(СДНП) во главе с Эрдалом Инёню.

ІІ. Политические процессы в 1980—1990-е гг.

Характерной чертой Турции всегда было господство государственного сектора в экономике.Постепенно он становился все менее эффектив­ным, но, пока сохранялся жесткий централизованный режим власти, это было не так заметно. В годы гражданского правления экономиче­ские проблемы усугублялись, возрастала социальная напряженность, что вело к политической дестабилизации, возникала угроза анархии. Это вынуждало военных вмешиваться: на короткое время порядок восстанавливался, а потом власть снова передавалась в руки граждан­ских политиков.

Такой сценарий неоднократно повторялся в послевоенной Турции. Лишь в 1980-е гг. реформы Т Озала позволили стране отказаться от го­сударственного контроля в экономике, начать развивать рыночные механизмы регулирования. Это привело к резкому повышению эф­фективности производства, расширению экономических связей с ми­ровым рынком, росту благосостояния населения. В Турции быстрыми темпами происходили социальные изменения, повлекшие за собой и изменения в политической ситуации.

Это подтвердилось уже в марте 1984 г.на выборах в местные орга­ны власти.По-прежнему лидировала Партия отечества (41,2% голо­сов), но неожиданно в лидирующую группу выдвинулись еще две партии: Социал-демократическая партия (СДП), которую возглавил сын Исмета Инёню — Эрдал Инёню (23,4% голосов), и Партия вер­ного пути (ПВП), за которой стояли сторонники С. Демиреля, так как сам он не мог быть членом партии (13,25% голосов). Эти две пар­тии (СДП и ПВП) стали добиваться роспуска парламента и досроч­ных выборов. Но оснований для этого у Т. Озала не было, он по-прежнему контролировал парламент. В его партии сочетались и мо­дернисты — западники, сторонники рыночной экономики и большей открытости Турции, — и ревнители традиций и исламской морали, выступавшие в поддержку национальных ценностей. Некоторые партии, представленные в парламенте, получили меньше 10%: На­родническая партия (НП)— 8,75%, Национал-демократическая (НДП) - 7%.

Тогда же, в ноябре 1986 г.,образовалась Демократическая левая пар­тия(ДЛП), за ней стояли сторонники Б. Эджевита. Активизировались и фундаменталисты: Партия благоденствия Н.Эрбакана и Партия на­ционалистической деятельностиА. Тюркеша.

В сентябре 1987 г.в Турции состоялся референдумпо поводу отмены 4-й статьи Конституции, запрещавшей видным политическим деяте1 лям занимать выборные посты в течение 10 лет. Незначительное боль­шинство проголосовало «за» (50,23%), благодаря чему С. Демирель официально стал лидером ПВП, а Б. Эджевит возглавил ДЛП.

На выборах в ноябре 1987г. Партия отечества укрепила свои пози­ции в парламенте, получив там 292 из 400 мест. СДНП во главе с Э, Инёню стала иметь 99 мест, ПВП С. Демиреля — 59 мест. ДЛП Б. Эджевита набрала лишь 8,5% голосов, а Партия благоденствия Н. Эрбакана — 7,7%; обе не были даже представлены в парламенте. Т. Озал вновь сформировал однопартийное правительство.

В октябре 1989 г. Т. Озал избран президентомТурции (сменил гене­рала К. Эврена). Премьер-министром стал Б. Эджевит.Был принят новый Закон о выборах: он подтверждал 10%-ный барьер для парла­ментских партий, а также обеспечивал партии, получившей на выбо­рах 35% голосов, абсолютное большинство мест в парламенте.

Выборы состоялись 29 ноября 1990г. В парламент прошли депутаты от трех партий: Партии отечества (36%), Социал-демократической (25%), Партии верного пути(19%). Все остальные партии, в том числе и Демократическая левая Б. Эджевита, не смогли пробиться в парла­мент. Явно обнаружилась тенденция к падению авторитета Партии оте­чества,поэтому пост премьер-министрабыл передан С. Демирелю.

После октябрьских выборов 1991г., подтвердивших тенденцию к падению популярности ПО, в Турции было создано коалиционное правительство из двух партий — ПВП и СДНП. Возглавил его по-прежнему С. Демирель; после неожиданной смерти Т. Озалав мае 1993 г,он был избран президентом Турции.

С 1993 г.в стране обостряется проблема сепаратизма.Курды — этни­ческое меньшинство в Турции — давно уже добивались автономии, но официальная позиция властей категорически отвергала такую возмож­ность. Борьбу курдов с 1978 г. возглавляла Курдская рабочая партияпод руководством Абдуллы Оджалана.В 1984 т. она объявила правительству войну. В 1993 г. курды-депутаты покинули турецкий парламент, в 1994 г. они подверглись политическим репрессиям. С того времени курды вы­ступают на политической арене отдельно от турок. В отношении вид­ных политических деятелей осуществляются теракты. В феврале 1999 г. А. Оджалан был арестован. В феврале 2000 г. на VII Чрезвычайном съез­де Курдской рабочей партии принято решение прекратить боевые дей­ствия и решать проблему мирными средствами.

24 декабря 1995 г. состоялись досрочные парламентские выборы.Они подтвердили рост исламских настроений в обществе,что ранее проде­монстрировали и результаты муниципальных выборов — во многих крупных городах мэрами были избраны исламисты. Партия благоден­ствия Н. Эрбаканаполучила на выборах больше всего мест — 144, Партия Отечества — 137, Партия верного пути— 98, ДЛП — 61; Народ­но-республиканская партия, воссозданная лишь в 1992 г., получила в парламенте 55 мест. Курды набрали лишь 4,17% голосов и не сумели пройти в парламент.

Позиции исламистов в стране продолжали крепнуть: они получали все больше власти на местах, к тому же возглавляли правительство. Все ожидали следующих парламентских выборов, когда, по прогнозам, исламисты должны были одержать полную победу. Армия не могла с этим смириться, о чем военные неоднократно заявляли президенту С. Демирелю. В январе 1998 г.своим указом он сместил Н. ЭрбаканаАпередав пост премьер-министралидеру Демократической левой партии Б. Эджевиту.Было объявлено о запрете Партии благоденствия. Впрочем, почти сразу же исламистыобразовали новую партию — Партию справедливости,во главе которой встал еегенеральный секретарь Р. Кутан; она сохранила свои места в парламенте. Против исламистов принимаются и другие меры: в ноябре 1999 г. прокуратура Турции признала антиконституционной деятельность организации «Нурджулар»; в январе 2000 г. запрещен турецкий филиал партии «Хесболлах».

17 января 1999 г. правительство Б. Эджевита получило вотум дове­рия в парламенте. Очевидно, политические лидеры Турции сделали выводы из прошлого и не стали обострять политическую ситуацию.

В мае 2000 г. новым президентом Турции был избран Ахмед Недж-дет Сезер. Он сменил известного политика С. Демиреля. Жесткая по­зиция в отношении исламистов сохранялась; в январе 2001 г. началь­ник генерального штаба Турции вновь предупредил их, что армия готова выступить в защиту Конституции и не допустит прихода исла­мистов к власти.

Тем не менее 4 ноября 2002 г. состоялись парламентские выборы, которые завершились триумфальной победой Партии справедливо­сти и развития во главе с Реджепом Эрдоганом. Партия набрала на выборах 363 места из 550. Второй успех выпал на долю Народно-ре­спубликанской партии, получившей почти 19%, или 178 мест в пар­ламенте. Поскольку Р. Эрдоган лишен по суду права занимать обще­ственные должности, пост премьер-министра занял Абдуллах Поль. Правящая партия была сокрушена, она получила лишь 1 % голосов и даже не прошла в парламент. Но армия остается начеку. Военные внимательно наблюдают за ситуацией и всегда готовы вмешаться. В марте 2003 г. премьер-министром Турции стал Р. Эрдоган, по пра­ву заняв причитающееся ему место.

Экономическая реформав Турции продолжалась и в 1990-е гг.: тем­пы ежегодного прироста ВНП увеличились до 8%, экспорт в конце 1990-х гг. превысил 30 млрд. долл., причем 80% в нем составляли про­мышленные изделия. Появилось огромное количество новых част­ных предприятий, производящих высококачественную продукцию. Валютные резервы Турции превысили 26 млрд. долл., ВНП на душу населения — 3 тыс. долл. Турция превратилась в высокоразвитую страну, поставляющую конкурентную продукцию на мировом рынке. В настоящее время 75% турецких промышленных предприятий впол­не конкурентоспособны по сравнению с европейскими.

Огромной проблемой Турции является коррупция, которая прони­зывает все сферы государства. После размолвки между президентом и премьер-министром по этому поводу 19 февраля 2001 г. в Турции про­изошел финансовый кризис:из страны стали уходить инвестиции. Цен­тробанк Турции вынужден был вмешаться, что привело к резкому со­кращению (на 1/3) резервов иностранной валюты. В конце концов лира была отпущена в «свободное плавание» и подешевела сразу на 36 %.

Но кризисные проявления не могут перечеркнуть все экономиче­ские достижения Турции в последние годы. Во всяком случае, уровень жизни турок в 3 раза превышает российский.

Основные проблемы внешней политики Турции традиционно связа­ны со взаимоотношениями с Грецией.А главной причиной греко-ту­рецких раздоров после окончания Второй мировой войны стал Кипр.

Занимая выгодное стратегическое положение в Восточном Среди­земноморье, Кипр еще в 1878 г. был оккупирован английскими вой­сками, хотя формально входил в состав Османской империи. После Первой мировой войны Кипр был аннексирован Великобританией, и по Лозаннскому договору 1923 г. Турция это признала. Свыше 80% населения острова составляли греки. Они рассчитывали, что рано или поздно англичане уберутся с Кипра и тогда произойдет воссоедине­ние острова с Грецией.

После окончания Второй мировой войны англичане дали понять, что готовы остаться на острове в прежнем качестве. Началось их про­тивостояние с греческим населением. Борьбу греков за независимость Кипра возглавил глава автокефальной православной церкви Кипра архиепископ Макариос III. Он стал одновременно энтархом, или ли­дером, греческой общины.

Хотя греки не притесняли турецкое меньшинство, правительство Турции было озабочено перспективой присоединения острова к Гре­ции, ведь Кипр находится всего в 60 км от турецкого побережья. Но и правительство Греции не желало ссориться с Турцией, тем более что обе страны одновременно были приняты в НАТО.

В 1951 г. на Кипре, в порту Фамагуста, размещены английские во­енные базы — военно-воздушная и военно-морская. В 1954 г. сюда был переведен штаб вооруженных сил Великобритании на Ближнем Востоке. В том же году греческое правительство поставило в ООН во­прос о самоопределении Кипра, но, очевидно, не проявило должной настойчивости — вопрос о Кипре был оставлен без внимания. На ос­трове состоялись демонстрации протеста греческого населения, жес­токо разогнанные англичанами.

В 1955 г. Англия официально пригласила Турцию и Грецию на кон­ференцию в Лондон для обсуждения кипрского вопроса, но в результа­те стороны лишь рассорились окончательно. Греки в Турции подверг­лись гонениям, Греция отказалась участвовать в маневрах НАТО.

Начиная с 1955 г. делаются попытки вести переговоры между анг­лийскими властями и архиепископом Макариосом, но в марте 1956 г. англичане депортировали Макариоса на Сейшельские острова. В ап­реле 1955 г. на Кипре начались боевые действия террористических групп греков во главе с неким офицером Гривасом против англичан. В 1956 г. произошли первые столкновения между киприотами: грека­ми и турками; впоследствии они переросли в широкомасштабный ме­жобщинный конфликт.

Попытки посредничества НАТО не удались. Но все же в феврале 1959 г. представители Турции и Греции заявили в Цюрихе о своем со­гласии провозгласить независимость Кипра. Президентом будущего государства должен быть грек, вице-президентом — турок. Прави­тельство должно состоять из 7 греков и 3 турок; это же соотношение 7:3 необходимо соблюдать при распределении всех административ­ных должностей. С августа 1960 г. Кипр стал независимым.

Но Конституция острова была явно надуманной, неэффективной. В декабре 1963 г.на Кипре начались новые столкновения между грека­ми и турками.Дело чуть не дошло до войны между Турцией и Грецией. Очевидно, лишь присутствие американского 6-го флота вблизи Кип­ра помешало турецкому вторжению на остров в начале 1964 г.

В дело вмешалась ООН: в марте 1964 г. по ее решению на Кипре были размещены силы ООН по поддержанию мира. С тех пор они беспрерыв­но находились на острове, решение об их пребывании там автоматически продлялось. Попытки посредничества ООН также успеха не имели.

Между тем в 1967 г. в Греции власть захватила военная хунта. Гене­ралы поддерживали наиболее авантюристически настроенных поли­тиков, выступавших за присоединение Кипра к Греции. В 1971 г. на Кипр прибыл Гривас, который стал проводить террористическую дея­тельность против правительства Макариоса. Но в 1973 г. Макариос был избран вновь на пост президента; его отношения с хунтой в Афи­нах зашли в тупик.

15 июля 1974 г. дворец Макариоса подвергся нападению нацио­нальных гвардейцев, находившихся под влиянием греческих офице­ров. Сам Макариос бежал и был перевезен в Англию, а повстанцы провозгласили «президентом» некоего Самсона.

Перед лицом непосредственной угрозы присоединения Кипра к Греции вооруженные силы Турции 20 июля 1974 г. вторглись на ост­ров. Через три дня военная хунта в Афинах пала. Турки захватили 40% территории Кипра, вынудив 200 тыс. греков превратиться в беженцев. В конце 1974 г. на Кипр вернулся Макариос, но остров был фактически разделен. Попытки наладить межобщинный диалог предпринимались неоднократно — велись переговоры между лидерами общин Клавкосом Клеридисом и Рауфом Денкташем. Они хорошо знали друг друга еще с детства, но позиции сторон принципиально не совпадали.

Преемником Макариоса, умершего в 1977 г.,стал Спирос Киприа-ну.Вновь в роли посредника пыталась выступить ООН, но перегово­ры шли с большим трудом, так как греки настаивали на статусе феде­рального центра и на освобождении большей части захваченной Тур­цией территории:

В конце 1983 г. туркиобъявили о независимости северной части ост­рова.С тех пор переговоры идут неспешно: стороны обсуждают про­цент мест для каждой общины в общем парламенте Кипра, турки на­стаивают на праве выхода из федерации и т. п. Тем временем факти­чески закрепляется существующее положение: в турецкой части острова проводятся выборы, создаются новые органы власти, растет турецкое население, греки вытесняются с занимаемых земель. Одним словом, идет «кипризация» — этот термин вошел в международный лексикон.

Есть и другие причины обострения отношений между Турцией и Гре­цией.В частности, во время турецкой экспансии Кипра Греция укре­пила свое военное присутствие на островах в Восточной части Среди­земного моря, демилитаризованных согласно Лозаннскому договору 1923 г. Турция тогда выразила протест.

Существует и проблема территориальных вод.Пока обе стороны со­блюдали традиционный 6-мильный рубеж, Греция контролировала 35% Эгейского моря, Турция — 10%. Проблема возникла в 1994 г., ког­да Греция, ссылаясь на решения конференций по морскому праву, по­требовала 12-мильную зону территориальных вод. Это давало бы ей суверенитет над 75% Эгейского моря, с чем Турция категорически не согласна.

С этим связана и проблема континентального шельфа.Обострилась она в конце 1973 г., когда в Турции была опубликована карта конти­нентального шельфа Эгейского моря и в соответствии с ней стали выдаваться лицензии на изыскательские работы. В начале 1974 г. де­ло чуть не дошло до конфликта, когда турецкое гидрографическое судно «Кандарли» с мощным эскортом военных кораблей пыталось приступить к изыскательским работам. На протяжении 1974—1975 гг. между двумя странами проходили бурные дискуссии по этим вопро­сам. В феврале 1976 г. другое турецкое судно, также в сопровождении военного корабля, попыталось проводить исследования. Это обост­рило отношения между двумя странами.

Ситуация несколько разрядилась в 1978 г., когда лидеры Греции и Турции встретились и договорились о регулярных консультациях. Только в 1980 г. новое турецкое правительство пошло на уступки, ста­ло проявлять сдержанность по отношению к Греции. Правда, в 1987 г. между двумя странами вновь вспыхнул конфликт из-за работ по раз­ведке нефти, но он был быстро погашен в ходе неожиданного визита премьер-министра Т. Озала в Афины в 1988 г.

Распад СССР в 1989 г.способствовал возникновению независимых тюркоязычньгх государств в Центральной Азии: Казахстана, Узбекиста­на, Туркмении и Киргизии.Тургут Озал посетил эти страны и также при­гласил их лидеров в Турцию. Президент С. Демирель выбирал альтер­нативу между двумя возможностями: объединиться с этими государст­вами и Ираном в единый исламский блок или без Ирана и в какой-то мере против него как фундаменталистского государства. Разумеется, идеи пантюркизма в духе Риза Нури и Нихаля Атсиза весьма заманчи­вы. Однако Турция вынуждена проявлять сдержанность, поскольку де­ло касается не только Запада, но и ближайших соседей Турции, преж­де всего России и Ирана, с которым у турок тесные экономические связи. Турция поддержала Договор об экономическом сотрудничестве государств бассейна Черного моря, подписанный 11 странами в 1992 г., а также договоры о сотрудничестве в бассейне Каспийского моря и об экономическом сотрудничестве с Ираном и Пакистаном.

Турция сыграла важную роль в проведении международной операции против Ирака в 1991 г.,предоставив свою территорию в распоряжение вооруженных сил США. После войны в Заливе президент Д. Буш посетил Турцию и заявил, что США хотели бы видеть ее членом Евро­пейского союза (ЕС). С официальной просьбой о приеме в члены со­юза Турция обратилась еще в 1987 г., но рассмотрение заявления отло­жено на неопределенное время. Турция стала лишь членом Западно­европейского союза в 1992 г., а с 1 января 1996 г. действует Соглашение о таможенном союзе с ЕС.

В 2003 г. новый парламент Турции отказал американцам в праве пользоваться базами на Своей территории, что затруднило деятельность американской военной машины в условиях кризиса с Ираком. Это на­верняка осложнит в ближайшее время позиции Турции в переговорах о вступлении в Европейский союз.

Выводы

1. Переход к гражданскому правлению занял в Турции более трех лет. За это время была подготовлена новая Конституция, в которой пытались учесть опыт прошлого, в частности, введен 10%-ный барьер против малых партий и видным политическим деятелям запрещено в течение 10 лет занимать вы­борные посты в государстве.

2. С 1980 г. в Турции под руководством Т. Озала проводится новая экономичес­кая политика: свертывается государственное регулирование, идет привати­зация госсектора, привлекается иностранный капитал. В результате Тур­ция становится конкурентоспособной на мировом рынке.

3. Социальные изменения в Турции влекут за собой и политические процессы: в конце 1980-х гг. сокращается влияние Партии отечества Т. Озала и начи­нается рост исламистских настроений. Партия благоденствия Н. Эрбакана добивается власти сначала на Местах, а затем успешно выступает на пар­ламентских выборах. В сентябре 1978 г. Н. Эрбакан становится главой пра­вительства. Армия вновь вынуждена вмешаться: в январе 1998 г. правитель­ство смещено и Партия благоденствия распущена.

4. Во внешней политике главное место занимают проблемы взаимоотношений Турции с Грецией: проблема Кипра, проблемы территориальных вод в Эгей­ском море. В 1990-е гг. удалось несколько разрядить обстановку, ввести от­ношения в нормальное русло. В настоящее время Турция проявляет повышен­ный интерес к новым тюркским государствам Центральной Азии.