ВДИ - Вестник древней истории.

Сокращения.

АО - Археологические открытия.

ВИ - Вопросы истории.

ГАЗ - Гісторыка-археалагічны зборнік.

ГИМ - Государственный исторический музей.

ИА - Институт археологии.

ИГАИМК- Известия Государственного Института истории материальной культуры.

КСИА - Краткие сообщения Института археологии.

КСИИМК- Краткие сообщения Института истории материальной культуры.

ЛОИА - Ленинградское отделение Института археологии.

МИА - Материалы и исследования по археологии СССР.

МИСО - Материалы по изучению Смоленской области.

ПИДО - Проблемы истории докапиталистических обществ.

РА - Российская археология.

РАНИОН -Российская ассоциация научно-исследовательских институтов общественных наук.

СА - Советская археология.

САИ - Свод археологических источников.

СВ - Средние века.

СЭ - Советская этнография.

Тр. - Труды.

AdW -Akademie der Wissenschaften.

AG - Archäologia Geographica.

AH - Archæologia historica.

AP - Archeologia Polski.

AR - Archeologické rozhledy.

AuF - Ausgrabungen und Funde.

AÚSAV - Archeologický ústav Slovenskej Akademie vied.

ČMM - Časopis Moravskěho muzea v Brně.

ČsČH - Československý časopis historický.

FAP - Fontes archæeologiæ poznanienses.

EAZ - Ethnographisch-archäologische Zeitschrift.

HČ - Historický časopis.

HD - Historická demografie.

HG - Historická geografie.

IHKM - Institut historii kultury materialnej.

KH - Kwartalnik historyczny.

KHKM - Kwartalnik historii kultury materialnej.

MZP - Materiały Zachodniopomorskie.

NO - Nove obzory.

PA - Památki archeologické.

PAN - Polska Akademie nauk.

PBA - Polskie badania archeologiczne.

SA - Slovenská archeologia.

Sl.Ant. - Slavia antiqua.

SNM - Sbornik národniho muzea v Praze.

SPFFBU - Sbornik praci filosoficke fakulty brnenské university.

Spr.A. - Sprawozdania archeologiczne.

SSNM - Sbornik slovenského národného muzea.

ŠZAÚSAV-Študijne zvesti Archeologickeho ústava Slovenskej Akademie vied.

VVM - Vlastivědny věstnik moravský.

WA - Wiadomośći archeologiczne.

ZAM - Zeitschrift für Archäologie des Mittelalters.

ZfA - Zeitschrift für Archäologie.

ZfAuA - Zeitschrift für Agrargeschichte und Agrararchäologie.

ZfAdM - Zeitschrift für Archäologie des Mittelalters.

ZfG - Zeitschrift für Geschichtwissenschaft.

 


[1] Риер Я.Г. Очерки истории средневековых цивилизаций. Могилев. 1997.

[2] Риер Я.Г. История средневековых цивилизаций. Часть I. Западная, Центральная и Южная Европа в V-Х вв. Часть 2. Азия, Африка и Америка в V – ХV вв. Могилев, 2001.

[3] См. История средних веков. М. 2000, т.2.

[4] Германия бесспорно буржуазной может считаться с ХlХ в. (Круглова Н.И. О конце средневековья и начале нового времени в Германии. Проблемы духовного развития// Идеология и политика в античной и средневековой истории. Барнаул. 1995. С. 142-151).

[5] Либман М.Я. Позднее средневековье и начало нового времени: опыт комплексного исследования// Мировая культура. Традиции и современность. М. 1991. С.223-228.

[6] Предприятия, применявшие труд наемных работников, работавших вручную на основе разделения труда.

[7] История Европы. М. 1993. Т.3. С.6.

[8] Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм. Т.2. М. 1988.

[9] Горожане обычно раздавали земли в аренду крестьянам.

[10] Эту депрессию многие западные историки раньше назвали "кризисом феодализма". Теперь эта точка зрения уже представляет лишь историографический интерес.

[11] Наиболее активно эти процессы начались с конца ХV в.

[12] Так возникли те, кого в пореформенной России назвали кулаками. Теперь этот удачный термин зарубежные исследователи применяют и к западноевропейским деревенским богатеям рассматриваемого времени.

[13] Колганов М.В. Собственность. Докапиталистические формации. М. 1962. С.342.

[14] Капитал– (от позднелат., caput – голова) в Хll-Хlll вв. означал ценности, запас товаров, массу денег, деньги, приносящие процент.

[15] См., напр.: Коцюбинский Д.А, Малинин Ю.П. Феномен капитализма и проблемы его становления// Социально-политические проблемы в истории зарубежных стран. Сыктывкар. 1994. С.24-37.

[16] См.: Дьяконов И.М.Пути истории. От древнейшего человека до наших дней. М. 1994. С.165-166.

[17] ХVll в. в западноевропейских городах наблюдалась эпидемия роста торговли. Всё облепили лавочки. Ряды лавок запрудили основные улицы городов, что часто даже возмущало остальных жителей, которые обвиняли торговцев в желании обогатиться, неприкладая рук. Но это – типичное проявление частной инициативы в условиях исчезновения старой формы занятости (Бродель. Ф. Что такое Франция? М. 1997. С.304-305).

[18] См.: Дилигенский Г.Г. «Конец истории» или смена цивилизаций?// Цивилизации. М. 1993. Вып. 2. С.44-62; Новикова Л.И. Цивилизация как идея и как объяснительный принцип исторического процесса// Цивилизации. М. 1992. Вып. 1. С.9-26; Тишков В.А. Историческая эволюция и императив выживания// Всеобщая история: дискуссии, новые подходы. М. 1989. С.128-148.

[19] Об этом – в следующей теме.

[20] См.: Молдавская М.А. К вопросу о положении городских низов во Франции в первой половине ХVl века// Средневековый город. Саратов. 1989. Вып. 9. С.11-121; Средневековая Европа глазами современников и историков. М. 1995. Ч. 5. С.113.

[21] Именно машинное производство, было основой капиталистической экономики, а не наемный труд сам по себе, ибо он существовал и в древности, и в средние века, причем даже в сельских общинах – вспомним наемных пастухов в славяно-византийских общинах Vll-Vlll вв. (по "Земледельческому закону").

[22] Барг М.А. Место ХVll в. в истории Европы// Вопросы истории. 1985. № 3;Ивонин Ю.Е.Позднее средневековье или ранняя новая история?//Там же. 1987. С.№ 1; Рутенбург В.И. Ранние буржуазные революции// Там же. 1984. № 3. См. также: Бэрк П.Народная культура Эўропы ранняга новага часу. Мн. 1999. С.12,51.

[23] Пролетариат – оценочный термин, означавший резкое отличие подавляющего большинства тогдашних наемных работников от положения большинства трудовых масс классического средневековья. Последние обладали, пусть порой незначительным, но личным имуществом – крестьянскими наделами, мелкими мастерскими – которые позволяли как-то существовать. В отличие от них возникавший слой наемных работников был лишен такой собственности и существовал исключительно за счет труда по найму. В средневековье такие люди были скорее исключением из общих порядков, маргиналами.

[24] См.: Капустин Б.Г. Рец: В.А.Красильщиков. Превращение доктора Фауста// Вопросы философии. 1995. № 6. С.154-156; Кон И.С. Открытие "я". М. 1978.

[25] Есть мнение, что амфоры туда были завезены в ХVIII в., но существуют свидетельства о пребывания людей античной эпохи в Мексике и даже Венесуэле.

[26] Впрочем, у норманнов существовала и легенда о мифическом острове с таким названием, расположенном где-то в Атлантике.

[27] Есть нечеткие сообщения о том, что неутомимые путешественники – ирландские монахи побывали в Северной Америке еще в VII в., а в начале II тыс. туда плавал и моряк из Уэллса. Следы викингов будто бы находили с ХII в. в Тихом океане, на о. Пасхи и в Перу. Возможно, именно память о норманнах отразилась в ацтекском мифе "о гигантах с кожей молочного цвета".

[28] Родился он не в самой Венеции, а на одном из островов (Корчула) у иллирийского побережья Адриатического моря.

[29] Кстати, имея в виду древнерусские земли, он заметил, что там "много царей", то есть царит раздробленность, что свидетельствует о достоверности сообщений путешественника. Впрочем, недавно китаевед Фрэнсис Вуд из Британской библиотеки выпустила книгу, в которой доказывает, что репутация лгуна дана Марко заслуженно, ибо он ездил не далее Константинополя, остальное, якобы, списал у одного мусульманского путешественника. Исследовательница аргументирует тем, что Поло "не заметил" ни иероглифов, ни китайского чая, ни Великой стены. Но так или иначе, достоверную информацию о Востоке европейцы получили.

[30] Бродель Ф.Структуры повседневности. М. 1986. С.440.

[31] См.: Хазанов А.М.Неизвестное о Васко да Гаме// Вопросы истории. 2000. № 8; Он же. Тайна Васко да Гама// Новая и новейшая история. 1991. № 1.

[32] См.: Субботин В.А.Васко да Гама// Вопросы истории. 1995. № 9.

[33] Встречающиеся сообщения, что у Колумба могли быть карты викингов, лишены оснований, ибо картография у норманнов вообще неизвестна; от них остались только рунические надписи.

[34] Известный востоковед Дьяконов считает, что Колумб, возможно, был параноиком, и, как многие одержимые, очень энергично добивался результатов, хотя и не таких, каких ожидал. Холодные и трезвые ему отказывали в поддержке, а Изабелла известна своей экзальтированностью, то есть, тоже едва ли не паранойей. Более прагматичный ее супруг, Фердинанд, относился к Колумбу скептически. В самих же плаваниях Колумбу помог опытный мореход Антонио Пирсон (Дьяконов И.М.Пути истории. От древнейшего человека до наших дней. М. 1994. С.139).

[35] Кстати, Колумб выбрал самый прямой путь, его и теперь используют яхтсмены при пересечении Атлантики. На этом направлении постоянно дует попутный, в западном направлении ветер – пассат.

[36] Сигары поначалу представляли собой скрученные листья табака толщиной в руку. В Испании первых курильщиков судом инквизиции отправляли в тюрьму на 3 года. Но дороговизна табака обеспечила ему моду среди знати.

[37] Кукуруза – турецкое название, ибо в Россию этот злак попал, в ХVII в., через оккупированную османами Румынию. Здесь же можно отметить, что позднее, колонизируя Южную Америку, испанцы завезли в Европу и плоды, которые туземцы называли томатль (крупная ягода). На Пиренеях их стали называть помп дель Перу (яблоки из Перу), а итальянцы – помми д'оро (золотые яблоки: вероятно, в Италию угодили желтые плоды). В Восточной Европе помидоры появились в ХVIII в. Картофель, который сейчас возделывается в 130 странах из 167, на своей родине, в Андах, насчитывал 250 сортов, прививался в Европе очень медленно. Им боялись отравиться – и травились, поедая семена и цветы, скармливали скоту, а сами ели лишь в голодные годы. Первое упоминание о его употреблении в пищу – из госпиталя в Севилье в 1573 г. Поначалу не зная, как его готовить, ели с лимонным или апельсиновым соком, мочили в вине, варили в молоке. Распространился он в Европе лишь в ХVIII в. в связи с увеличением цен на зерно, хотя по питательности он выше пшеницы.

[38] В 1981 г. потомки Колумба, отец и сын, которого, как и знаменитого предка, зовут Христобаль Колон (в испанском произношении) совершили на паруснике кругосветное путешествие в честь открывателя Америки.

[39] Раньше, еще в Хlll в., малый круг кровообращения описал один о араб, но Сервет мог этого не знать.

[40] На рубеже ХVI / ХVII вв. французский географ Самуэль де Шамплен первым высказал идею канала через Панамский перешеек.

[41] Надо отметить, что на тогдашних географических картах было не только много неточностей, но и вымысла, причем, нередко, умышленного. Так, уже в ХVII в. у Магелланова пролива появились так называемые "о-ва Жены художника", возникшие из-за того, что когда художник рисовал карту, сидевшая рядом его жена попросила нанести хоть одну землю для нее.

[42] Оставшееся судно попало таки к португальцам и его команда была повешена как пиратская.

[43] Платина – от исп. плата (серебро). Первоначально тяжелый белый металл напоминавший серебро, презрительно назвали платиной (серебришком) и выбрасывали, считая бесполезной примесью к золоту. Ее даже запретили ввозить в Испанию, так как фальшивомонетчики из нее делали слегка позолоченные монеты и слитки. В Колумбии было выброшено до 4 т платины. Лишь спустя 40 лет в Испании спохватились, да и то лишь для того, чтобы выпускать порченые монеты.

[44] Об этих государствах см. в части II данного Пособия.

[45] Лишь в 1981 г., при строительных работах в центре Мехико на месте столицы ацтеков – Теночтитлана, было обнаружено золото, как считают, от сокровищ Монтесумы. Но не все сокровища еще найдены.

[46] См.: Верлинден Ч., Матис Г.Покорители Америки. Колумб. Кортес// Серия "Исторические силуэты". Ростов-на-Дону. 1997. С.308-310.

[47] См.: Дьяконов И.М. Ук. соч. С.142.

[48] При этих перевозках происходил как бы естественный отбор – выживали наиболее выносливые, что и обусловило нынешний физический уровень американских негров.

[49] См.: Брант М.Ю.Из истории европейской цивилизации// Преподавание истории в школе. 1997. № 4. С.31.

[50] Цвейг С.Подвиг Магеллана. Любое издание.

[51] Современные Фуггеры имеют капитал более 1 млрд. марок.

[52] Латинизированное имя, при рождении – Гюйсманн.

[53] Эразм (греч.), то же, что Дезидерий (лат.) – желанный.

[54] Отсюда возникли представления о естественном праве, а от них – к современной концепции прав человека.

[55] В этих воззрениях видна основа будущего западноевропейского либерализма.

[56] Показательно, что в России педагогические сочинения Эразма переводили уже с ХVII в. Затем стали переводить и по распоряжению Петра I. В этом видно значение работ Эразма в эпоху кризиса традиционных обществ.

[57] Обскурант – (от лат. obskurans - затемняющий) – противник прогресса, реакционер. Отсюда прозвище кельнских теологов и их сторонников – темные люди.

[58] Надо заметить, что авторство всех писем, сочиненных Рубианом и Гуттеном, приписывалось конкретным людям – кельнским обскурантам и их единомышленникам. Так что сатира была не только едкой, но и за рамками закона. Впрочем, в то время это было распространенным явлением.

[59] Настоящая фамилия его – Людер. Но по тогдашней моде она была латинизирована.

[60] Реформация – от лат. reformatio – преобразование.

[61] Именно в ответ на выступление Лютера папа Лев Х в 1518 г. канонизировал индульгенции.

[62] Некоторые исследователи считают, что так красиво он не сказал, но смысл был именно таков.

[63] Прокопьев А.Ю.Конфессии и политика в ранней Реформации: Фридрих Мудрый и Георг Бородатый// Проблемы социальной истории и культуры средних веков и раннего нового времени. Спб. 1996.

[64] Закончилась работа по переводу лишь в 1534 г.

[65] См.: Ивонин Ю.Е., Казаков М.М., Керов В.Л., Курбатов Г.Л., Федосик В.А. Очерки истории христианской церкви в Европе. Смоленск. 1999. С.96.

[66] Конечно, переводы Библии были и раньше. Еще в 1466 г. в католической Германии был сделан ее немецкий перевод. Но это делалось не для паствы, а для внутрицерковного потребления.

[67] О популярности лютеровского текста свидетельствует то, что за 1522-1546 гг. его переводы издавались 430 раз.

[68] Катехизис – сборник элементарной информации о христианской догматике.

[69] Егер О. Средние века. М. 1999. С. 654.

[70] Кин М. Рыцарство. М. 2000. С.446.

[71] См.: Каутский К.Предшественники новейшего социализма. М. 1925. Т.2. С.34-41.

[72] Ивонин Ю.Е. и др. Очерки истории христианской церкви в Европе, С. 97-98.

[73] Энгельс Ф.Крестьянская война в Германии// К.Маркс, Ф.Энгельс. Соч. т.7. С.424.

[74] Возможно, автор программы испытал влияние идей английского гуманиста Томаса Мора, изложенных в знаменитой тогда "Утопии", о которой – далее.

[75] См.: Ян Гус, Лютер, Кальвин, патриарх Никон// Жизнь замечательных людей. Челябинск. 1998. С.150-155.

[76] См.: Гутнова Е.В.Проблемы классовой борьбы средневекового крестьянства в современной немарксистской медиевистике// Современная зарубежная немарксистская историография. М. 1989.

[77] Ивонин Ю.Е., Ивонина Л.И. Тридцатилетняя война и германская политика Франции //ВИ. 2001. № 5. С.32-51.

[78] См.: Ян Гус, Лютер, Кальвин, патриарх Никон, С.168.

[79] Ивонин Ю.Е. и др. Очерки истории христианской церкви в Европе, С.104-105.

[80] Ф.Энгельс назвал это "вторым изданием крепостничества".

[81] Лишь в 1983 г. Ватикан восстановил отношения со Швецией, прерванные после ее перехода в протестантизм.

[82] См.: Лемэтр Н.Католики и протестанты: религиозный раскол в новом освещении// Вопросы истории. 1995. № 10; Горфункель А.Х.Гуманизм – Реформация – контрреформация// Культура эпохи Возрождения и Реформация. М. 1981.

[83] Бицилли П.М.Место Ренессанса в истории культуры. СПб. 1996. С.191.

[84] Но именно реформаторы повели борьбу с, как они называли, языческими пережитками в католичестве, сравнивая, например, культ Девы Марии с культом Венеры, называли святых преемниками языческих богов и героев, которые переняли у них функции лечения и защиты. Лютеране были более толерантными к народным традициям, чем кальвинсты (См.: Бэрк П.Народная культура Эўропы…, С.241,248-250).

[85] См.:Ивонин Ю.Е. и др. Очерки истории христианской церкви в Европе, С.107.

[86] Против смертной казни за прелюбодеяния выступили даже отцы города, заявившие, что тогда надо будет казнить половину населения Женевы.

[87] Каганович Б.С.Бицилли как историк культуры// Одиссей – 1993. М. 1994.

[88] Справедливо было отмечено, что "костер ему [Мигелю Сервету] сложил фанатизм ХVl в." (См.: Ян Гус, Лютер, Кальвин, патриарх Никон, с.295).Анатоль Франс в "Восстаниии ангелов" остроумно заметил, что Кальвин – это "длинный и тощий доктор из Женевы, холодный в своем неистовстве маньяк, еретик, сжигающий на кострах других еретиков.

[89] См.: История культуры стран Западной Европы в эпоху Возрождения. М. 1999.С.271-272.

[90] Дьяконов И.М.Пути истории, С.106.

[91] Лосев А.Ф.Эстетика Возрождения. М. 1982. С.235.

[92] См.: Шушарин Д.В.Начало Реформации: имперские города Юго-западной Германии// Средние века. 1995. Вып. 58. С.69-87.

[93] За последовавшие 500 лет Ватикан составил 40 таких списков.

[94] По образцу протестантских катехизисов, стали издаваться и католические аналоги.

[95] Вера в ведьм и колдунов свойственна любой языческой религии. С распространением христианства старые языческие боги не утратили своей силы, а стали отождествляться с дьяволом, с нечистой силой.

[96] Рассказы об оргиях возникли и оттого, что в состав ведовских мазей, которые использовали в ХVl-ХVll вв., входили петрушка, сельдерей, белладонна, чьи алкалоиды вызывали галлюцинации и другие расстройства психических функций. Например, белладонна вызывала ощущение полета, петрушка и сельдерей, если ими натирали эрогенные зоны, вызывали сексуальные видения (Арнаутова Ю.Е. Западноевропейские средневековые "оборотни"// Вопросы истории. 1997. № 6. С.161-165).

[97] См.: Февр Л. Бои за историю М. 1991.

[98] Рассел Д.Б. Колдовство и ведьмы в средние века. СПб. 2001. С.59.

[99] Это связано с более эмоциональным типом женской психики. Отсюда, кстати, и известная женская сварливость, за которую с Хlll в. во многих общинах наказывали, сажая в клетку или на специальный стул.

[100] Хотя в эпоху Ивана lV на Руси резко усилилось преследование колдунов, но это было скорее связано с общей политикой установившегося репрессивного режима, при котором гонения, в том числе и на колдунов, служили средством запугивания населения. Но отсутствие массовой и длительной борьбы с ведьмами в православных странах было связано и с отсутствием в то время столь острых социальных конфликтов, как на Западе, ибо кризис феодализма в них наступил позднее и в иных исторических условиях.

[101] Точнее – "Молот на колдунью", "Молот против ведьм"

[102] Глазер Г.Небеса, преисподняя, гора и дорога// Всемирное слово. Л. 1993. № 4/5.

[103] В некоторых исследованиях приводится цифра в 6 млн. сожженных ведьм (См.: Суховатая В.А.Женщина в религиозной истории и феминистская теология// Женщины в истории. Вып.2. Мн. 2002. С.44).

[104] Рассел,С.345-347.

[105] Там же, С.349-352.

[106] Шверхофф Г.От повседневных подозрений к массовым гонениям// Одиссей – 1996. М. 1996. С.326.

[107] Русское название возникло от польского (Jesus – Иисус).

[108] В 1622 г. Лойола был канонизирован.

[109] Через Речь Посполитую иезуиты проникли на территорию Беларуси и основали здесь свои учебные заведения – коллегии (самые восточные – в Могилеве и Мстиславле).

[110] В 1816 г. орден был восстановлен и существует наши дни. Теперь в мире насчитывается более 24 тыс. иезуитов.

[111] Сделал эту уступку известный папа-модернист Иоанн Павел ll в октябре 1999 г.

[112] Подробнее об этом – в теме об Англии.

[113] Для их ремонта и подготовки было вырублено около 50 тыс. лучших дубов, что значительно подорвало генетический фонд лесов, важных в стране с засушливым климатом. Оголенные горные склоны стали подвергаться эрозии, которая смыла много плодородной земли. Экологический вред этой авантюры сказывается, как считают, и в наши дни.

[114] См.: Варьяш О.И.Этно-конфессиональные общности и право на Пиренеях эпохи Реконкисты// Общности и человек в средневековом мире. М.-Саратов. 1992. С.108-111.

[115] Впрочем, можно вспомнить и нынешних "обманутых вкладчиков", размечтавшихся о современных Эльдорадо.

[116] См.: Бицилли П.М.Место Ренессанса в истории культуры, С.207-208.

[117] См.: Лосев А.Ф.Эстетика Возрождения, С.601.

[118] По ее тексту, кстати, А.С.Пушкин изучал испанский язык.

[119] В 1981 г. в Испании широко отмечали 300-летие Кальдерона. В Мадриде его пьесы исполняли прямо на улицах.

[120] Голландия – лесная страна. Такой она была в древности.

[121] Их обычно называли фризскими, хотя фризы были лишь соседями нидерландцев.

[122] Они включали в себя и городских, и сельских ремесленников-надомников, между которыми распределялись отдельные операции по изготовлению изделий.

[123] Рабочие трудились в общих помещениях.

[124] Вспомним, что эта хроника – один из важных источников по истории Франции времен Столетней войны.

[125] Дословно – сброд, оборванцы.

[126] Полное имя герцога Фердинанд Альварец де Толедо.

[127] Например, в 1572 г. выслала из своих портов суда бежавших туда нидерладцев, чем, кстати, ускорила восстание морских гёзов, оказавшихся в безвыходном положении.

[128] Латинизированное имя от Гуго ван де Гроот.

[129] См.: Телушкин Й.Еврейский мир.М. 1992. С.169-170.

[130] Фамилия возникла от реки Рейн, на переправе через которую жила семья.

[131] Хранится он в Санкт-Петербургском Эрмитаже, в 1985 г. была частично испорчена психопатом, вылившим на нее кислоту. Отреставрирована.

[132] Название "Ночной" в картине возникло, вероятно, из-за потемневшего лака.

[133] Возможно, сказался и экономический кризис 50-х годов, когда Англия запретила голландскому флоту ввоз продуктов виноделия.

[134] Это – трудоемкая техническая культура, повышавшая плодородие.

[135] См.: Лоудз Д.Генрих VIII и его королевы. Ростов-на Дону. 1997.С.284-285.

[136] Там же. С.9.

[137] Вторая беременность Анны закончилась рождением мертвого ребенка. Причем злые языки говорили, что это произошло после того, как Генрих ее избил.

[138] Есть предположение, что жестокость похотливого короля была связана с сифилическим поражением мозга.

[139] Очистителями – от лат purus – чистый. В народе, кстати, не любили пуританских проповедников за требования строгости нравов и за стремление воспитывать всех и вся.

[140] Многие считают, что на религиозную политику Генриха влияли его жены: убежденная протестантка Анна Болейн, тайная католичка Екатерина Говард, к которой он прислушивался и ярая протестантка Екатерина Парр, к которой он тоже прислушивался.

[141] По английским законам муж королевы не становился королем, а был лишь принцем-консортом.

[142] Лишь недавно на русском языке появилась более разносторонняя монография о ней, написанная, однако, хотя и не по академически сухо, но и без сочувствия, отстраненно (Хейг К.Елизавета I Английская. Ростов-на-Дону. 1997). Представляется, наиболее глубоко исследовал и описал борьбу Марии и Елизаветы Стефан Цвейг в психологическом романе "Мария Стюарт". Интересные наблюдения над Елизаветой можно найти и у Вальтера Скотта в романе "Кенилворт".

[143] Не случайно так много делалось для сакрализации образа Елизаветы как королевы Англии: пропагандировалась ее девственность, поставленная на службу народу (других интересов у нее нет); ежегодно на Пасху она лично омывала ноги стольким бедным женщинам, сколько ей исполнялось лет (перед этим им по 3 раза мыли ноги чиновники двора).

[144] Бежав из Англии после воцарения Марии Кровавой, он стал одним из основателей эмигрантской кальвинистской общины в Женеве в 1555 г., с которой, как отмечалось, началось пуританское движение в Англии.

[145] Брак с родственниками у католической знати разрешал только папа Римский.

[146] См.: Черняк Е.Б.Пять столетий тайной войны. М. 1991.

[147] Окончательное объединение Англии и Шотландии произошло лишь в 1707 г.

[148] Это не помешало католической церкви в 1935 г. объявить Мора святым за то, что он выступил против реформы Генриха Vlll.

[149] Гитлодей – от древнегреч. слов вздор и болтун. Утопия, также с древнегреч. – несуществующее место, вымышленная страна.

[150] Бродель Ф.Что такое Франция?. М. 1997. Ч.2.

[151] Грангузье (отец Гаргантюа), фр. – Большая Глотка, Обжора. Гаргантюа – великан из французских сказок. Пантагрюэль – демон жажды во французских мистериях ХV в.

[152] Существующий русский перевод романа очень точно передает язык Рабле.

[153] Упоминание черта по отношению к служителю Бога – святотатство.

[154] Почти все имена в романе – говорящие, отчего так важен, в нашем случае, адекватный русский перевод.

 

[155] Нострадамус – от церкви Нотр Дам, где его крестили.

[156] Черняк Е.Б.Тайны Франции. М. 1966. С.115. См. также: Пензенский А.А.Мишель Нострадамус: мифы и реальность в свете новейших исследований// Новая и новейшая история. 2002. № 1. С.130-151. Еще недавно много комментировали предсказания Нострадамуса о большевистской власти, событиях в России, Чернобыле. Интереснее трактовки его катренов об экспансии Востока (мусульманского мира) на Европу под влиянием религиозного фанатизма.

[157] От испорченного нем. Eidgenossen – сотоварищ, сообщинник, как называли друг друга швейцарские кальвинисты.

[158] Иногда его называли Беарнец, так как он родился в области Беарн, близ Наварры.

[159] Бурные события этого времени нашли широкое отражение в литературе, знакомой и русскоязычному читателю. Наиболее полно они описаны в объемных романах Генриха Манна "Молодые годы короля Генриха lV" и "Зрелые годы короля Генриха lV", а также Александром Дюма-отцом в романах "Королева Марга", "Графиня Монсоро" и "Сорок пять". Немецкий антифашист Генрих Манн, писавший в Бурбоне в эмиграции, после прихода к власти Гитлера, стремился найти во французской истории параллели и уроки для современности. Поэтому стремился к точности, исторической правде. Дюма же творил в иную, более спокойную эпоху середины ХlХ в. Для него история – поставщик сюжетов для приключенческих романов. Автор моделирует историю по своему усмотрению. Дюма писал: "Мы не притязаем на то, чтобы быть историками. Если иной раз мы становимся ими, то лишь тогда, когда история случайно спускается до уровня романа или, вернее сказать, роман возвышается до уровня истории".

[160] См.: Костелло А.Королева Марго. М. 1999.

[161] Она подробно описана Генрихом Манном в вышеназванном романе, но еще лучше – Проспером Мериме в его "Хронике времен Карла lХ".

[162] Первое из них попытался осуществить еще в 1594 г. Жан Шатель.

[163] Интересно заметить, что на русский язык "Завещание" переводилось уже при Петре l.

[164] Одних лишь работ, ему посвященных, насчитывается более 3 тысяч и их число постоянно растет.

[165] Это, замечу, целая антология взглядов и мыслей Сократа, Платона, Плутарха, Цицерона, Сенеки и других, дающая определенное представление об античной философии.

[166] Он заметил, что современники прокалывают ушные мочки. Греки считали это признаком рабства.

[167] По латыни его имя звучит "Картезий", поэтому последователей философа назвали картезианцами.

[168] Лат. ratio, отсюда – рациональный.

[169] Из трактата Савонаролы "Управление Флоренцией" (Цит. по: Краснова И.А. Политическое устройство Флоренции в представлениях Савонаролы// Средние века. 1994. Вып.57).

[170] Буквальный перевод фамилии - "вредный гвоздь".

[171] Баткин Л.М. Итальянское Возрождение. Проблемы и люди. М. 1995. С.351.

[172] В этом Макиавелли подходит к пониманию классовой борьбы, которое позднее стало краеугольным камнем политического учения Маркса.

[173] В этом – известное упрощение, также свойственное и марксизму. Вспомним, что ранние государства у варваров создавались скорее, как способ организации управления и обороны на определенной территории, и лишь постепенно, с монополизацией власти и крупной земельной собственности они превращались в орудие интересов сформировавшегося правящего сословия, в орудие угнетения.

[174] См.: Юсим М.А. Макиавелли м марксизм// Средние века. М. 1995. Вып. 58.

[175]:См. также: Бурлацкий Ф. Загадка и урок Макьявелли. М. 1977.

[176] И в этом Макиавелли является предтечей и политической теории Маркса, и будущей практики реального социализма.

[177] Цит. по: Юсим М.А. Макиавелли м марксизм// Средние века. М. 1995. Вып. 58. Вспомним, впрочем, О'Генри: "Хитрость мешает быть умным".

[178] Можно вспомнить отчаяние гуманиста первой половины ХХ в., С.Цвейга, написавшего в разгар Второй мировой войны: "Политики – самая опасная раса современности".

[179] В 1886 г. на месте казни Бруно в Риме ему воздвигли памятник с надписью: "Джордано Бруно от столетия, которое он предвидел, на месте, где был зажжен костер". Его сочинения были исключены из "Индекса запрещенных книг" лишь в 1948 г. А в наши дни папа Иоанн Павел ll окончательно реабилитировал Бруно.

[180] Лишь в 1989 г. Иоанн Павел ll признал ошибочность осуждения Галилея, а его книгу вычеркнули из "Индекса…" только в 1994 г. и теперь церковь не настаивает, что Земля – плоская и является центром мироздания.

[181] На лист бумаги кладется другой лист с отверстиями, через которые пишется текст, затем решетка убиралась и оставшееся место заполнялось произвольным набором букв. Для дешифровки достаточно было наложить на такой лист аналогичную решетку и читать в "окнах". Этот метод широко использовался в секретной переписке ХVl-ХVll вв.

[182] По мнению А.Ф.Лосева, "Тайная вечеря" – единственное гармоничное произведение Леонардо, ибо он все время – в исканиях, так как в мире все – динамично. Главное, писал художник – научное познание, ибо "наука – капитан, практика – солдаты". Но искусство, отмечал Леонардо, может познать мир в целом, поэтому живопись – выше науки (См.: Лосев А.Ф.Эстетика Возрождения, С.399-427).

[183] Мона – сокращенно от мадонна – госпожа.

[184] Статуя 400 лет простояла на площади перед синьорией и лишь недавно была перенесена в помещение, а на ее месте поместили копию.

[185] В конце ХХ в., в ходе реставрации попытались эти панталоны убрать, но оказалось, что Вольтерра соскоблил рисунки своего учителя и "раздеть" фигуры не удалось.

[186] От ит. – вычурный.

[187] Собственно, до археологических работ в нашем понимании там было далеко – искали античные произведения искусства и вся "научность" состояла в том, чтобы правильно выбрать место, где находок побольше, и определить их художественную ценность.

[188] См.: Всемирная история. Т. lV. М. 1958. С.357.

[189] Вспомним, что внешняя активность, реально означавшая агрессию против более слабых соседей, составляла одну из закономерностей феодальной эпохи.

[190] См.: Сказкин С.Д.Очерки по истории западноевропейского крестьянства в средние века. М. 1968. С.349.

[191] Такая экспансия, также как испанская – в Америку и русская – в Сибирь, свидетельствует об обеднении правящего сословия (См.: Ферро М.Как рассказывают историю детям в разных странах. М. 1992).

[192] Одним из наиболее восточных форпостов этого ордена стал иезуитский коллегиум в Мстиславле. В Восточной Беларуси в ответ на деятельность иезуитов возникли православные братства, в которых, кстати, проявились некоторые реформационные черты – стремление горожан контролировать деятельность церквей, в частности, назначать священников и следить за финансами.

[193] См.: Bumblauskas A. Kolizie historiograficzne w kwestii charakteristyki Wielkiego księstwa litewskiego// Lituania. 1995. 1 (14). S.29-47.

[194] См.: Флиер А.Я.Об исторической типологии Российской цивилизации// Цивилизации и культуры. Вып. 1. М. 1994. С.94-115.

[195] Следует заметить, что в польской и русской, в том числе и советской историографии было и есть стремление принизить роль униатской церкви. С другой стороны, в современной белорусской общественной мысли заметно преувеличение роли униатства как национальной церкви белорусов.

[196] Книгу Коперника вычеркнули из "Индекса запрещенных книг" лишь в ХlХ в.

[197] Структурирование польской шляхты завершилось лишь в ХVlll в., когда, чтобы отличаться от крестьян, она заговорила по-французски.

[198] См.: История культуры стран Западной Европы в эпоху Возрождения. М. 1999. С.385-386.

[199] См.: Ивонин Ю.Е., Ивонина Л.И. Тридцатилетняя война и германская политика Франции// Вопросы истории. 2001. № 5. С.34-37.

[200] См.: Ивонин Ю.Е., Ивонина Л.И. Тридцатилетняя война и германская политика Франции… С.42.

[201] Подробнее об этом см. [133,с.13-16].

[202] 0 взглядах автора на проблемы цивилизаций см. [289].

 

3-Известный советский германист В.Е.Майер, например, не отрицая археологических методов датировки сельских поселений, считал, что если существуют достоверные письменные данные, то можно пренеб­речь противоречащими им сведениями археологов [206,с.126]. Проти­воречиво относился к возможностям археологии в изучении средневековой славянской проблематики авторитетный славист В.Д.Королюк. В начале 60-х гг. он оптимистично оценил роль археологических ис­следований в изучении не только материальных условий жизни общества, но и его социального строя [163,с.105-10б]. Но спустя десяти­летия ученый уже фактически отрицал роль археологии в познании форм "организации общественного производства и общественных отношений рассматриваемого социального организма", религиозных пре­дставлений славян У-УП вв. [165,с.II]. Хотя к 70-м гг. западнославянская средневековая археология имела уже значительные дости­жения. Недооценка роли археологии в изучении раннеславянского общества отмечается и у внимательного к её достижениям Г.Г.Литаврина [392,с.7]. Весьма пренебрежительно об археологических аргументах высказался петербургский историк А.Ю.Дворниченко [см. 287,с. 124]. Не случайно, в обзоре юбилейного, 50 выпуска сборника "Средние века'' отмечается роль вспомогательных дисциплин, но археоло­гические исследования не упоминаются [79,с.27-28]. Вообще, скепсис историков обычно появляется тогда, когда археологические дан­ные в чем-то не согласуются с выводами, основанными на письменных материалах.

[204] -Хотя вывод Л.С.Клейна о том, что археология самостоятельно не способна реконструировать весь исторический процесс вполне обоснован, едва ли можно безоговорочно согласиться с его замечанием, согласно которому исторические выводы из археологического материала - это выход за пределы компетенции археолога, ведущий к искажению исторической действительности [149]. Представляется, что, не избегая общеисторических выводов, археолог должен помнить данное замечание Клейна как указание на существующую опасность и необходимость осторожности в оценках. Преодолевать эту опасность возможно и постоянным сопоставлением получаемых результатов с материалами иных (лучше сопредельных) территорий, а также с выводами других исторических дисциплин: особенно истории, исторической географии, исторической лингвистики, исторической демографии и др. думается, прав П.П.Толочко в том, что главное в археологии - историзм [363].

[205] Примечательно, что в недавно изданном пособии И.В.Дубова археология древнерусских сельских поселений совсем не затронута [102а].

 

[206] Л.В.Алексеев недавно отметил, что белорусской археологии надо выйти за пределы республики и подняться до уровня исторических обобщений над вещевым материалом [5а, с.187].

[207] Поэтому в завершающий книгу библиографический список почти не включены многочисленные небольшие по объему публикации, посвященные отдельным памятникам или иным локальным сюжетам, чрезвычайно, однако, важные в изучении массового материала. При наличии многих важных для нас публикаций одного автора в указанный список помещены обычно более поздние, в которых читатель, найдет и ссылки на опубликованные ранее работы этих авторов, использованных нами.

[208]См. также [287].

 

[209] На это обратил внимание Л.В.Алексеев [4,с.63]. С этих же позиций проанализировал данные летописей А.В.Дулов [104,с.15-16].

[210] Период сельскохозяйственных работ здесь составлял 5-6 месяцев против 8 месяцев в Западной Европе [487,с.91]; более длинная, чем на Западе, зимовка скота при более низких температурах, дополнительные потребности в отоплении, теплой одежде и т.п.

[211] Гнездовое расположение поселений в VI-VII вв. носило общеславянский характер и было связано с общественными структурами [См.198, с.36]. Подробнее об этом - в разделе VI.

[212]Появление в УШ-Х вв. на высоких крутых берегах рек украинского Левобережья, на останцах в заболоченной пойме и других защищенных местах поселений, сменивших располагавшихся у воды волынцевские селища У1-УШ вв., связано, скорее всего, не с гидрологическим режимом и хозяйственным развитием, а с военной опасностью /11,0.201-202; 347; 370/ - ситуация, аналогичная описанной в Северной Буковине в У-У1 вв.

[213]В южнорусских землях, по подсчетам С.Н.Бибикова и П.П.Толочко, "демографический взрыв" пришелся на ХI-ХII вв., в остальных восточнославянских землях - на ХII-ХIII вв., куда уходило и избыточное крестьянское население из Среднего Поднепровья [ЗЗ].

[214] На Черниговщине в IХ-начале XI в. возникло 17 поселений, существовавших в IХ-ХIII вв. и почти все они сохранились до середины ХIII в. В Х-Х.I вв. возникло 36 поселков, в ХII-начале ХIII в. - еще 50 селений [414]. В западной части белорусского Полесья в IХ-Х вв. возникло 12% поселений, в ХI-ХIII вв. - 70%, в ХIV-ХV вв. - 12% [129]. В Могилевском Поднепровье в конце IХ-Х в. появилось 18% поселений, в ХI-ХIII вв. - 73%, в ХIV-ХV вв. - всего 9%. При этом все поселения с конца IХ-Х в. существовали и в ХI-ХIII вв., так что общее число поселений ХI-ХIII вв. составило 91%. В ХIV в. в регионе оставалось 46% сельских поселений (из них 6% - старые селища конца IХ-Х в. и 32% - поселения ХI-ХIII вв.) [283]. У вятичей в VIII-Х вв. отмечено 3% поселений, в ХI-ХIII вв. появился 31% сельских поселений, в ХIV -ХVII вв. - 13% [229]. В Полужье плотность населения, по подсчетам Ю.М.Лесмана, в VI-IХ вв. составляла 0,1-0,2 человека на I км2 , а в ХП-ХШ вв. - уже 3 человека на I км2 (прирост в 15-30 раз [195]. На Ижорском плато с рубежа ХI/ХII вв. до начала ХIV в. население выросло в 9 раз [196,с.23].

 

[215]Аналогично развивался процесс расселения у соседей, в Молдове, Восточной Прибалтике, у населения Карелии, Заволжья [262,с.19-25; 309; 393,с.6,32,52].

 

[216]Но в том же Среднечешском Полабье еще не все благоприятные для тогдашнего проживания долинные земли в IХ-ХI вв. были заселены [373,с.298].

 

[217]Эти различия с Западной Европой (особенно с северофранцузской моделью) характерны были и для других центрально-европейских земель. Они начали проявляться ярче с Х в., когда в наиболее развитых областях к западу от Рейна завершилось складывание феодального землевладения [133,с.225-232; 775,с.115].

[218]На Драганской возвышенности в конце ХIII-начале ХIV в. не менее 3000 га лесов пошло под пашню [807,с.142].

 

[219]Процесс запустения часто вел к наступлению лесов на культурные ландшафты. Особенно это было заметно в местах массового забрасывания деревень в ХV в. В районе Йиглавы, например, 45% лесов (данные 1825 г.) росли на местах древних полей. На Драганской возвышенности 15% средневековых полей теперь покрыты лесами [487,с.130; 647,с.467; 699,с.I53-156; 838,с.423-424].

 

[220]В районе Мекленбурга этот процесс начался раньше: если в Х в. там были только славянские материалы, то в течение XI-X вв. следов немецкой материальной культуры здесь стало в 3 раза больше, чем славянской. Автор исследования, Э.Никель предполагает, что это отразило трехкратное преобладание здесь немецкого населения [747].

 

[221]Этот процесс можно проиллюстрировать динамикой развития поселения Мансдорф у Бремена: в середине. III-V в. в нем жило около 80 человек, в VI-середине VIII в. - осталось всего 15-20 жителей, а во второй половине VIII-первой половине IХ в. - насчитывается уже около 75 человек [613,с.247].

[222]Водораздельный тип расселения на Северо-Западе Руси с VIII в., вызванный, как отмечалось, особенностями региона, не привел к более раннему наступлению там на лесные угодья, о чем свидетельствует сеть поселений, аналогичная другим регионам лесной зоны.

[223]Подробно влияние природной среды на историю Восточной Европы рассмотрел А.В.Дулов [104].

[224]Наиболее обстоятельно подсечное земледелие изучалось П.Н.Третьяковым, Б.П.Петровым и Ю.А.Красновым [174; 255; 364].

[225]Показательно земледелие русских переселенцев в Сибири. В период колонизации земель в. ХVI-ХVII вв. сосуществовали подсека, перелог и паровая система [179,с.57-60].

 

[226]На изучавшемся нами сельском поселения у г.Чаусы кости крупного рогатого скота составили 80%, свиней - 9,4%, коз и овец - 1.6%, лошадей - 6,1%, собак - 3% [290].

[227]Подсчеты О.М.Приходнюка показали, что в VI-VII вв. земледельцы Среднего Поднепровья уже имели определенный запас, то есть излишки продуктов, прежде всего - зерна [264а].

 

[228]Так же римские авторы (Плиний Старший, Тацит) с позиций агрономических познаний своего времени недооценивали роль земледелия в хозяйстве древних германцев [615,с.124-126; 651,с.142].

[229]По мнению Берановой, подсека и перелог были связаны с разными географическими условиями: перелог распространялся там, где поле, находившееся под паром, зарастало не лесом, а травой и кустарником [445,с.196-197/]

[230]о Б.Новотны считает, что много свиных костей уничтожили собаки [448,с.37]. Больше свиней должно было быть в феодальных поместьях. Ибо, по мнению М.Кучеры, мелкие и средние феодалы, пользуясь дешевой рабочей силой, были основными поставщиками мяса, тогда как крестьяне больше внимания уделяли разведению тяглового скота и хлебов [665,с.388-389].

[231]В ХI-ХIII вв. распространился обычай подковывать лошадей, что указывает прежде всего на увеличение их роли в транспорте, тем более, что распространились появившиеся ранее хомуты и это увеличило грузоподъемность лошадей в 4 раза. Но волов быстроходные кони не вытеснили. Известны так называемые воловьи подковы, что свидетельствует о запрягании этих животных в возы. Кстати, медленное распространение подков, известных уже с латенского времени, а славянам - с VIII в., вызывалось тем, что подковы, утяжеляя ногу и ухудшая амортизацию, ограничивали подвижность коны, то есть ухудшали условия верховой езды. Поэтому распространение подков свидетельствует прежде всего об увеличении роли коней в хозяйственной деятельности. Последующее повсеместное подковывание верховых коней вызывалось увеличением количества дорог с твердым покрытием, губительным для незащищенных копыт. На феодальных поселениях встречаются и такие свидетельства верховой езды, как уздечки, наиболее характерные для ХIII-ХIV вв. [448,с.44-46; 476, с.159-160; 478.с.18].

[232]С овец, помимо мяса, широко использовали и шерсть, о чем свидетельствуют многочисленные находки так называемых овечьих ножниц. В ХIII-ХIV вв., в условиях наивысшего развития колонизации, по письменным данным, увеличилось поголовье овец и коз [448, с.37,44; 476,с.158].

 

[233] Объединение в одном параграфе материалов о полабских славянах и германцах вызвано вполне понятными особенностями привлекаемой немецкой литературы, в которой вопросы хозяйственного развития обычно рассматриваются в рамках общегерманской территории более позднего времени. С другой стороны, как будет показано ниже, раннесредневекое хозяйственное развитие обоих этнических массивов не имело существенных различий.

[234]По мнению Херрманна, в господском хозяйстве Торнова плуг, запряженный в лошадь, применялся уже с VIII в. [596].

[235]Важно отметить, что состав стада в славянских поселениях VI-VII вв. в Восточной Германии, части Польши и на Украине практически аналогичен (в процентах) [595,с.65]:

Виды скота Дессау-Мозигкау Польша Украина
Коровы 56-63
Свиньи 15-23
Овцы-козы 3,5-13
Лошади 0,9 6-9
Собаки 0,4 есть 0,3
Куры 0,8 есть 0,3

Близкие пропорции наблюдаются в ряде западноевропейских деревень, поселений Восточной Австрии, в Южной Франции в XI-ХII вв., а местами и позднее. Например, в чешской Мстенице (Моравия) - крупный рогатый скот - 46%, свиньи - 16%, лошади -15%, овцы - козы - 11%. В Сен-Жан ле Фруа (Южная Франция): крупный рогатый окот - 41%, свиньи - 34%, овцы - козы - 18% [628,с.304-305].

Вместе с тем, в Великопольше VI-VII вв. преобладали свиньи (их 43%, коров - 30%). В VIII-Х вв. в Западном Поморье коров стало 27% (вместо 50% в VI-VII вв.), а свиней - 61% (вместо 27%). Возможно, как отмечалось, это было связано с растительными условиями: свиней стало больше среди лиственных лесов, богатых желудями и буковыми орешками, а коров - в безлесых местах [499,с.83]. При таком объяснении указанное увеличение места свиней в стаде Западного Поморья в VIII-Х вв. можно увязать с расселением среди лиственных или смешанных лесов. Преобладание свиней над коровами отмечено и на славянских поселениях VIII-IХ вв. в Восточной Австрии. А на первом месте там были овцы и козы [532,с.85-86]. Эта ситуация объясняется, очевидно, горным ландшафтом.

Свиньи нередко превышали количество коров в укрепленных поселениях [628,с.304; 720; 853,с.130]. Но это не обязательно было связано с особенностями питания господ. Например, в Торновском бурге, когда он был убежищем жителей соседней деревни (VII-VIII вв.) свиньи составляли 43,6% скота, коровы - лишь 27%, хотя в самой деревне коров было больше. Когда же на бурге появилась господская резиденция, коров там стало почти 49%, а свиней - 23%, то есть соотношение уравнялось с деревенским [499, с.86].

 

[236]Несколько отличаются от приведенных данные о жертвенных животных, собранные в IХ-ХI вв. в Арконе. Преобладали козы и овцы, затем - свиньи и лишь на 3-м месте - коровы. У всех видов большинство составляли более молодые особи, чем на поселениях [722]. Вероятно, более ценными видами скота старались не жертвовать.

 

[237]Но едва ли можно утверждать, что гончарство первым в деревне превращается в самостоятельное ремесло [см. 133,с.55]. Скорее это относится к металлургии, требующей и многих специальных навыков, и времени, в том числе на добычу и подготовку сырья и топлива. Массовая посуда еще долго обжигалась в домашних печах. Да и необходимый для широкого производства быстровращающийся круг распространялся довольно медленно, у полабских славян - в течении ХI-ХII вв. [499,с.118].

 

[238]Права К.Д.Авдеева, заметившая, что "частные примеры хозяйственных успехов не следует принимать за массовое явление" [134,с.18].

[239]Анализ экономики славянских племен междуречья Одера-Эльбы позволил Херрманну сделать вывод о том, что производственный уровень IХ-Х вв. в 2-3 раза превосходил период VI-IХ вв., а в ХI-ХII вв. производство здесь выросло еще примерно в 2 раза [389]. Прогресс налицо.

[240]По славянским захоронениям VIII-IХ вв. Подонья из 41 погребенного в возрасте до 15 лет было 3 костяка, 18-30 лет - до 10, до 45-50 лет - 26; свыше 60 лет - I костяк [54,с.188-190]. В целом всё это было несколько ниже, чем в Западной Европе. Самая высокая продолжительность жизни была тогда в Галлии - 45 лет, а в среднем по Европе - около 40 лет [410,с.218].

 

[241]Это, безусловно, не означает, что люди не доживали до преклонного, по нашим понятиям, возраста. Но их было очень мало. К тому же бичом была детская смертность. В могильниках IХ-ХIV вв. Волыни, например, 44% погребений принадлежало детям 7-12 лет, 54% - погребенным в возрасте 20-25 лет и лишь 2% - зрелым и пожилым, 36-60-летним [279,с.176-177]. В могильнике XI-ХII вв. при Чаусском селище (Среднее Посожье) в двух погребениях были похоронены дети 8-9 лет, а в 7-ми - люди в возрасте 30-35 лет [290],.В могильниках Среднего Побужья из 62 определенных погребений было 5 детских (8,1% всех костяков), в возрасте 1,5-8 лет. Мужских погребений -39,3%, женских - 42,6%. Причем в возрасте до 25 лет среди мужчин покоилось 26,3%, среди женщин - 27,8%, а среди умерших после 50 лет мужских костяков было 21,5%, женских - 16,7%. То есть женщины чаще умирали в молодом возрасте и значительно реже доживали до старости в нашем понимании. Впрочем, по подсчетам Н.А.Макарова, среди колонистов русского Севера в Х-ХIII вв. мужской возраст составлял 30,1 год, женский - 32,8 лет [210].

[242]Хорошо известные этнографические особенности женских украшений мы здесь не рассматриваем. Отметим лишь, что, как подчеркивал Рыбаков, именно деятельность сельских ремесленников способствовала сохранению местных этнических традиций [299,с.26].

 

[243]Понимание необходимости такого подхода стало относительно массовым явлением лишь в результате накопления огромного фактическою и интеллектуального опыта с рубежа средневековья и нового времени (натурфилософия), хотя отдельные примеры этого подхода были и в древности, и в средние века. Но из-за низкого уровня знаний в обществе такие подходы не могли найти подтверждения в реальной практике и оставались лишь гениальными догадками немногих.

[244]Собственно, ямные захоронения были и до распространения курганов. Теперь к ним вернулись в новых условиях.

[245]Изредка встречаются скорченные костяки, что могло быть связано с погребениями волхвов, которых, как колдунов, при захоронениях связывали, клали в мешки [223,с.91-92]. Но более известны так называемые "сидячие" погребения, ориентированные обычно лицом востоку. На Руси они, по мнению ряда исследователей, более характерны для Новгородской земли, где связаны с традицией предшествовавшего финно-угорского населения [186,с.140; 306,с.39; 320,с.174; 379.С.38-40].

[246]Горожане и феодалы с XI в. перешли, как известно, в основном, на христианский обряд погребения [320,с.256].

 

[247]Добавим и нередкое сочетание в ожерельях крестиков с языческими символами (лунницами, круглыми подвесками), о чем писалось выше.

[248]Отрицают связь процесса смены кремации ингумацией с внедрением христианства у скандинавов В.Я.Конецкий и Г.С.Лебедев [159; 185].

[249]А.В.Куза одной из основных причин "обеднения" погребений считал начавшуюся в XI-ХII вв. феодализацию, сопровождавшуюся отчуждением значительной части крестьянских доходов [100,с.103-104]. Но этот процесс еще только начинался и едва ли мог привести к массовому обеднению крестьян на обширной территории древнерусских княжеств.

[250]Показательным примером сохранения и возрождения языческих погребальных ритуалов является бытование в Северной Беларуси курганных захоронений ХIV-ХVIII вв. [109].

 

[251]Седляки в Пфаффеншлаге составляли 69% жителей, подсоседки - 25%. Бóльшие по размерам дома, бóльшие и лучше расположенные усадьбы имели мельник и староста [733,с.160].

[252]Автор согласен с Л.С.Клейном, который на вопрос, сколько надо собрать фактов, чтобы постановка проблемы и последующий вывод стали позволительными, ответил: чтобы от эмпирических исследований перейти к теоретическим, надо смелее выдвигать гипотезы, делать обобщения из имеющихся данных, ибо все факты собрать невозможно [I48].

[253]0 недоверии сторонников Фроянова археологическим фактам, противоречащим их взглядам, мы уже писали [287а,с.124].

 

[254]"Исследования последнего времени не дают основания считать появление "Государства Само" следствием зарождения раннефеодальных отношений, как это считалось ранее [137,с.48-56]. Это был лишь военный союз племен без прочной внутренней основы [268,с.82].

[255]Примечательно, что именно в этот период (ХI-ХII вв.) в деревне происходит окончательное обособление крестьянских семей - складываются отдельные крестьянские усадьбы.

 

[256]Гуревич, вслед да Ж.Дюби, обосновывает более точное название этих отношений в Западной Европе - сеньериальные [76]