Незаконное участие в предпринимательской деятельности

Незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст. 289 УК) является типичным коррупционным преступлением должностных лиц. Указ Президента РФ от 4 апреля 1992 г. "О борьбе с коррупцией в системе государственной службы" запретил служащим государственного аппарата заниматься предпринимательской деятельностью, самостоятельно или через представителя принимать участие в управлении акционерными обществами, товариществами с ограниченной ответственностью и иными хозяйствующими субъектами. Данный запрет был конкретизирован в Федеральном законе "Об основах государственной службы в Российской Федерации", где в числе запретов и ограничений, связанных с государственной службой, указано, что государственный служащий не вправе заниматься предпринимательской деятельностью, а также состоять членом органа управления коммерческой организацией, если иное не предусмотрено федеральным законом или если в порядке, установленном федеральным законом и законами субъектов РФ, ему не поручено участвовать в управлении этой организацией. В ряде федеральных законов специально оговорен запрет на занятие всеми видами предпринимательской деятельности для соответствующих категорий государственных служащих (сотрудников милиции, прокурорских работников, сотрудников налоговой полиции и др.).

Государственный служащий обязан передавать в доверительное управление под гарантию государства на время прохождения государственной службы находящиеся в его собственности доли (пакеты акций) в уставном капитале коммерческих организаций в порядке, установленном федеральным законом. Запрет на занятие предпринимательской деятельностью распространяется в соответствии со ст. 60 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и на муниципальных служащих.

Продолжается процесс организации предприятий и самими криминальными группировками. По-прежнему велико число нелегальных предприятий, которые действуют без регистрации в налоговых органах или с нарушением порядка регистрации. Часто организуются "разовые" предприятия с целью получения заведомо невозвратных кредитов или для проведения одной-двух крупных экспортных операций. После этого предприятие ликвидируется, учредители скрываются.

Для установления контроля над предприятиями и втягивания их в сферу незаконной деятельности преступные группировки используют широкий набор средств - от примитивного рэкета до тонко организованной разведки в банках, в которых сосредотачиваются не только денежные средства, но и информация о деятельности и доходах юридических и физических лиц. Широко применяется внедрение "своих" людей в предприятия с целью получения информации о сделках и полученной прибыли, подмена руководства предприятий людьми, имеющими связи с преступными группировками. То есть налицо процесс "криминализации" ранее "некриминальных" предприятий.

Анализ результатов деятельности налоговых органов позволяет сделать вывод о том, что в настоящее время коррупция в смычке с организованной преступностью является мощным фактором, дестабилизирующим налоговую систему. Усиление влияния криминальных группировок в сфере экономики, превращение их в легальных субъектов финансово-экономической деятельности во многом происходит благодаря протекции и покровительству со стороны коррумпированных элементов.

Наиболее распространенной стала схема: "государственный чиновник - руководство государственного или акционированного предприятия - сеть создаваемых при нем "дочерних" фирм-паразитов и коммерческих структур самого различного профиля". В состав учредителей таких фирм через подставных лиц или непосредственно входят директора крупных государственных предприятий, а порой и представители властных структур и преступных группировок. Как правило, через них осуществляется наиболее прибыльная часть оборота капитала, сокрытие доходов, последующее отмывание преступно нажитых средств и их вывоз за рубеж.

Например, в ходе проверки Управлением финансовой службы налоговой полиции (УФСНП) по Тульской области финансово-хозяйственной деятельности только одного АО "Тульский комбайновый завод" была вскрыта целая сеть образованных при АО коммерческих структур: ТОО "Нива-Торг", ТОО "Нива-Строй", КАБ "Нива-Банк", НПА "Нива", ИЧП "Циклон" и др. Встречная проверка указанных предприятий позволила вскрыть сокрытие прибыли на сумму около 300 млн. рублей.

Подобная картина типична для многих регионов, при этом экономическая деятельность государственных предприятий, как правило, убыточна, парализована неплатежами, в то время как дочерним фирмам под протекцией коррумпированных чиновников создается режим наибольшего благоприятствования (льготы по налогам, кредитам и бюджетным инвестициям, лицензированию, заключение наиболее выгодных сделок и пр.).

Распространенной формой коррумпированных проявлений в кредитно-финансовой сфере является передача бюджетных средств в управление коммерческим банкам. Это часто приводит к тому, что государственные финансовые средства используются не по целевому назначению, растрачиваются и присваиваются коммерческими структурами.

Характерным примером является деятельность "Башкредитбанка", осуществляющего в 1992-1993 гг. аукционную продажу кредитных ресурсов, являющихся бюджетными средствам Республики Башкортостан. Часть кредитных сумм попала в определенные коммерческие структуры без каких-либо гарантий их возвратности. Руководитель Уфимского городского центра досуга "Интеркод", учрежденного при Управлении культуры мэрии г. Уфа, Решетников получил по нескольким договорам кредиты на сумму свыше 300 млн. рублей. Проверка УФСНП Республики выявила сокрытие налогов на сумму свыше 700 млн. рублей. Преступная деятельность Решетникова пресечена, однако ему удалось выехать в Таиланд. Там он открыл представительство "Интеркод". Как установлено, возможность хищения денежных средств Решетников получил при содействии должностных лиц городской мэрии г. Уфа, которая замечены в оказании пособничества не только "Башкредитбанку" [7, с. 166-169].

Использование банковской сферы в целях совершения хищений и мошеннических операций по завладению крупными денежными средствами, незаконного получения и использования кредитов, неконтролируемого перелива капиталов в теневую экономику и зарубежные банки отмечается практически повсеместно. Несовершенство законодательства приводит к тому, что в таких случаях виновные, как правило, отделываются штрафами, а вопрос о привлечении их к уголовной ответственности за использование служебного положения не встает. Наибольшую опасность и ущерб экономике России такая практика приносит на крупнейших предприятиях металлургии, переработки нефти и др.

 

Лекция 4. Российское законодательство о мерах борьбы с коррупцией

· § 1. Общая характеристика должностных преступлений

· § 2. Меры борьбы с коррупцией, предлагаемые в проектах российских законов