Лекция № 9. Объединения специалистов и профессиональные издания в области связей с общественностью

5.

4.

3.

2.

1.

Тема №7. Регулирование деятельности в сфере связей с общественностью.

1.Правовое регулирование связей с общественностью; саморегулирование.

2.Законы и нормативные акты, регулирующие общественную и коммерческую деятельность.

3.Федеральные законы о СМИ, рекламе и т.д.

4.Неформальные способы регулирования в области связей с общественностью: традиции, обычаи; корпоративные нормы.

5.Нормы международного права о связях с общественностью.

 

Если проанализировать, какие регулятивные механизмы существуют в связях с общественностью, то можно выделить два основных направления: правовое регулирование и саморегулирование.

Правовое регулирование - это система регулирования поведения людей в обществе посредством правовых норм, устанавливаемых органами государственной власти и выполняемых гражданами под контролем уполномоченных организаций с возможностью применения фиксированных санкций за отклонение от данных норм. Это строго установленная, четко прописанная, обязательная для всех членов общества система норм. Ни о каком добровольном следовании данным предписаниям речи не идет.

Саморегулирование – гораздо более подвижная система. Она вступает в действие, когда невозможно применение правового регулирования, когда нет общественно опасного деяния с точки зрения права, но есть морально-этическая коллизия, порой более негативная по своим последствиям для общества, чем любой правовой поступок. Саморегулирование не может носить обязательный и всеобщий характер, его основным признаком является добровольность следования декларированным нормам. Роль саморегуляторов в данном случае играют нормы и идеалы, которые служат этическими критериями для оценки как отдельно взятых поступков, так и всей деятельности в целом.

Как и любое другое активно реализующееся явление общественной жизни, связи с общественностью требуют создания самостоятельной законодательной базы, регулирующие те, или иные коммуникационные процессы. Воздействие связи с общественностью, СМИ, рекламы на общество происходит, прежде всего, с помощью информации. Таким образом, нормативно-правовые акты, составляющие юридическую основу функционирования PR, отражены в достаточно новой отрасли права – информационной.

При современном развитии информационного пространства резко возросло внимание к циркулированию информационных потоков. И это не случайно: если XX век можно было назвать веком индустриального общества, то XXI, безусловно, будет веком информационным.

Информационное общество можно определить как общество, в котором информация приобретает ведущее значение, и её влияние на развитие государства становится более эффективным, чем политическое, экономическое или военное. Информационные ресурсы в таком социуме занимают один ряд с природными, трудовыми, финансовыми, составляя основной потенциал страны.

Происходит создание специфической информационно-социальной среды, которая нуждается в высокой степени урегулированности законом.

Информационное право только начинает складываться, поэтому говорить о четкой систематизации и классификации законодательства, регулирующего отношения в этой отрасли, преждевременно.

Характерной особенностью развития современного российского общества является интенсивное преобразование именно массовой информационной среды. Переход от полностью контролируемых средств массовой информации, которые были инструментом формирования единой советской идеологии, к информационной вседозволенности вызвал, наряду с увеличением роли и востребованности информации, формированием гражданского общества, возникновение института свободы слова, и негативным явлениям. К таким явлениям, прежде всего можно отнести незащищенность общества от непроверенной информации, использование общественного мнения для лоббирования интересов отдельных социальных групп, нагнетания ощущения тех или иных глобальных проблем для манипулирования аудиторией. Особенно ярко эти эксцессы проявляются в относительно новой для нашего общества сфере – связях с общественностью и традиционной для нашей страны, но изменившейся по сути рекламы.

В зависимости от сферы деятельности, в которой функционируют связи с общественностью, в процесс правового регулирования ПР включаются ниже перечисленные законодательные акты.

1. В сфере деятельности органов власти и органов государственного управления - Федеральный закон «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации», Указы Президента РФ «О государственном флаге РФ», «О судебной палате по информационным спорам», «Об управлении Президента РФ по связям с общественностью», постановления правительства РФ «О мерах по совершенствованию взаимодействия Правительства РФ со средствами массовой информации», «Положение о правительственной комиссии по реализации комиссии по реализации концепции государственной национальной политики РФ» и др.

2. В сфере окружающей среды – Федеральный закон «Об уничтожении химического оружия»; Федеральный закон «Об экологической экспертизе» и др.

3. В условиях чрезвычайной и кризисной обстановки – Федеральный закон «О гражданской обороне», Федеральный закон «О защите населения и территории в период чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Указ Президента «О комиссии при Президенте РФ по военнопленным, интернированным и пропавшим без вести» и пр.

4. В системе средств массовой информации – Постановление Правительства РФ «О мерах по совершенствованию взаимодействия Правительства РФ со СМИ», Европейская конвенция о трансграничном телевидении, парламентская ассамблея Совета Европы «О роли национального вещания и управления им» и др.

Для того чтобы ориентироваться в правовом пространстве связей с общественностью, необходимо быть готовым к комплексному анализу существующей законодательной базы.

 

ПР-деятельность в России не имеет своего законодательного акта, такого, как, например, Федеральный закон «О рекламе». Принятию подобного единого нормативного документа, способного в полной мере отразить все возможные в этой сфере правоотношения, мешает, прежде всего, многогранность паблик рилейшнз. Для воздействия на общественное мнение используется самый разнообразный инструментарий – от информационного сообщения в средствах массовой информации до убеждения отдельных лиц в приватной беседе. Этот набор ничем не ограничен и зависит лишь от творческой инициативы специалистов. Нередко применяются и нетрадиционные технологии.

Но это не означает, что правовое поле ПР-действий не очерчено в других государственных нормативных актах.

В России каждый работник ПР-сферы должен знать:

1) Закон «Об информации, информатизации и защите информации». Основным полем деятельности ПР-специалиста является информация. И одна из задач ПР службы любой организации – накапливать всевозможные сведения как о государственных учреждениях, общественных организациях, предприятиях, партнерах и конкурентах, так и их руководителях. Конституция РФ признает и гарантирует права физических и юридических лиц «свободно искать, получать, передавать, производить информацию любым законным способом».

При этом Федеральный закон «О государственной тайне» содержит большой перечень сведений, сбор и распространение которых запрещены. Несомненно информация о привычках, увлечениях, вкусах топ-менеджеров сторонних организаций может и должна использоваться в ходе переговоров, организации презентаций, лоббировании и других ПР-мероприятий. Но и в этом случае законодатели предусмотрели ограничения. Так законом «Об информации, информатизации и защите информации» не допускаются сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни, а равно информации, нарушающей личную тайну, семейную тайну, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений физического лица без его согласия кроме как на основании судебного решения.

2) Закон «О рекламе».

Известно, что в формировании благоприятного имиджа организации большую роль играет корпоративная реклама. Зачастую и здесь как и при продвижении товаров и услуг используются образы детей, женщин и животных. Однако Федеральный закон «О рекламе» четко оговаривает правомерность использования, в частности детских образов. Они могут быть использованы в рекламе, в том числе и корпоративной, только тех фирм, которые занимаются производством товаров и услуг именно для несовершеннолетних.

ПР-специалисты, для которых реклама является одним из рабочих инструментов, зачастую не ведают о положениях рекламного законодательства.

3) Закон «Об авторском праве и смежных правах».

Не лучше обстоят дела и со знанием авторских прав. Не многим известно, что пресс-релизы, статьи, доклады, слоганы, сценарии видеороликов, тексты радиосообщений и т.п. являются произведениями, охраняемыми Законом «Об авторском праве и смежных правах». Если они создаются сотрудниками в порядке выполнения служебных обязанностей, то исключительные права на их использование принадлежат работодателю, а личные неимущественные права остаются у творца. Кроме того, по закону создатель служебного произведения имеет право на вознаграждение, если иное не оговорено в договоре с работодателем. Большой урон может понести организация, если в договор со сторонним автором её ПР-специалист не включит пункт о передачи первым всех или части исключительных прав на использование произведения. Может случиться, что после размещения рекламы соей фирмы, он через некоторое время увидит такую же, но у другой компании.

4) Закон «О товарных знаках, обслуживания и наименованиях мест прохождения товаров».

В ПР-сфере важны все аспекты, в том числе и способ придания индивидуальности организации, её товарам и услугам. Здесь не обойтись без привлекательного, хорошо запоминающегося фирменного знака. На первый взгляд кажется, что всё тут во власти дизайнера. Однако Федеральный Закон «О товарных знаках, обслуживания и наименованиях мест прохождения товаров» содержит ряж правовых норм, запрещающих использование знаков аналогичных запатентованным. Следовательно, прежде чем запустить тот или иной фирменный знак в деловой оборот, необходимо проверить его на патентную частоту.

Это лишь малая доля правовых норм непосредственно определяющих рамки тех или иных ПР-действий. Большее число норм права содержатся в других законах РФ, имеющих межотраслевой характер: «О сертификации продукции и услуг», «О предприятиях и предпринимательской деятельности», «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» и др.

Некоторые ПР-специалисты уповают на то, что при возникновении правовых коллизий они могут обратиться к корпоративному или стороннему юристу. Однако правоведов, способных оказать квалифицированную помощь в решении всех вопросов, возникновение которых вероятно в процессе многогранной ПР-деятельности, в России пока немного. Кроме того, незнание законом может привести к тому, что ПР-специалист и не заметит, как нарушит какую-либо правовую норму и окажется, что консультироваться поздно. Поэтому так важно знание основ правового регулирования PR в Российской Федерации для практиков отрасли.

У отдельных социальных общностей имеются некоторые свои, специфические для той или иной из них, подобные нормы. В трудовых и хозяйственных организациях устанавливаются имеющие обязательные для их членов правила внутреннего распорядка и так называемые корпоративные нормы; те и другие определенным образом соотносятся с общепринятыми в данном обществе нормами права и морали, но имеют свою специфику и ограниченный круг действия.

Среди корпоративных норм можно выделить локальные нормы. Они содержатся во внутренних документах, например в уставах РR-организаций и кодексах этики специалистов по связям с общественностью. По отношению к специалистам по связям с об­щественностью данные нормы могут иметь очень высокий уровень обязательности, особенно если они подкреплены соответствующи­ми условиями трудовых контрактов.

В нормативном регулировании связей с общественностью иг­рают определенную роль традиции, обычаи, историческая память и др.

Организация связей с общественностью и деятельность спе­циалистов по связям с общественностью регулируются системой разнородных социальных норм, а между правом и другими норма­тивными системами возникают взаимообусловленность, а иногда и противоречия. Достижение состояния гармонизации норм обо­значает адекватность отражения в них объективных потребностей общества. Четкое разграничение общественных отношений состав­ляет предмет нормативного регулирования.

Общественные отношения складываются в пределах норма­тивного пространства таким образом, что их регуляция осуще­ствляется одновременно различными видами социальных норм. Любое общественное отношение в данной сфере является объектом регулирования одновременно всех нормативных систем, хотя и в разной степени.

Правовое регулирование в связях с общественностью должно быть направлено на обеспечение, с одной стороны, благоприятных условий для функционирования паблик рилейшнз как социального института, а с другой - на удовлетворение социальных потребно­стей (прежде всего — информационно-коммуникационных) лич­ности, общества и государства при соблюдении прав юридических и физических лиц.

Право должно строиться на основе норм, содержащихся в Конституции РФ, и касаться всех общественных отношений в данной сфере, с ориентацией на такие социальные ценности, как свобода выражения мнений, политическое и идеологическое разнообразие, честь и достоинство личности, свобода критики, право на доступ к информации и т.д.

Сложным является правовое регулирование общественных отношений, субъекты которых имеют противоположные интересы в сфере массовой информации. Например, при реализации права гражданина на доступ к информации у государственного служа­щего, в ведении которого находится данный вопрос, и у внешнего специалиста по связям с общественностью противоположные интересы.

В 1969 г. Ж. Д'Арси провозгласил необходимость признания права человека на коммуникацию.

Теория эгалитарной массовой коммуникации, разрабатываемая автором, исходит из постулата предоставления равного права всем гражданам для выбора канала коммуникации и получения любой интересующей их информации. Разновидностью теории эгали­тарной коммуникации является модель равных возможностей, которая предполагает кроме отмеченной возможности доступа к каналам коммуникации и интересующей информации возможность высказывания в СМИ и размещения в других средствах массовой коммуникации любых нестандартных, спорных точек зрения. Для защиты отмеченных прав автором предлагается создание федераль­ной комиссии по обеспечению принципа эгалитарности массовых коммуникаций.

Объединенные общностью предмета регулирования — обще­ственных отношений, непосредственно связанных с организацией и деятельностью служб связей с общественностью и соответствую­щих специалистов — эти нормы образуют вторичную юридическую целостность в системе права. Такие образования являются ком­плексными в том смысле, что входящие в них нормы связаны не единым методом и механизмом регулирования, а лишь предметом правового воздействия. К числу таких комплексных образований

относятся финансовое право, экологическое право, космическое право, информационное право и др.

Необходимость в международно-правовом регулировании связей с общественностью, основанных на принципах свободы массовой информации, независимости СМИ, обмене информацией и др., возникла с возрастание её роли в развитии современных международных отношений, повышением ответственности государств и СМИ за распространяемую ими информацию. Внимание, которое ООН, ЮНЕСКО и другие международные организации уделяют разработке международно-правовых норм в области связей с общественностью, также свидетельствуют о важности регулирования указанных вопросов на международном уровне.

Рассмотрим основные международно-правовые акты, регулирующие право человека на информацию, доступ информации, касающийся деятельности СМИ. Прежде всего, остановимся на имеющих первостепенное значение международных документах в области средств массовой информации. Так, статья 19 Всеобщей декларации прав человека (принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года), статьи 19 и 20 Международного пакта о гражданских и политических правах (принятого Генеральной Ассамблеей ООН 16 декабря 1966 года) закрепляют права человека на свободу убеждений и свободное выражение своего мнения. Эти права включают в себя свободу беспрепятственно отстаивать свои убеждения, искать, получать и распространять любыми средствами всякого рода информацию и идею независимо от государственных границ. Международный пакт о гражданских и политических правах предусматривает определенные гарантии против произвольного ограничения права на доступ к информации. Они заключаются в требовании, чтобы ограничения устанавливались, во-первых, только законами, во-вторых, исключительно только в целях обеспечения уважения права других лиц или охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья, нравственности населения.

В наиболее общей форме проблемы организации и деятельности СМИ урегулированы в ст.10 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года. Эта статья гарантирует свободу выражения мнений и свободу информации без вмешательства со стороны государственных органов и независимо от государственных границ. Она предоставляет широкие возможности для защиты, поскольку в её первом пункте содержится целый перечень основных прав. Во втором пункте перечислены определенные основания, на которые договаривающиеся государства могут ссылаться для обоснования ограничений, налагаемых на осуществление этих прав.

За применением Европейской конвенции надзирают Комитет министров Совета Европы и Европейский суд правам человека. Последний разъяснил и прокомментировал характер защищаемой свободы выражения мнения в соответствии со ст.10: «Свобода выражения мнения представляет собой одну из главнейших основ демократического общества, одно из основных условий для развития каждого человека… Она применима не только к информации или идеям, которые получают положительный отклик или рассматриваются как не оскорбительные или нейтральные, но и к тем идеям, которые для государства или любой части его населения являются оскорбительными, шокирующими, или нарушающими спокойствие. Таковы требования плюрализма, толерантности и терпимости без которых не может существовать демократическое общество». Данная свобода является одной из основ демократии, одной из важнейших предпосылок реализации других прав и свобод и в конечном результате – воплощения на практике принципа связей с общественностью.

Га уровне Совета Европы принят целый ряд документов, непосредственно посвященных проблемам СМИ. Так, в Резолюции № 428 (1970) относительно декларации о средствах массовой информации и правах человека сформулированы принципы, которые необходимо соблюдать для обеспечения независимости СМИ: любое её ущемление допускается только на основании решения суда, не допустима ни прямая, ни косвенная цензура, независимость должна быть защищена от угрозы со стороны монополий и т.д.; кроме того, предусмотрены меры по обеспечению ответственности СМИ, защите индивида от любого посягательства на его право или его личную жизнь.

 

1. Функции общественных рекламных и ПР-ассоциаций.

2. Российские объединения по связям с общественностью.

3. Международные Ассоциации в области связей с общественностью.

4. Главные международные и российские профессиональные издания и справочные службы в области связей с общественностью.