II. Движение «4 мая» 1919 г.

Студенческие выступления в Пекине и распространение движения на другие районы Китая

30 апреля 1919 г. Китаю официально было отказано в удовлетворении его требований. Было заявлено, что подобные вопросы будут рассма­триваться позже, на других международных форумах, а в Париже под­лежат обсуждению главным образом проблемы территориальных из­менений в Европе, вопрос о наказании Германии и создание Лиги На­ций. Известия из Парижа вызвали крайнее возмущение в Пекине.

4 мая 1919 г. в китайской столице в течение двух недель проходили студенческие демонстрации. Ее участники требовали, чтобы китай­ская делегация покинула Парижскую конференцию и отказалась от подписания мирного договора. Звучали требования наказать чинов­ников, имеющих отношение к подписанию «21 требования», населе­ние призывалось к бойкоту японских товаров. Так началось это пат­риотическое движение.

Вскоре бойкот японских товаров охватил всю страну. В Пекине правительство Дуань Цижуя вынуждено было отозвать китайскую де­легацию из Парижа. Оно отказалось от подписания мирного договора и сняло чиновников, ответственных за принятие «21 требования».

Центр движения постепенно переместился в Шанхай, где 4 июня 1919 г. началась всеобщая забастовка, которую поддержали торговцы и представители деловых кругов национальных предпринимателей. Они протестовали, в частности, против политики властей сеттльмен­та в Шанхае.

Выступление китайских студентов приняло общенациональный характер, оно вылилось в движение «за новую культуру». Результатом этого движения стало введение в политическую публицистику и лите­ратуру нового письменного языка байхуа, соответствующего разго­ворному. Это была подлинная культурная революция, позволившая приобщить миллионы людей к грамоте и образованию. Движение всколыхнуло весь Китай и имело огромные последствия.

Политические последствия движения «4 мая»

Уже 25 июля 1919 г. последовало обращение Совнаркома Советской России «К правительствам Северного и Южного Китая». В нем содержался отказ от неравноправных договоров с Китаем, выражалось стремление оказать помощь. В самом деле были установлены контак­ты с правительствами Севера и Юга, но реально помочь Китаю в ту пору для России было затруднительно.

10 октября 1919 г. Сунь Ятсенвозродил в Шанхае партию Джунго Гоминьдан(Китайская национальная партия) и стал бороться за поли­тическую власть на Юге. Партия действовала на основе трех знамени­тых принципов: национализма, народовластия, народного благоден­ствия.Их формулировки были сделаны нарочито туманными, могли толковаться по-разному и имели целью сплотить вокруг Сунь Ятсена различные слои китайского населения.

Непосредственным следствием событий стало свержение в июле 1920 г. в Пекине лидера Аньхойской клики Дуань Цижуя и приход к вла­сти лидера Чжилийской клики У Пэйфу,который опирался на под­держку Англии и США. США вообще проявляли подчеркнутое вни­мание к Китаю, стремились укрепить его суверенитет. Европейские державы также стали восстанавливать свои позиции в Китае, и на этой почве обострились их отношения с Японией.

Это привело к фактической изоляции Япониина дипломатической конференции в Вашингтоне.Конференция с участием Китая проходи­ла с апреля 1921 г. по февраль 1922 г. Одним из главных результатов стал договор «9 держав о Китае».Все обещали соблюдать суверенитет Китая, признавали его территориальную целостность, Япония отка­зывалась от пресловутого документа «21 требование» и возвращала Китаю Шаньдун. Вопросы об отмене экстерриториальности иност­ранцев и таможенной автономии планировалось обсудить позже, но конференция была отложена в связи с инцидентом в Линчене (напа­дение бандитов на железнодорожный экспресс).

Тем не менее принятие договора и в таком виде означало укрепле­ние международных позиций Китая.Япония, потеряв свои экономичес­кие позиции в Китае, пыталась закрепиться в Маньчжурии, по сосед­ству с японской Кореей. Там создавался цельный промышленный комплекс, развивалась сеть коммуникаций. Впоследствии это сыграло важную роль, когда началась широкая агрессия Японии против Китая.

Движение«4 мая»послужило толчком к активизации крестьян: по­всеместно создавались союзы арендаторов, разного рода крестьян­ские организации, возрождались древние тайные общества («Черные пики», «Желтые пики», «Союз голоштанников», «Общество подтяну­тых животов» и т. п.). Вновь созданные отряды крестьянской самообо­роны брали на себя функции защиты населения от милитаристов, от произвола военных.

Крестьяне действовали на клановой, местнической основе. Харак­терной чертой их мировоззрения всегда была ксенофобия — подозри­тельное отношение к чужакам. А таковыми считались даже жители со­седних деревень, не говоря уже о населении других провинций, а тем более иностранцах, которые на китайском языке назывались варвара­ми, т. е. нецивилизованными дикарями.

В то же время в 1920 г. возникают первые в Китае марксистские кружки.Они появились в Пекине (группа в университете вокруг про­фессора Ли Дачжао), Шанхае (вокруг Чень Дусю). В столице провин­ции Хунань — городе Чанша марксистский кружок организовал Мао Цзэдун, были группы марксистов в Ухане и Гуанчжоу. Даже в эмигра­ции, в университете Сорбонны, возникла группа марксистов, в кото­рую входил, в частности, Чжоу Эньлай.

Созданный в Москве Коминтерн попытался установить контакты с китайскими революционерами через китайцев, принимавших учас­тие в Гражданской войне в России. 1 июля 1921 г. в Шанхае состоялся I съезд Коммунистической партии Китая. Его работой руководил пред­ставитель Коминтерна Маринг. Съезд провозгласил создание Комму­нистической партии Китая (КПК), хотя численность ее на тот момент была очень мала (53 человека).

Партия приняла далеко идущую программу, но в тактическом пла­не заняла позицию отказа от консолидации с Гоминьданом и Сунь Ятсеном. Секретарем ЦККПК был избран Чень Дусю.Так было поло­жено начало коммунистическому движению, сыгравшему затем выда­ющуюся роль в китайской истории.