Общая характеристика российских СМИ и рекомендации по работе с ними

Меры борьбы с нежелательной утечкой информации

3.

Радио

Стационарный многопрограммный приемник транс­лирует три канала государственного вещания: «первая кнопка» — «Радио России», «вторая кнопка» — «Маяк», «третья кнопка» — местное региональное радио (в Мо­скве — «Говорит Москва»).

По замерам Gallup Media, лидеры FМ-диапазона (тыс. человек): «Русское радио» — 1123,4; «Европа плюс» — 758,4; «Радио Шансон» — 757,1; «Радио-7» («На семи холмах») — 630,6; «Авторадио — народная марка» — 580,3; «Наше время на милицейской волне» — 566,1; «Радио Ретро» — 512,2; «Наше радио» — 511,2.

СМИ всегда приветствуют любое сообщение, содер­жащее новостной элемент, лишь бы этот материал был достоверным и своевременным. Журналистам нужен по­стоянный приток информации и идей.

1. Каждый сотрудник корпорации должен знать, что ему запрещено отвечать на вопросы журналистов что-то вроде «не знаю», «не скажу», чтобы не создавать впе­чатление некомпетентности или закрытости.

2. Все сотрудники должны знать, где находится ПР-отдел, его телефон, и отправлять туда спрашивающих.

3. Не допускать попадания конфиденциальной инфор­мации в руки малооплачиваемых сотрудников во из­бежание их подкупа журналистами.

4. Если не понятно, откуда произошла утечка информа­ции, обратить внимание на членов семей и друзей топ-менеджеров либо на тех, кто уволился из корпорации.

Одна из главных особенностей отечественной инфор­мационной инфраструктуры — отсутствие подлинно независимых СМИ в России. Ни одно СМИ не обла­дает настолько крепкой финансовой базой, чтобы
позволить себе независимую точку зрения.

Вновь создаваемые СМИ редко замысливаются свои­ми создателями как коммерческое предприятие, сулящее 88% прибыль. Впрочем, нет правил без исключений. Из сто­личных СМИ наиболее близко к понятию подлинной не­зависимости подошло частное информационное агент­ство «Интерфакс» (владелец и президент Михаил Комис­сар), составляющее успешную конкуренцию такому государственному гиганту, как ИТАР-ТАСС. И, тем не менее, «Интерфакс» связывается многими источниками с финансовыми и коммерческими структурами, близкими е Администрации Президента.

Связи с общественностью в России — это, прежде все­го, отношения с властями и СМИ, но не с обществен­ностью.

Практически все СМИ имеют официальные или не­официальные расценки на разного рода скрытую рек­ламу и пропаганду. Неофициальные услуги такого рода оплачиваются «черным налом» либо в виде не­гласного «бартера». У специалистов такой вид услуг со стороны СМИ имеет название «джинса».

Роль СМИ в лоббировании — официальном или не­ официальном — чрезвычайно высока. В условиях де­мократии и гласности определенным образом стимулированные СМИ могут поднимать такую «волну» в общественном мнении, что вынуждают власти прини­мать выгодные заказчику такой кампании решения.

Почти все общенациональные СМИ имеют внутрен­него «цензора» — отдел, отвечающий за отслеживание материалов, содержащих скрытую рекламу (упомяну­тую «джинсу»). Издателям не выгодно, чтобы из «джинсы» получал выгоду лишь журналист-исполни­тель. Поэтому лучше не пытаться протолкнуть мате­риал через знакомого журналиста, а договариваться с главным редактором или же с тем, кто действительно принимает решения.

Не всегда надо давать готовые статьи для публика­ций. Иногда достаточно поставлять новости, а писать статьи будут журналисты.

Организованная «утечка информации» стала весьма популярным приемом. Но профессиональные специа­листы по связям с общественностью не должны зло­употреблять такими методами. В противном случае они могут подорвать доверие читателей.

Необходимо учитывать, что журналист должен получить внятный ответ на запрос не позже, чем через 2—3 ч.

Несколько практических замечаний, которые необходимо учитывать при работе с журна­листами в России:

è большое количество журналистов, присутствовав­ших на пресс-конференции, еще не означает появ­ления такого же количества статей;

è у каждого журналиста есть задача «пропихнуть» свое сообщение;

è сообщения с личным обращением к конкретному члену редакции имеют большие шансы на успех;

è журналисты прекрасно понимают, что никто не станет терять времени на подготовку и отправку корпоративных сообщений без дальнего «прице­ла». Поэтому они ищут «джинсу» в любом сообщении и по привычке пытаются прочесть между строк: с какой корыстной целью прислана «ней­тральная» информация. По этой причине инициа­тору ПР-акции лучше играть с открытыми картами и отправку сообщений сопровождать разговором по телефону или личной встречей с журналиста­ми;

è необходимо иметь ряд постоянных журналистов, курирующих территорию, отрасль или прямо вашу корпорацию.